Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема соотношения обучения и развития
Соотношение процессов обучения и развития не представляет проблемы для концепции социального научения. Принято считать, что все психическое развитие есть не что иное как научение и закрепление воздействий социальной среды. Остается только выяснить наиболее благоприятные периоды для тех или иных воздействий среды, так называемые сензитивные периоды. В других подходах, предполагающих спонтанное психическое развитие за счет внутренних противоречий, роль обучения уже не выглядит такой всеобъемлющей. Ж. Пиаже, например, считал, что любое обучение должно начинаться только тогда, когда у ребенка уже готовы соответствующие мыслительные структуры. Согласно его точке зрения ребенок самостоятельно в процессе собственной активности должен сформировать более сложные когнитивные схемы, а затем с помощью обучения распространить их на более широкий круг явлений действительности. Таким образом, по Пиаже, обучение не может перевести развитие с одного этапа на другой, а может лишь способствовать распространению достигнутого уровня развития на разные области С такой точкой зрения, что «обучение плетется в хвосте у развития», не мог согласиться Л.С. Выготский. По его мнению, обучение должно вести за собой развитие. В отличие от Пиаже основной движущей силой психического развития ребенка он считал не деятельность ребенка с предметами, а общение его с социальным окружением. В общении, во взаимодействии со взрослым каждый ребенок способен на большее, нежели наедине с тестовыми задачами. Таким образом, уровень потенциального развития ребенка (то, на что он способен в сотрудничестве) всегда превышает уровень его актуального развития на некоторую определяемую индивидуально величину. Это опережение Выготский и назвал зоной ближайшего развития, на которую должно ориентироваться обучение. Получается, что обучение должно опережать актуальный уровень развития ребенка и благодаря сотрудничеству с более компетентным взрослым поднимать этот уровень до потенциального, т.е. вести развитие за собой. (?) Контрольные вопросы 1.В чем состоят преимущества и недостатки биогенетического подхода к психическому развитию? 2. Каковы особенности социогенетического подхода к психическому развитию? 3. Чем отличаются взгляды сторонников концепции конвергенции и психогенетического подхода? 4. Каковы современные взгляды на место и роль кризисов в психическом развитии ребенка? 5. Что вам известно о психоаналитических концепциях психического развития? 6. Что нового в представление о развития личности человека внес Э. Эриксон? 7. Каковы основные стадии развитие детского интеллекта по Ж. Пиаже? 8. В чем состоит своеобразие психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому? 9. Каковы движущие силы психического развития ребенка, по Д.Б. Эльконину? 10. Каковы основные критерии выделения возрастных стадий в отечественной психологии? CD Тестовые задания 1- Утверждение «каждый человек в ходе своего индивидуального психического развития необходимо повторяет все стадии развития человеческого общества» принадлежит... А. Биогенетическому подходу к психическому развитию. Б. Социогенетическому подходу к психическому развитию. В. Концепции конвергенции двух факторов. Г. Психогенетическому подходу. 2. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации дет ства... A. Новообразования, ведущий тип деятельности. Б. Новообразования, динамика перехода от одного периода к другому. B. Динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития. Г. Новообразования, социальная ситуация развития. 3. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит... A. 3. Фрейду. B. Э. Эриксону. Г. Л.С. Выготскому. 4. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для... A. Биогенетических концепций психического развития. B. Концепции конвергенции двух факторов.
ГЛАВА 28. МЛАДЕНЧЕСТВО
|