![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация психического развития ребенка, по Д.Б. Эльконину
Условные обозначения: - развитие мотивационно-потребностной сферы; — развитие интеллектуально-познавательной сферы; —переходы от эпохи к эпохе; — переходы от периода к периоду В периодизации Эльконина уделено место и кризисам, как переломным точкам, где отмечается наибольшее расхождение в уровне развития различных сторон личности ребенка (потребностной и операциональной). Причем, с точки зрения автора, наиболее резкие измененияиболее выраженные кризисы встречаются там, где развитие мотивационно-потребностной стороны личности отстает от развития ее операциональных возможностей (например, кризисы в три года и в 11 лет).Именно в этих случаях должны более резко изменяться и социальная позиция ребенка, его положение в обществе и отношение общества к нему. Итак, Д.Б. Эльконин разбил весь период развития ребенка до 18 лет на три эпохи психического развития: раннее детство, детство и подростничество. Каждая эпоха включает два периода. В раннем детстве это младенчество, где ведущим для психического развития оказывается непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (1-й тип); и собственно раннее детство, где ведущая деятельность предметно-манипулятивная, в которой ребенок при непременном руководстве взрослого осваивает способы употребления орудий и речи (2-й тип). Эпоха детства делится на дошкольное развитие с ведущей сюжетно-ролевой игрой (1-й тип) и младшее школьное с ведущей учебной деятельностью (2-й тип). В младшем подростничестве ведущей деятельностью Д.Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками (1-й тип), а в старшем — учебно-профессиональную деятельность (2-й-тип). Д.Б. Эльконин развивает концепцию Л.С. Выготского, соединяет культурно-историческую концепцию и деятельностный подход. Выделяются следующие основные понятия: идеальная форма, событийность и посредничество, образ совершенного действия, способ его явления — «встречи» с наличным поведением, поиск, и построение этого способа. Идеальная форма, по Л.С. Выготскому, существует как культура, работает как стимул-средство или знак, т.е. элемент культуры, посредством которого реконструируются и объективируются натуральные, как бы вне действующего человека сложившиеся формы поведения. Человек овладевает своим поведением, заново его порождая. Порождающий свое поведение человек становится его субъектом. Возникновение субъекта поведения происходит в точке встречи реальной и идеальной форм. Переход «натуральное — культурное» понимается Выготским как преодоление натуральной формы, причем достаточно энергичное. Это не постепенный эволюционный процесс, а именно сдвиг и скачок, происходящий через конфликты и коллизии. Согласно Л.С. Выготскому, переживание усилий, сопровождающее произвольное внимание, проистекает из работы овладения вниманием. «Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», — писал А.Н. Леонтьев. То, что отображено в знаке, является результатом не договора о связи между ним и реальными вещами, а определенного действия — видения наличной ситуации с определенной позиции, причем не просто видения, а определенного способа видения. Согласно Д.Б. Эльконину, идеальная форма всегда задана как проблема и никогда не дана как сущность. Идеальной формой он называет отношение идеи и ее предметности, т.е. выраженную, воплощенную идею. Соответственно элементы идеальной формы называются идеей и ее реалией. Идеальная форма есть то, что, по сути, не может пребывать, а может лишь сбываться — открываться и являться. Событие идеальной формы — это всеобщий способ ее существования. Акт развития и событие — синонимы. Событие не есть продолжение каких-либо причинных или начало целевых детерминаций, не есть следствие и последствие чего бы то ни было. Идеальная форма является не вследствие стечения обстоятельств, а вопреки ему. В этом смысле событие — особая переходная форма жизни. Культурным способом и образцом «жизни на переходе» и, соответственно, способом осуществления событийности выступает обрядово-мифологическая (обрядово-символическая) форма. В обряде и ритуале содержится взаимосвязь двух переходов, составляющих структуру события. Посредничество — это поиск способа инициации поиска. Проблема посредничества задана несвязанностью, несоотнесенностью двух позиций, а задача состоит в поиске того, что может их связать и взаимообратить.
|