![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психогенетический подход к психическому развитию в отечественной психологии
Основной особенностью психогенетического подхода к изучению психического развития ребенка является настойчивый поиск движущих это развитие внутренних противоречий. Иногда неявно, а иногда явно предполагается существование таких движущих сил психического развития, не сводимых ни к биологическим законам, ни к накоплению опыта. Результат развития, происходящего за счет борьбы противоположностей, невозможно предсказать. Он зависит от хода и исхода этой борьбы, в которой не последнюю роль играет активность самого субъекта развития. Психическое развитие происходит по своим законам, за счет собственных внутренних противоречий, оно состоит из ряда качественных преобразований, т.е. субъект развития изменяется качественно, в основных свойствах, а не только количественно. Отсюда следует особое внимание к моментам переходов от одного качественно своеобразного возраста к другому: возникает концепция о закономерных возрастных кризисах в психическом развитии. Л.С. Выготский видит источник психического развития ребенка в идеальных формах бытия взрослого, задаваемых окружающей социальной средой. Согласно Выготскому, человеческое развитие происходит через взаимодействие реальных и идеальных форм в виде их усвоения. Наряду с детерминированностью сверху (от общества) психическое развитие имеет еще две черты, определяющие его своеобразие. Это непреформированность процесса и возможность субъекта развития влиять на его результат. Все известные виды развития Выготский разделил на два типа: преформированное и непреформированное. К первому типу относится, например, развитие растения из зерна, когда уже в самом зародыше содержатся все свойства будущего растения и заданы заранее все стадии и метаморфозы, которые ему предстоит пройти. Развитие второго типа (непреформированное), к которому относится развитие Галактики, Земли, общества и ребенка, протекает за счет нарастания и разрешения внутренних противоречий, т.е. определяется самим ходом развития, а не заложенной генетической программой. Итак, специфика психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому, заключается: - в непреформированности, незаданности самого хода развития; - в том, что источник развития находится вне организма (детерминированность от общества); - в том, что субъект развития способен влиять на его ход и результат; -в наличии сензитивных периодов для развития каждой стороны детской психики. Психическое развитие и деятельность. Концепция Д.Б. Эльконина. Соглашаясь с Л.С. Выготским в том, что психическое развитие ребенка есть освоение идеальных форм бытия взрослого, существующих в социальной среде Д.Б. Эльконин выделил, что такое освоение (или присвоение) происходит лишь в процессе активной деятельности самого ребенка. Деятельность при этом понимается в соответствии с теорией А.Н. Леонтьева и оказывается способной порождать не только познавательные структуры, как у Пиаже, но и мотивы, формирующие личность ребенка. Таким образом, именно деятельность ребенка ведет за собой его психическое развитие. Д.Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, специфичной для каждого возрастного периода. Эмпирические наблюдения убедили его в том, что все виды деятельности ребенка могут быть условно поделены на два типа: один — деятельность в системе ребенок — взрослый, в которой формируется в основном мотивационно-потребностная сфера личности ребенка, второй — деятельность в системе ребенок — общественный предмет, когда ребенок осваивает способы действий с объектами культуры, развивая при этом свои операционально-технические возможности. Согласно Д.Б. Эльконину, на протяжении развития ребенка то один, то другой тип деятельности играет ведущую роль, т.е. происходит чередование ведущих типов деятельности, в соответствии с чем и была построена периодизация психического развития ребенка, остающаяся наиболее популярной в настоящее время в отечественной психологии (см. схему).
|