![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис новорожденности. Первый период в жизни человека — новорожденность (от рождения до одного-двух месяцев)
Первый период в жизни человека — новорожденность (от рождения до одного-двух месяцев). Это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от биологического к социальному типу развития. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся резким изменением условий жизни: холод (при отсутствии системы терморегуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетельствует потеря ребенком в течение первых дней первоначального веса. Медицинский критерий конца кризиса новорожденности принято связывать с тем моментом, когда ребенок после потери веса, наберет первоначальный вес с которым он родился (примерно через 7—11 дней после рождения). Новорожденный совершенно беспомощен, у него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно, он полностью зависит от взрослого человека. С точки зрения Л.С. Выготского, новорожденность — это промежуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. ^ переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют: - питание ребенка — он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» — сосать; - недостаточная дифференциация сна и бодрствования — 80% времени проводит во сне, однако сон его носит бес покойный, прерывистый и поверхностный характер; короткие периоды сна чередуются с островками бодрствования; большую часть времени он находится в состоянии дремоты; - эмбриональная поза — ребенок находится в этой внутриутробной позе во время сна и бодрствования; - двигательные особенности — многие рефлексы новорожденного атавистические, исчезающие через несколько месяцев; - недоношенность или переношенностъ (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие. Л.С. Выготский говорит о «рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного», которая представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, влечения, ощущения), ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода является становление индивидуальной психической жизни новорожденного. Однако нельзя недооценивать возможности новорожденного. Новорожденные дети обладают целым рядом сложных врожденных рефлексов, большинство из которых, являясь наследием наших далеких предков, исчезает к концу второго — четвертого месяца. Эти рефлексы важны как показатели, отражающие состояние и процессы созревания нервной системы и составляющие анатомо-физиологическую основу психической деятельности младенца, поэтому в табл. 1 приводится краткая характеристика наиболее важных безусловных рефлексов новорожденного. Таблица 1
|