Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема возрастных кризисов
Понятие кризиса или критического возраста вводилось в науку эмпирическии в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет как переход от дошкольного к школьному возрасту, затем трех— как возраст строптивости и упрямства, последний — кризис 13 лет, который был описан как негативная фаза возраста полового созревания (Ш. Бюлер). Иногда кризисы рассматривались как болезненные отклонения от истинного пути развития. В концепциях социального научения названия критических периодов социализации получили те возрасты, когда влияния среды наиболее эффективны. Сближая человека с животным, а развитие у ребенка социальной привязанности — с процессом запечатления, сторонники социогенетического подхода настаивают на критичности (или сензитивности в нашем понимании) более ранних возрастов. При представлении о психическом развитии как взаимодействии биологической наследственности и социального научения качественные изменения психики игнорируются, а потому и понятие кризиса как периода приобретения нового качества практически отсутствует. В психоаналитической традиции, напротив, подчеркивается качественное отличие одного этапа развития от другого. Однако и там первоначально применялось понятие конфликта, а не кризиса. Даже Э. Эриксон, который выделяет закономерные возрастные кризисы на каждом этапе развития личности, рассматривает кризис скорее как конфликт противоборствующих на каждом этапе благоприятных и неблагоприятных тенденций развития. П.П. Блонский одним из первых указал на то, что возрастные изменения могут происходить постепенно (литически) и резко (критически). Он называл времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, эпохами и стадиями, а времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически, плавно, постепенно, — фазами. Л.С. Выготский в свою очередь показал, что чередование стабильных и критических периодов есть закономерная особенность психического развития, проявляющаяся и в чередовании детских возрастных этапов. Регулярность кризисов, которые являются поворотными, переломными пунктами в развитии, подтверждает, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. В относительно устойчивые или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования Можно назвать следующие особенности критических периодов детского развития: -о тносительная трудновоспитуемость ребенка в этот период; - ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Нет появления новых интересов, стремлений, новых видов деятельности и форм внутренней жизни; - кризис наступает незаметно: трудно определить его начало и окончание. Однако в середине этого возрастного периода происходит резкое обострение кризиса: эта кульминационная точка резко отличает критические возрасты от стабильных эпох детского развития. Согласно Л.С. Выготскому, самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые, как показывают конкретные исследования, в высшей степени специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Современные последователи Л.С. Выготского трактуют понятие кризиса несколько иначе. Например, К.Н. Поливанова описывает содержание кризиса как субъективацию новообразования, сформировавшегося в предыдущем стабильном периоде развития. Субъективация — обнаружение самим субъектом собственного желания или действия. Согласно этой точке зрения достигнутое в стабильном возрасте умение существует лишь объективно, но до кризиса не представлено самому ребенку, не является его достижением, не принадлежит ему. Оно становится достижением самого субъекта лишь в кризисе. Лишь в кризисе рождаются субъектность акта развития и его действительные участники. В кризисе идет опробование новой идеальной формы в наличной ситуации. Содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода, т.е. возникновение новообразования проходит два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под : су6ьективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта (К.Н. Поливанова). Понятие возрастного кризиса применимо не только к детству и отрочеству. Поскольку взрослый человек меняется, изменяется его место в системе общественных отношений, выполняемый им набор социальных ролей, то'естественно предположить, что данные изменения тоже могут происходит критическим путем. В связи с этим Д. Левинсон полагает, что у взрослого человека нормальные кризисы развития происходят в среднем один раз в шесть — восемь лет. Другие исследователи считают, что наступление кризиса связано не с хронологией жизни, а с жизненными поворотными событиями, которые заставляют человека переосмысливать свое прошлое, пересматривать цели и менять ведущие мотивы (Т.Б. Карцева). При этом одни и те же объективные события для одних могут быть жизненно важными, а для других нет. Имеются эмпирические данные, показывающие большое значение разрешения очередного кризиса взрослости (кризиса жизненных перемен) для благоприятного протекания следующего за ним периода жизни (П. Ниемеля). Таким образом, получается, что кризис играет во взрослом периоде ту же роль, что в детстве и юности, т.е. полное его разрешение обеспечивает дальнейшее поступательное развитие (Б. Ливехуд). Анализируя периодизации психического развития взрослых, выдвинутые Д. Левинсоном, В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова замечает, что во всех случаях речь идет о том, что человек в какие-то периоды жизни делает, а в другие осмысливает сделанное.
|