![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Эмоциональное развитие
Младенческий возраст — период жизни ребенка от одного-двух месяцев до года. Первая улыбка как реакция на лицо взрослого человека является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности, неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как назвал ее Л.С. Выготский. Жизнь ребенка полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого человека (в первую очередь мамы), она как бы вплетена в его жизнь и деятельность, они живут общей жизнью. Ведущая потребность младенчества — потребность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность — эмоционально-непосредственное общение. М.И. Лисина описала четыре критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении: - внимание и интерес ребенка к взрослому (младенец смотрит, следит, рассматривает лицо взрослого); - эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого. К четвертой неделе жизни у ребенка можно наблюдать улыбку в ответу на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. На втором месяце жизни у ребенка складывается форма поведения, которая получила название «комплекс оживления» — сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого, выражающийся в эмоциональных реакциях, двигательных реакциях, в предречевой вокализации (гуление, гуканье); -инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь к себе внимание, проявить себя. Ребенок начинает улыбаться по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого; - чувствительность ребенка к отношению взрослого. Если двух месяцев ребенок доброжелательно реагирует на любого взрослого (даже на его изображение), то позже не просто начинает улыбаться виду взрослого, а различает его отношение к себе. И если молчащий взрослый наклоняется над младенцем со специально от репетированным «индифферентным» выражением лица, то это вызывает недовольство и плач. Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпитализма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войн! для описания психического развития детей, потерявших родителе! и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание, наблюдаются замедление эмоционального и речевого развития ребенка, задержка pas вития познавательных функций. Эмоциональное развитие младенца, с одной стороны, зависит oт общения с близкими взрослыми, а с другой — является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок-взрослый». Установлены следующие последовательность, сроки длительность (средние данные) формирования положительных отрицательных реакций у детей первого года жизни (О.В. Баженова): улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель; улыбка прост на лицо— от 7 до 14 недель; комплекс оживления на говорящее лицо— от 8 до 14, 5 недели; комплекс оживления на яркий предмет — от 12 до 20, 5 недели; смех — от 20 до 30 недель; хныканье— от 6 до 21, 5 недели; негативные реакции при отнятии игрушки — от 20 до 39 недель; плач (появление активных интонационных характеристик плача, направленного другим: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий плач) — от 30 до 60 недель. В семь-восемь месяцев начинает проявляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей (иногда эту реакцию называют «тревожное предчувствие разлуки»): грусть или острый испуг на исчезновения мамы (или другого близкого человека) и робость, настороженность, сильное беспокойство при появлении незнакомых людей. Появление данных реакций, по мнению психологов, важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям; она также говорит о растущей когнитивной способности младенца различать знакомых и незнакомых взрослых. Английский исследователь Дж. Боулби был одним из первых, кто пытался доказать, что нарушение чувства привязанности между матерью и ребенком имеет отрицательные последствия для всего дальнейшего психического развития ребенка. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности, надежности и защищенности. Теплые, прочные отношения между младенцем и матерью приводят к более высокому уровню развития когнитивной компетентности и социальных навыков. Как показали исследования, эмоционально привязанные дети более любознательны, независимы и компетентны, проявляли больше фантазии в символических играх, больше настойчивости в учебе, более эффективно общались со взрослыми и сверстниками чем их ровесники. Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или к другому взрослому, заботящемуся о нем, служит основой его дальнейшего развития.
28.3. Когнитивное развитие В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. К одному-двум месяцам совершенствуется зрительное сосредоточение, становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве. К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу. В три-четыре месяца возникает реакция на новизну, выявляемая по длительности удержания взгляда на новом предмете. Ребенок начинает различать зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Например, если ребенка трех-четырех месяцев кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Если детям показывали ряд квадратов, завершаемый параллелограммом, то на последний они смотрели гораздо дольше. | Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положении, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей. Они могут уловить разницу между отдельными звуками, даже очень похожими. В два - четыре месяца возникает способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из-за которого должен показаться предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется. Но примерно до пяти месяцев их не беспокоит, если с другой стороны экрана появляется совершенно новый предмет. Дети старше этого возраста начинают волноваться не только, если с другой стороны экрана появляется новый предмет, но даже тогда, когда появляется тот же самый, но быстрее или медленнее, чем они ожидали. До пяти месяцев малыши также не пытаются искать предмет: складывается впечатление, что, как только он исчезает из виду, они сразу забывают о нем. Между пятым и восьмым месяцами возникает способность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего • предмета и к организации поискового поведения. Дети этого возраста любят игры наподобие пряток. Однако в возрасте четырех— восьми месяцев ребенок находит предмет, если он закрыт платком лишь частично, и только после восьми месяцев он способен найти предмет, полностью закрытый платком. Очень интенсивно развиваются у детей тактильные ощущения. В 10—12 месяцев ребенок может опознать предметы, опираясь только на свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, может различить на ощупь знакомые и незнакомые предметы В возрасте между шестым и 12-м месяцами дети начинают действовать «понарошку», особенно если старшие им подают пример: они могут изобразить знакомые им действия (как они спят, едят, пьют). Начинается в младенчестве и речевое развитие. Выделяются следующие этапы развития собственной голосовой активности младенцев: —> 2—3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализаций: гуление, когда ребенок как бы играет с гласными звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье (соединение согласных звуков, подобно кряхтению — «кхх»); -> 6—7 месяцев — появление эмоциональных возгласов, вскриков — коротких, эмоционально насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); -» 6—8 месяцев — исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми; -> 7—8 месяцев — появляется лепет: звукосочетания, комбинация гласных и согласных звуков («дай-дай-дай», «та-та-та», «ма-ма-ма»); -» 8—9 месяцев — возникает усложненный лепет — звукосочетания родного языка, имитирующие речь; -> 9—12 месяцев — спонтанные вокализации сокращаются; -> 10—12 месяцев — появление первых слов. Первые слова, как правило, основаны на звукоподражании («бах» или «га-га-га») или представляют собой особые звукосочетания, понятные только матери и ребенку и употребляемые в определенной ситуации, например «ка» — картинка, «гуг» — медведь. Процесс овладения речью является результатом сложного взаимодействия общих когнитивных способностей ребенка, его специальных лингвистических способностей и речевого опыта. Имеются убедительные доказательства того, что именно ситуация социального взаимодействия играет важнейшую роль в формировании механизмов первоначального понимания речи и активного проговаривания. Именно в «сотрудничестве» со взрослым ребенок делает важное открытие — о коммуникативной природе языка как средстве общения, сначала жестового, потом звукового. К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания» (тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) приводит к тому, что дети начинают понимать значение указывающего жеста и могут посмотреть в указанном направлении,, если кто-то использует его, вскоре после этого они начинают сами применять такой жест, когда возникает необходимость направить чье-либо внимание в нужную сторону. Указательный жест, являющийся уникальной человеческой способностью, считается одним из важных показателей развития адресного общения, поскольку он позволяет выделить из окружающей обстановки объект, представляющий интерес как для себя, так и для партнера по общению (Дж. Баттерворт, М. Харрис). Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных жестов (Л.С. Выготский). Установлено, что существует взаимосвязь между способностью ребенка пользоваться указательным жестом и уровнем его речевого развития. Частота использования коммуникативных указательных жестов детьми в возрасте 9—12, 5 месяцев положительно коррелирует с объемом вербального лексикона, используемого ими в течение второго года жизни. К концу первого года ребенок обычно понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми. Считается, что, когда количество понимаемых слов достигает 20—30, ребенок начинает говорить сам. Речь младенца специфична по своей структуре, она состоит из обрывков слов, поэтому ее нередко называют «языком нянь», это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. 28.4. Двигательное развитие Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом, табл. 2 представлена помесячная динамика формирования двигательных навыков «среднего» ребенка из «Шкалы моторных способностей детей» Р. Гриффитса. Таблица
|