Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие № 2 (2 ч.)
Тема: Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Основные понятия: чувство взрослости, рефлексия, акселерация, инфантилизм, интимно-личностное общение, пубертатный период, «трудный» подросток, акцентуация характера, девиантное поведение, делинквентное поведение, референтная группа, конформность, инфантильность, акселерация. Основные вопросы: 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психологические особенности поведения подростка. 2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. 3. Классификация «трудных» подростков, основные факторы трудности подросткового возраста. 4. Рекомендации по работе с трудными школьниками (диагностика, коррекция). Психологический практикум: Рассмотрение и изучение психодиагностических методик по выявлению потребностно-мотивационной сферы подростков (Приложение 1, 2, 3, 4). Краткий обзор публикаций: - Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью. // Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 33-41. - Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии, 2010, № 1, с. 24-33 - Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению // Вопросы психологии, 2009. - № 5,. 28-39. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Форма проведения занятия: Практическое занятие – дискуссия. Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: - проверочная работа (на знание основных понятий); - обсуждение теоретических вопросов; - просмотр фрагментов учебных фильмов; - изучение психодиагностических методик; - индивидуальная и групповая работа. Литература: Основная: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2007. 2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2009. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2005. 4. Немов Р.С. Психология: Психология образования. - М., 2009. 5. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2009. Дополнительная: 1. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии, 2001, - № 6, с.132. 2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью. // Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 33-41. 3. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. – М.; Обнинск: ИГ –СОЦИН, 2010. 4. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. – 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М., 2004. 5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теории и методы изучения. – Киев, 1998. 6. Кле М. Психология подростка. – М., 1992. 7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. – М.. 1995. 8. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко, - СПб, 2001. 9. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. – М., 2005. 10. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 1997. 11. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. -// Вопросы психологии, 1999, № 6, с. 54. Приложение 1 Методика «Мотивы учения» (Маркова А.К.) Цель: выявить мотивы учения младших подростков. Экспериментальный материал: бланк анкеты, ручка. Ход выполнения задания: Инструкция: внимательно прочитайте все пункты анкеты и только после этого подчеркните те из них, которые соответствуют Вашим устремлениям.
|