Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помесячная динамика формирования двигательных навыков
Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития движений дотягивания и схватывания. Приблизительно к пяти месяцам возникает акт хватания, когда у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и дотягивание и схватывание осуществляются под контролем зрения. Появление акта хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка: - формируется и совершенствуется первая функциональная система — зрительно-двигательная; - складывается предметное восприятие; - развивается рука: возникает противопоставление большого пальца всем остальным, что является видоспецифичным для человека и создает условия для удержания и использования орудий; -расширяются возможности манипулирования с предметами; - формируется познавательная потребность. Акт хватания продолжает развиваться и совершенствоваться в течение первого года жизни. Постепенно младенец учится координировать действия обеих рук. Установлено, что шестимесячные младенцы захватывают и удерживают игрушку, но если в этот момент им предложить другую игрушку, они роняют первую и берут вторую, так как могут контролировать одновременно действия только с одним объектом. Примерно с шести-семи месяцев ребенок постепенно научается перекладывать предмет из одной руки в другую и брать второй предмет, но если ему предложить еще третий, то второй он уронит. Не ранее чем к восьми-девяти месяцам у ребенка развивается стратегия накопления: теперь уже третий и последующие предметы ребенок перекладывает из руки в руку и кладет в удобное место на сохранение. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от четырех до семи месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков. В возрасте семи — десяти месяцев формируются «соотносящие» (соотносимые) действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек, может положить, поставить или нанизать один предмет на другой. После десяти месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (качать куклу, катать машинку, подносить ко рту чашку, звонить звонком и др.). Усложняется репертуар действий ребенка с предметами: нанизывание, вкладывание, открывание, катание, сжимание, скручивание, разьединение и т.д. Ребенок учится применять одни и те же действия по отношению к разным объектам и разные действия по отношению к одному и тому же объекту, он пытается выполнять сложные действия, необходимые для достижения определенных целей. 28.5. Кризис одного года Кризис одного года внешне выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности. Ребенок овладевает ходьбой, что расширяет его пространство, круг предметов, с которыми он сталкивавается. Это расширяет сферу его ориентировочно-исследовательской деятельности, способствует овладению большим кругом предметных действий. Стремление к самостоятельности почти всегда встречает отпор со стороны взрослых, поскольку многие действия ребенка могут причинить вред ему самому или окружающим. Отсюда — аффективные реакции ребенка, иногда очень бурные и яркие. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь годовалого ребенка автономна: многозначна, ситуативна, непонятна большинству окружающих. Эта речь — средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, значительно отличается от взрослой речи по звуковой форме, и по смыслу. Такая своеобразная речь тоже может служить источником аффективных вспышек ребенка: взрослые не понимают его желаний, так как не понимают его слов, жестов, мимики. Но речь, как ходьба, очень важна, потому что она также подготавливает разрыв прежней социальной ситуации развития, Ситуации «МЫ», ситуации полной слитности: ребенок отделяет себя от взрослого, там, где было единство, стало двое — взрослый и ребенок. Подводя итог первой стадии развития ребенка можно сказать, что основными новообразованиями младенчества являются потребность в общении, эмоциональное отношение к людям; акт хватания как основа человеческих действий с предметами; ходьба и появление первого слова. Именно они с необходимостью вызывают пocтроение новой ситуации развития — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на следующую стадию развития.
(?) Контрольные вопросы 1. Почему Л.С. Выготский считал, что в период новорожденности развитие носит смешанный, промежуточный характер между внутриутробной и внеутробной жизнью? 2. Способны ли новорожденные к научению? Как вы это можете доказать? 3. Чем первая улыбка младенца отличается от комплекса оживления? 4. Какова роль общения в психическом развитии младенца? 5. Когда появляется и о чем свидетельствует избирательность эмоциональных реакций младенца? 6. Какое значение для психического развития ребенка имеет формирование акта хватания? (Т) Текстовые задания 1. В младенчестве ведущей деятельностью является... A. Получение информации об окружающем мире. B. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. 2. Среди основных новообразований младенческого периода выделяя ются... A. Первая социальная улыбка. B. Акт хватания. Г. Способность к научению. 3. Избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в беспокойстве при разлуке с матерью (опекуном) и при появлении незнакомых людей, начинает проявляться... A. В период кризиса одного года. B. В 5—6 месяцев. Г. В 1—2 месяца при завершении кризиса новорожденности. 4. В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем... A. Опережает развитие двигательной системы. B. И развитие двигательной системы идут синхронно. Г. Отстает как от развития двигательной системы, так и от речевого Развития младенца.
|