Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Половое воспитание детей. Репродуктивное здоровье⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Половое воспитаниеможно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. В психосексуальном развитии выделяют несколько периодов: пренатальный, в котором происходит морфологическая и физиологическая дифференцировка гонад, гениталий и структур мозга; парапубертатный (1-7 лет), когда ребёнок осознаёт половую принадлежность, у него возникает любопытство, направленное на половые признаки, половые органы; препубертатный (7-13 лет), характеризующийся выработкой полоролевых установок, усвоением принципов общения между людьми разного пола, формированием стереотипа полоролевого поведения; пубертатный (12-18 лет), когда платонические мечты и фантазии, ухаживание, платоническое общение, свойственное начальному этапу периода, постепенно развиваются в эротические фантазии, эротические ласки и игры; переходный период сексуальности, для которого характерны сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, сексуальные эксцессы и т.д.; период зрелости, характеризующийся регулярной половой жизнью, вхождение в полосу условно-физиологического ритма. И на каждом этапе полового развития необходима своя специфика полового воспитания детей, подростков и юношей и девушек. На первом этапе (парапубертатном) важно формирование у ребёнка половой самоидентификации. Ребёнок должен чётко осознать, какого он пола. Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий, и не только анатомических, но и психологических и социальных. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине, а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью. На этапе препубертатного периода важно формирование у детей представления о социальных ролях мужчин и женщин, мужа и жены. Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания - личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые образцы. Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ. Важно, что бы дети уяснили для себя, что отношения между мужчиной и женщиной должны строиться на взаимной любви и уважении, на доверии и понимании сущности другого человека. Пубертатный период в отношении полового воспитания - это самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. Важным на данном этапе формирования личности является выработка правил поведения подростка, привитие скромности в половых вопросах, принятие в качестве собственных установок понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», воспитание правильного отношения будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности. Нельзя также сводить половое воспитание к чрезмерной опеке и ограничиваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае. Именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь. Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь – моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У ребенка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере родительских и семейных взаимоотношений, а также отношений литературных героев. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребенка. Важно объяснить детям простую истину: мужчины и женщины являются либо несчастными, либо счастливыми, в соответствии с их способностью дарить и получать любовь. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек – к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных. В старшем возрасте особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов: 1. добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнеров к вступлению в сексуальную близость); 2. уважение личности партнера; 3. уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости). Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других. Репродуктивное здоровье Высокий уровень репродуктивного здоровья подразумевает полную реализацию репродуктивных прав граждан, к которым относятся: свобода выбора в репродуктивном поведении, включая право в выборе супруга, количества детей и величины интергенетических интервалов; доступ к квалифицированной информации и средствам по удовлетворению нужд, связанных с репродукцией и сексуальным здоровьем; гендерное равенство; сексуальная и репродуктивная безопасность, в том числе свобода от насилия и право на конфиденциальность. В Республике Беларусь последовательно проводится работа по реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья, сформулированной в 1994 г. на международной Каирской конференции по народонаселению и развитию, которая включает: · содействие безопасному и ответственному поведению, особенно в подростковом возрасте; · снижение числа абортов и обеспечение условий для их безопасного проведения; · профилактику, своевременное выявление и лечение ИППП; · охрану прегравидарного (перед зачатием) здоровья и обязательную прегравидарную подготовку; · лечение бесплодия; · обеспечение эффективной антенатальной охраны плода и безопасного материнства; · раннее выявление и лечение онкопатологии репродуктивной системы; · профилактику патологии климактерия; · создание службы планирования семьи; · вовлечение мужчин в процесс охраны репродуктивного здоровья, партнерство; · искоренение всех форм гендерного насилия. Перечень сексуальных прав человека, который основывается на признаваемых государствами общих правах человека. В него вошли: · Право на сексуальное здоровье, обеспечиваемое доступностью медицинской сексологической помощи. · Право на информацию, связанную с сексуальностью. · Право на половое просвещение. · Право на физическую неприкосновенность. · Право выбора партнёра. · Право на самостоятельное принятие решения о начале половой жизни. · Право на добровольность половых и брачно-семейных отношений. · Право на самостоятельное принятие решения о зачатии ребёнка и деторождении. · Право на реализацию сексуального потенциала, ведение безопасной и позволяющей достичь удовлетворения половой жизни.
|