![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственная структура предприятия
Производственная структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев: участков, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект; определяется размером предприятия, отраслью производства, уровнем технологии и специализации предприятия. Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, НТП, социально-экономических процессов. Однако при всем многообразии структур производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт продукции. В целях обеспечения нормального функционирования структура производственного предприятия должна включать: -органы управления предприятием; -функциональные отделы, лаборатории, другие непроизводственные службы; -цехи основного производства; -вспомогательные и обслуживающие цехи, склады; -прочие организации (подсобные, социально-бытовые). Под производственной структурой завода понимают состав производственных цехов, вспомогательных и обслуживающих подразделений с указанием связей между ними. Производственный цех – это производственное административно-хозяйственное обособленное подразделение завода, включающее в себя производственные участки, вспомогательные подразделения, служебные и бытовые помещения, а также помещения общественных организаций. При этом состав производственных участков и вспомогательных подразделений определяется конструкцией изготовляемых изделий, технологическим процессом, программой выпуска и организацией производства. Производственным участком называют объединенную по тем или иным признакам группу рабочих мест, выделенную в самостоятельную административную единицу и возглавляемую мастером. В состав производственного участка может входить несколько отделений. Профиль, масштабы и отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Каждая стадия, через которую проходит предмет труда в процессе его обработки, представляет собой совокупность работ, характеризующихся технологической однородностью и создающих основу расчленения процессов производства на частичные процессы, выполняемые работниками различных профессий и квалификации. Расстановка рабочих по рабочим местам сопровождается обычно образованием бригад, групп и служб. Бригады создаются для выполнения заданий, требующих совместной деятельности нескольких человек. В зависимости от характера, сложности и особенностей производственного процесса, трудоемкости работ определяется численный и профессионально-квалификационный состав бригады и ее организационная форма: специализированная или комплексная. Бригады, рабочие группы, звенья формируются в участки и сектора, а те в свою очередь — в цеха, отделы, лаборатории. Цеха, отделы, лаборатории формируют структуру предприятия. В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы создается рабочее место, определяемое на основе технических и эргономических нормативов. Производственные участки (цехи, мастерские) подразделяются на две группы: 1. Участки основного производства, где непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации. Они формируются в соответствии с профилем предприятия и в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. К главным задачам основных участков относятся: своевременный выпуск продукции, снижение издержек производства, повышение качества продукции, возможность своевременной перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями рынка. Эти задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения участков, их кооперирования и обеспечения пропорциональности производственного процесса от первой до последней операции. Существуют следующие формы специализации цехов: -предметная специализация (сосредоточение в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции); -подетальная (поагрегатная) специализация (закрепление за каждым участком изготовления отдельных деталей или агрегатов машин); -технологическая (стадийная) специализация (пооперационное разделение труда между участками); -территориальная специализация (каждый участок может выполнять одинаковые функции на удаленных друг от друга территориях). 2. Вспомогательные и обслуживающие цеха, результат деятельности которых потребляется внутри самого предприятия. Основной задачей вспомогательных участков является обеспечение нормальной, бесперебойной работы участков основного производства. К вспомогательным относятся производственные участки по: -изготовлению, ремонту и настройке приспособлений, приборов, инвентаря; -надзору за работоспособностью и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий, сооружений; -обеспечению электрической и тепловой энергией, надзором и ремонтом электрооборудования и тепловых сетей; -внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции; -склады предприятия. Рис 2.1 План главного производственного корпуса вагоноремонтного завода 1 – пути колесного парка 2 – ремонтные пути 3 – вагоносборочный участок 4 – тележечный участок 5 – колесный участок 6 – участок роликовых подшипников 7 – служебно-бытовое помещение 8 – участок ремонта крышек люков и других агрегатов 9 – кузнечное отделение 10 – сварочное отделение 11 – контрольный пункт автосцепки 12 – механическое отделение 13 -14 - центральная инструментальная кладовая 15 – деревообделочное отделение
Для завода, специализированного на ремонте цистерн для бензина и светлых нефтепродуктов, производственная структура может быть следующей: а) Основные производственные участки: - вагоносборочный цех с ремонтно-сборочным отделением и отделением по окраске вагонов; Вагоносборочный цех служит для производства разборочных, ремонтно-сборочных и малярных работ на вагоне. Ремонтно-сборочное отделение предназначено для производства разборочных и ремонтно-сборочных работ на раме и котле цистерны. Разборочные операции при поточной форме организации производства выполняются, как правило, на позициях перед зданием депо. Ремонтные позиции отделения оснащены подъемными площадками для слесарных и сварочных работ на котле, оборудованными гидравлическими комплектами электроинструмента, установкой для снятия и постановки поглощающих аппаратов с гидравлическими гайковертами. Рабочие места оборудуют раздаточными колонками сжатого воздуха, розетками для подключения электросварочных аппаратов и электрического инструмента. Передвигаются вагоны с позиции на позицию с помощью конвейера. Для подъемки вагонов используются стационарные электрические домкраты грузоподъемностью 30 тонн. Подъемка и перемещение тяжелых деталей производиться мостовым краном грузоподъемностью 10 тонн. Малярное отделение служит для окраски вагонов с последующей их сушкой. Для ускорения процесса окраски и облегчения труда маляров используют механизированные способы окраски с применением установок безвоздушного распыления и передвижения конвейерной сушки. Между ремонтно-сборочным и малярным отделением предусматривается тамбур-шлюз шириной не менее 6 метров с огнестойкими перегородками.
Рис 2.2 План сборочного цеха I - разборка; II - электросварочные и правильные работы; III - ремонтные работы; IV - окраска; V - сушка; VI - нанесение надписей; VII - приемка контейнеров; 1 - контора; 2 - бытовые помещения; 3 - помещение для приготовления краски; 4 - кладовая инструмента и запасных частей; 5 - кладовая лесоматериалов; 6 - трансформаторная подстанция (размеры в метрах)
- участок по ремонту тележек; Отделение ремонта тележек служит для разборки, ремонта и сборки тележек. Тележки ремонтируются в тележечном отделении поточным методом, который предусматривает полную их разборку, осмотр, определение величины износа, неисправности боковой рамы, надрессорной балки, устранение выявленных неисправностей.
Рис 2.3 Поточная линия ремонта тележек 1 — позиция выкатки тележек; 2 — позиция разборки и сборки тележек; 3 — позиция мойки рамы тележки; 4 — позиция разборки и проверки рамы; 5 — позиция ремонта рамы; 6 — сборка рамы; 7 — окраска рамы; 8 — сушка рамы; 9 — накопитель колесных пар; 10 — кран-балка; 11 — место для сборки; 12 — монтажная машина; 13 — участок ремонта буксовых узлов и рессорного подвешивания; 14 — накопитель готовых буксовых узлов; 15 — место разборки; 16 — накопитель тележек и рам
- колесно-роликовый участок с отделениями обмывки (очистки) колесных пар, колесотокарным, роликовых подшипников с демонтажным, ремонтным, комплектовочным и монтажным отделениями, парком тележек и колесных пар; Колёсотокарное отделение предназначено для ремонта колесных пар. Колесотокарное отделение имеет следующие участки: участок обмывки и очистки колесных пар; колесотокарное отделение; участок дефектоскопии колесных пар; отделение по наплавке гребней колес и резьбы М110 колесных пар. В отделении очистки и обмывки колесных пар выполняется очистка, обмер и определение вида ремонта колесных пар, а также обмывка колесных пар после демонтажа буксового узла. Участок дефектоскопии предназначен для проверки неразрушающего контроля элементов колесных пар с целью выявления скрытых дефектов. В отделение по наплавке выполняется восстановление резьбы М110 шейки оси и гребней колес колесных пар наплавкой. В колесотокарном отделении производится обточка колесных пар с целью устранения дефектов поверхности катания колес колесных пар и после наплавки.
Рис.2.4 Планировка колесного цеха 1 – выходной контроль; 2 – площадка для окраски и сушки колёсных пар; стенд для монтажа роликовых букс; 3 – поворотные устройства; 4 – устройство выходного контроля (дефектоскопия, измерение и клеймение колёсных пар); 5 – накопители колёсных пар; 6 – портальные колесотокарные станки; 7 – станки для обтачивания и накатывания шеек и предподступичных частей осей колёсных пар; 8 – устройства для поперечного перемещения колёсных пар; 9 – установка для магнитной и ультразвуковой дефектоскопии; 10 – стенд для измерения колёсных пар; 11 – моечная машина; 12 – стенд демонтажа роликовых букс; 13 – колёсный парк; 14 – участок ремонта и комплектования подшипников и буксовых узлов;
- ремонтно-комплектовочный участок с отделениями автосцепки, ремонта сливных и предохранительно-выпускных приборов; Ремонтно-комплектовочный участок (РКУ) предназначен для ремонта деталей, комплектования и проверки узлов с целью обеспечения ремонта вагонов по принципу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными. Контрольный пункт автосцепки служит для ремонта автосцепного устройства вагонов. Ремонт автосцепки организуется на поточной линии с созданием межоперационных запасов объектов ремонта между рабочими местами. Для ремонта поглощающих аппаратов предусмотрены механизированные стенды, ремонт тяговых хомутов осуществляется на поточной линии, применяются стенды для производства сварочно-наплавочных работ, приспособления для обработки деталей механизма сцепления, хвостовика корпуса.
Рис 2.5 План контрольного пункта автосцепки 1 – контейнеры для поглощающих аппаратов; 2 – стол для осмотра и определения объема ремонта тяговых хомутов; 3 – поточная линия для ремонта тяговых хомутов; 4 – стенд для наплавки тяговых хомутов; 5 – сварочный стол; 6 – рольганг; 7 – полуавтомат А-765; 8– стенд-кантователь для наплавки автосцепки; 9 – подвесной монорельс; 10 – стеллаж-верстак; 11– вертикально-фрезерный станок.; 12 – горизонтально-фрезерный станок; 13 – верстак; 14 – наждачно-шлифовальный станок с гибким валом; 15 – стенд для обработки шина автосцепки; 16 – стеллаж; 17 – сборочный стенд; 18 – кассета обоим для автосцепки; 19 – стенд для клеймения деталей; 20 – стеллаж для отремонтированных детален автосцепки; 21 – контейнер для деталей автосцепки; 22 – кран-балка грузоподъемностью 0.5 т; 23 – слесарный верстак; 24 – шкаф для инструмента и шаблонов; 25 – стол для проверки деталей автосцепки; 26 – кассета упорных плит; 27 – стенд для ремонта поглощающих аппаратов; 28 – стенд для разборки механизма сцепления автосцепки; 29 – установка для дефектоскопии хвостовика автосцепки; 30 – механизированная тележка для транспортировки автосцепок; 31 – рольганг для подачи комплектов поглощающих аппаратов.
б) Вспомогательные производственные цехи и отделения: - ремонтно-механический цех; Ремонтно-механический цех. Его назначение - изготовление и ремонт запасных частей для основного и вспомогательного оборудования. Цех, как правило, имеет большой станочный парк: токарные, фрезерные, шлифовальные, зубонарезные станки и т.д. Так же на территории цеха располагается сварочный участок, где выполняются работы по ремонту деталей (трещин, дефектов литья, наплавке износостойких покрытий и т.д)
Рис. 2.6 Схематический план ремонтно-механического цеха 1 — кузнечный участок; 2 — вентиляторный и тепловой пункт; 3 — щитовая; 4 — токарно-винторезный станок; 5 — верстак; 6 — участок мойки; 8 — участок технического обслуживания и текущего ремонта; 9 - фрезерный станок 10 — склад запасных частей и сборочных единиц с инструментально-раздаточной кладовой; 11 — слесарно-механический участок.
- электросварочное отделение Электросварочное отделение служит для выполнения сварочно-наплавочных работ при восстановлении деталей вагонов. В сварочном отделении оборудованы специальные кабины, где установлены сварочные автоматы и полуавтоматы.
Рис 2.7 План электросварочного отделения 1 – стенд для испытания шлифовальных кругов; 2, 14 – шкафы управления полуавтоматами; 3 – сварочный полуавтомат А-П97; 4 – вентиляционный воздухопровод; 5 – вентилятор; 6 – реостаты; 7, 13, 16 – сварочные аппараты; 8 – приспособление для наплавки триангелей; 9, 17, 18 – выпрямители; 10 – распределительный щит; 11 – сварочный генератор; 12– кран-балка; 15 – трансформатор; 19 – стол сварщика.
- участок ремонта электросилового оборудования завода (электроцех); Электроцех включает специализированные по видам работ и обслуживаемому оборудованию участки. Он обеспечивает все виды работ по эксплуатации заводского электрооборудования, межцеховых электроустановок, электрических сетей и систем связи, автоматики, систем диспетчерского управления, электрооборудования заводского вычислительного центра, осуществляет оперативное управление и техническое руководство проведением профилактического и текущего ремонтов электрооборудования, крупных производственных установок и агрегатов.
Рис.2.8 Участок ремонта электросилового оборудования 1— участок ремонта вводов и разрядников, 2 — пропнточно-сушильный участок, 3 — окрасочный участок, 4 — сварочный участок, 5 — испытательный участок, 6 — разборочно-дефектовочный участок, 7 — участок ремонта активной части, 8 — сборочный участок, в — изолировочно-обмоточный участок, 10 — кладовая, 11 — вентиляционная камера
- малярное отделение; Малярное отделение служит для окраски вагонов и последующей их сушки. Для ускорения процесса окраски и облегчения труда маляров в грузовых вагонных депо используют механизированные способы окраски с применением установок безвоздушного распыления «Радуга-0, 63», «Радуга-1, 2» и передвижных установок конвекционной сушки.
Рис 2.9 Малярное отделение 1– безвоздушный распылитель «Радуга 0, 63»; 2 – шкаф для красок и кистей; 3 – камера для окраски крупных деталей; 4 – гидрофильтры; 5- вытяжные трубы.
- инструментальное отделение; Инструментальное отделение осуществляет хранение, учет и выдачу режущего, измерительного, слесарного инструмента, производит ремонт и частичное его изготовление. В помещении устанавливают шкафы, стеллажи и пирамиды для хранения приспособлений, режущего, слесарного, измерительного инструмента и ванны с керосином для пневматического инструмента. Рис.2.10 Центральная инструментальная кладовая 1 Стеллаж для абразивного инструмента 2Стеллаж с поддонами для электрических и пневматических ручных машин, средств малой механизации, 3Стеллаж для мелкого режущего инструмента 4Стенд для испытания редукторов, манометров и резаков после ремонта 5Верстак 6Тиски В-120 7Заточный станок 8Тумбочка для настольно-сверлильного станка 9Настольно-сверлильный станок 10Гребенки для подключения пневматических ручных машин 11Токарно-винторезный станок с высотой центров не менее 100 мм 12Стенд для проверки электроинструмента СПЭИ-2 13Огнетушитель химический пенный ОП-5 14Умывальник 15Шкаф для одежды 16Стол конторский двухтумбовый 17Стул специальный с регулируемой высотой сиденья 18Сейф 19Стеллаж с дверками для измерительного, режущего дорогостоящего инструмента и приборов Все эти участки и отделения предназначены для различных по характеру и объему работ, но в то же время взаимосвязанных общим технологическим процессом.
|