Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родословная славянских богов и их праздники






 

Как же в целом выглядит генеалогия славянских божеств? Не столь уж сложно, если учесть их много-ликость и многоименность.

В изначальные времена, ког­да (согласно колядкам) лишь Мировой Дуб стоял посреди предвечного моря, в мире было лишь четыре божества: Лада (Мокошь, Жива и т.д.), ее сестpa Яга48, Велес-Месяц и Стрибог. Кроме того, в глубине моря обитали Змей (Ящер) и, видимо, Морской Царь. Ла­да была духом-дриадой Мирового Дерева и в то же время воплощением солнца. От брака ее и Велеса-Месяца роди­лись Белбог (Род) и Чернобог. Соперничая, они создали (под присмотром Велеса) мир: землю, светила, растения, животных и человека. Между богами разгорелась борьба за Вселенную. В конце концов Лада, Белбог и Белее уда­лились в верхний мир, Яга и Чернобог — в нижний, а сред­ний мир стал полем их вечной борьбы. Стрибог (в ипоста­си Вия) также стал подземным обитателем; но он может выступать и вместе с небесными богами.

Потомство Лады разделилось на два племени: Белбо-га и Чернобога. Яга с Чернобогом наплодили множество бесов и бесовок49, в том числе Мару. Лада же родила от Белбога Сварога. Он принадлежит не только небесному, но и земному миру: бог неба — и в то же время первоче-ловек50, первый пахарь и кузнец. Затем Лада вступила в брак со Сварогом (своим сыном-внуком) и родила трех Сварожичей — Перуна, Ярилу и Даждьбога. Четвертый Сварожич — Огонь. Три дочери Лады — Летница (До-дола), Леля и Морана, — видимо, также рождены от Сварога.

В поколении Сварожичей инцест совершается лишь между братьями и сестрами. Перун женится на Маре, не раз гибнет и воскресает из-за нее, пока не меняет эту дочь Чернобога на свою сестру Летницу. Ярила вступа­ет в брак с Лелей, спасенной им от Змея. Даждьбог же­нится на Моране, но ее похищает Чернобог, и Солнцу -Сварожичу приходится спуститься в преисподнюю, что­бы отбить свою сестру-жену. Ярила соперничает с Даждьбогом из-за Лели, а Перун, возможно, из-за Мары.

Из трех Сварожичей старший — Перун, средний — Ярила, младший — Даждьбог. С древней индоевропей­ской парой близнецов-всадников соотносятся Перун и Даждьбог или Даждьбог и Ярила. Последним двум у поляков соответствуют Лель и Полель, дети Лады. При этом Лель (Даждьбог) оказывается старше Полеля (Ярилы).

О следующем поколении богов — детях Сварожи­чей — известно мало. Миф о детях Мары, изменявшей Перуну со Змеем, у славян прослеживается слабо. Дочь Перуна и Летницы — Девана. В русском заговоре упо­минаются сыновья Георгия Храброго — лучники Симеон и Герасим. Вероятно, это дети Ярилы, языческих имен ко­торых мы не знаем. (День Герасима-Грачевника — 4 марта, Симеона-Летопроводца — 1 сентября; между двумя этими праздниками умещается весь весенне-летний сезон.) Сын и дочь Ивана-царевича, ценой жизни кото­рого он оживил Булата-молодца (то есть Перуна) — ра­зумеется, дети Даждьбога и Мораны. Имен их мы, опять-таки, не знаем. Трех сыновей Колаксая, не называя их имен, упоминает Геродот. Внуком же (то есть потомком) Даждьбога считался русский народ.

Свой род был у Стрибога. Сын его — Соловей-Раз­бойник, а внуки — ветры, женатые (подобно Сварожи-чам) только на своих сестрах.

В песнях южных славян нередко описывается родо­словная светил — Солнца, Месяца, Денницы (Венеры) и др., но варианты ее слишком расходятся между собой, чтобы сравнивать их с другими данными о генеалогии сла­вянских богов. Древнейшим, видимо, был миф о браке Месяца (Велеса) и Солнца (Лады) и о любовной связи его с Денницей.

Вне прослеженной здесь родословной оказываются лишь некоторые божества, о которых известно слишком мало (Прове, Ругевит, Поревит, Климба и др.).

Обобщим теперь то, что удалось узнать о годовом цикле праздников славянских богов.

Старый год соединяли с новым 12 дней святок. 24 декабря, около времени зимнего солнцеворота, Лада рожала Даждьбога (Божича) и Морану (Коляду), а также, вероятно, и Перуна с Ярилой. (Судя по сказке «Три царства», все три Сварожича рождались в одну ночь.) Озлобленная этим нечисть бесновалась все двенадцать дней, а люди, вопреки ей, справляли обряды, обеспечи­вавшие обилие и благополучие на весь год. В Новогод­нюю ночь встречали Овсеня, а 6 января очищались свя­щенной водой и праздновали день Велеса.

С 1 по 7 марта шла широкая Масленица. Провожали Морану — богиню зимы и смерти, и встречали ее же — богиню весны, а также ее супруга — Даждьбога. С этих дней начинали петь песни в честь Лады-Весны. Именно тогда Даждьбог, победив Чернобога-Кощея, выводил из-под земли трех богинь — царевен золотого, серебря­ного и медного царств — Морану, Летницу и Лелю, ко­торые и становились супругами трех Сварожичей. Око­ло времени весеннего равноденствия, 25 марта, Земля-Лада рожала, — видимо, кого-то из весенних богов (Перуна? Ярилу? Лелю?), зачатого ею в Купальскую ночь. Примерно тогда же, вероятно, отмечался празд­ник, перекрытый позднее Пасхой: день воскресения Пе­руна, погубленного было Марой. Вскоре после него пра­здновались Красная горка и Радуница, посвященные со­ответственно чествованию молодоженов и поминовению предков.

22 апреля в мир приходила Леля, а 27 апреля — Ярила. Веселый бог, восстав из могилы, побеждал Чер-нобога, освобождал трех своих сестер, спасал Лелю от Змея и женился на ней. И тогда земля и деревья покры­вались зеленью. 1 мая западные славяне чествовали Живу-кукушку, Ладу (ту же Живу), таинственного Во­ду и Лелю. Восточные же славяне 2 мая почитали близ­нецов-всадников (позднее Бориса и Глеба) и, вероятно, их мать Ладу.

4 июня чествовали Ярилу и Лелю (троицких «коро­ля» и «королеву»). А затем провожали-хоронили Яри­лу (Коструба) и Ладу (Весну, Кострому). Чествование и проводы Ярилы могли и разделяться несколькими днями (молодой и старый Ярила). Проводам русалок была посвящена Русальная неделя, предшествовавшая дню Ярилы или Купалы31. Западные славяне в Ярилин день чествовали, помимо Ярилы и Лели, Иешу-Перу-на, Ладу, Лелю, Ныю (Боду?) и Ладо-Даждьбога, а также Летницу.

Обряды погребения Германа (Калояна) и вождения Додолы или Перуна справлялись в разные дни, когда нужно было вызвать или прекратить дожди.

В ночь на 24 июня (около времени летнего солнцеворо­та) уходили в подземный мир Морана, похищенная Черно-богом, Лада-Купала и Даждьбог. Нечисть, обрадованная этим, бесчинствовала. Чтобы остановить ее, исполнялись обряды, связанные с силами воды, огня и растений.

20 июля, дабы уберечь выращенный урожай от гро­зы, отмечался день Громовника (Рода, Перуна). Жерт­вы для него (в том числе человеческие) отбирались 12 июля. Около 20 июля праздновались также дни Лет-ницы и Стрибога.

7 августа (по ромашковскому календарю) справля­лись обжинки. Чествовали Ладу (Золотую Бабу, Бере­гиню, Талаку), последний пучок колосьев оставляли «Волосу на бородку». 8 сентября приносились жертвы Роду и Рожаницам (Ладе и Леле). 14 сентября, как счи­талось, уходили под землю на зиму змеи и медведи. Ве­роятно, тогда же, около времени осеннего равноденст­вия, погибал Колаксай-Даждьбог, убитый завистливыми братьями.

1 октября, видимо, отмечался праздник Лады (позд­нее — Покров Богоматери), справлялись свадьбы. День 26 октября (Юрьев день осенний, установленный не в Греции, а на Руси) мог быть древним праздником Ярилы.

Новые исследования могут дополнить или уточнить реконструированную в этой главе картинку. Лишь бы это были именно исследования, основанные на внимательном изучении и сопоставлении источников, а не на произволь­ных фантазиях или «ославянивании» чужих мифов, не род­ственных славянским.

 

Славянские Индийские Иранские Армянские Греческие
Лада Адити Анахита, Армаити, Алы, Табити Анахит, Нанэ Тея, Рея, Деметра
Вел ее Варуна, Сома, Пушан, Шива Мах, Зерван Тир Пан, Гермес
Яга Дити, Кали Артимпаса Геката
Род Дьяус, Брахма, Рудра Ахурамазда, Папай Арамазд Уран, Зевс
Чернобог Шива Ангра-майнью Ахриман Аид
Стрибог Ваю Ваю Эол, Борей
Сварог Тваштар, Вишвакар- ман Курдалагон, Каве, Хушенг, 1 айомард Гефест
Перун Индра Веретрагна, «Арес», Кересаспа, Рустам Вахагн Зевс
Даждьбог Митра. Вишну, Яма Митра, Гойтосир, Иима Михр, Мгср, Арэв Аполлон
Хоре Сурья Хвар Арэв Гелиос
Ярила Шива Сиявуш, Уастырджи Ара Гехецик Дионис

 

 

Римские Кельтские Германские Балтские Хеттско-малоазий- ские
Теллус, Церера, Фортуна Дану Нерта, Фригг, Фрейя Жемина, Лайма, Мильда Кибела, Камрусепа
Фавн, Меркурий, Сатурн Огма, Эзус, Цериуннос Один Пушкайтис Алалу
Морриган (Маха, Бадб, Неман) Хель, Перхта Лаума Лельвани
Юпитер Тевтатес, Дагда Один, Тюр (Циу) Диевс Ану
Плутон Тетра, Испаддаден Лежи Поклус Лельвани
Балор Один Бангпутис, Вейопатис
Вулкан Гоибниу, Луг, Сукцелл Велунд Телявель, Кальвис Хасамиль
Юпитер Тараннис Тор (Донар) Перкунас Бог Грозы (Тархунт)
Аполлон Луг, Белен Бальдр Свайкстикс, Сотвар Бог Солнца (Истану, Тияз)
Соль  
Марс Кромм Круайх Фрейр Рагутис Телепин, Ярри Аттис

 

 

Славянские Индийские Иранские Армянские Греческие
Лель и Полель Ашвины Хаурватат, Амеретат Аманор, Ванатур Диоскуры
Огонь Сварожич Агни Атар Гефест
Морана Кали, Лакшми, Сита Артимпаса Персефона, Афина
Леля Анахита Астхик Афродита, Ариадна
Летница Шачи Гера
Девана Артемида
Симаргл Гаруда Симург (сэнмурв) Паскудж Грифон
Заря Ушас Эос
Морской Царь Варуна, Апам, Напат Апам Напат Посейдон, Нерей, Океан

 

 

Римские Кельтские Германские Балтские Хеттско- малоазий- ские
Диоскуры Алки, Бальдр, Хедр Сыновья Бога
Вулкан Локи Панике
Прозерпина, Беллона Морриган Нанна Дочь Солнца Шавушка
Венера Фрейя Рагутене
Юнона Сиф Перкунател е Вурунсему
Диана Лайма
Грифон
Аврора Остара Аушра
Нептун Ньерд, Эгир Потримпс, Аутримпс

 

Словарь - указатель славянских богов52

 

Авдотья Лиходеевна (рус.) — колдунья, жена Михаилы Поты-ки. См. Мара.

Александр (др.-рус., болг.) — царь, летящий на грифонах (со­лярная черта). См. Даждьбог.

Анастасия (рус.) — а) мор­ская красавица, в которую влюб­лено Солнце, см. Морана; б) вто­рая жена Михаилы Потыка, спа­сающая его от колдуньи Марьи (Авдотьи). См. Летнхща.

Баба Коризма (черногор.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга.

Баба-Яга — богиня смерти, войны, колдовства, хо­зяйка леса.

Балачко (серб.) — трехглавый воевода-чудовище. См. Чернобог.

Белбог — верховный бог добра. См. Род.

Беллона (чеш.) — богиня войны, сестра «Марса». См. Морана.

Белун (белорус.) — добрый бог, помогающий путни­кам. См. Белбог.

Берегиня (др.-рус, рус.) — богиня земли, воды, уро­жая, женщина-рыба. См. Лада.

Бог — верховный добрый бог, творец мира. См. Род.

Богоматерь — мать Белбога и Христа (Даждьбога), покровительница матерей и др. См. Лада.

Бода (польск.) — неизвестное божество (Водан? Ныя?), почитавшееся вместе с Аадой и Аелей.

Божич (юж.-слав.) — бог, родившийся на Рождест­во (Христос, Даждьбог). См. Даждьбог.

Борис и Глеб (рус.) — святые всадники. См. Близне­цы-всадники.

Буенек и Булка (болг.) — «жених» и «невеста», глав­ные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля.

Буняка (зап.-укр.) — великан с губительным взгля­дом. См. Стрибог (Вий).

Ванда (полъск.) — легендарная княгиня с чертами богини воды и Вселенной. См. Лада.

Вела (др.-рус.) — богиня, близкая к Велесу.

Велес (Волос) — бог скотоводства, земледелия, тор­говли, магии, поэзии, луны, животных; праотец богов.

Великая Богиня (усл. назв.) — богиня растений, жи­вотных, плодородия, мать и жена богов-всадников (на вост.-слав. вышивках и украшениях). См. Лада.

Венера (полаб., полъск.) — богиня любви, почитав­шаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада.

Весна (рус.) — богиня весны. См. Лада.

Вий (укр.) — бог смерти, подземного мира и ветра. См. Стрибог.

Власий — святой, покровитель скотоводства. См. Велес.

Волос — см. Велес.

Волх (рус.) — былинный герой, князь-оборотень. См. Велес.

Волховская коровница (рус.) — водная богиня, же­на Перуна. См. Мара.

Генниль (полаб.) — бог зари, защитник скота. См. Заря.

Георгий (Егорий, Юрий) — святой, покровитель ско­та (особенно коней), земледелия, охоты, войны и др. См. Ярила.

Герман (болг.) — обрядовый персонаж, бог дождя и плодородия. См. Ярила.

Гладолет (чеш.) — планета Сатурн. См. Чернобог.

Годраг (Гонодраг) (бодриц.) — малоизвестный бог.

Дабог (серб.) — бог смерти и нижнего мира. См. Даждъбог.

Даждьбог — бог солнца, сын Сварога.

Дан-Богдан (болг.) — герой с солярными чертами. См. Даждъбог.

Дева (полаб., словац., пол.) — богиня, соответству­ющая Венере, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада.

Девана (чеш.) — богиня охоты, дочь Перуна и Лет-ницы.

Дедко (чеш.) — воплощение зимы в обряде выноса смерти. См. Чернобог.

Джурило (укр.)см. Ярила.

Дзевана (полъск.) — богиня охоты. См. Девана.

Дзевоя (белорус.) — богиня девичества. См. Девана.

Дзивица (луж.) — богиня охоты. См. Девана.

Дзидзилеля (полъск.) — богиня любви. См. Леля.

Див (др.-рус, юж.-слав.) — злое божество (грифон). См. Чернобог.

Дивия (др.-рус.) — богиня, вероятно, супруга Дыя. См. Лада.

Дирцея (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Морана.

Добропан (чеш..) — планета Меркурий. См. Даждъ­бог.

Добрыня (рус.) — богатырь-змееборец. См. Перун.

Додола (юж.-слав.) — главная участница обряда вы­зывания дождя. См. Летница.

Дриван (болг.) — небесный герой, создатель земле­делия. См. Сварог.

Дый (др.-рус.) — верховный небесный бог. См. Род.

Егорий (вост.-слав.)см. Георшй, Ярила.

Ежибабель (чеш.) — муж Ежибабы (Яги). См. Чер-нобог.

Еньова буля (болг.) — «жена Ивана (Солнца)», главная участница обряда гадания 24 июня. См. Морана.

Еруслан Лазаревич (рус.) — богатырь-змееборец. См. Ярила.

Желя (др.-рус.) — богиня войны и смерти.

Жива — богиня плодородия, главная вила, планета Венера. См. Лада.

Живе (польск.) — бог жизни, герой, супруг Ныи. См. Сварог.

Жубрило (рус.)см. Ярила.

Жыж (белорус.) — бог подземного огня. См. Огонь.

Жыцень (белорус.) — бог осени. См. Белее.

Заря (вост.-слав.) — богиня зари (утренней и вечерней).

Зелу (чеш.) — бог растительности, солнца, смерти; планета Меркурий (Зелон). См. Даждьбог.

Змей-Деспот-Вук (серб.) — герой-змееборец с чер­тами змея, волка и орла. См. Перун.

Змей Огненный Волк (серб.) — герой с чертами змея, волка и птицы. См. Перун.

Золотая Баба — богиня урожая, судьбы, материнст­ва. См. Лада.

Зоревик (вост.-слав.) — сказочный герой (третий брат), добывающий трех царевен подземного мира. См. Даждьбог.

Зюзя (белорус.) — бог зимы. См. Чернобог.

Зять Цереры (чеш.) — бог смерти и подземного ми­ра. См. Чернобог.

Иван (Ян, Ясь) — персонаж купальских песен и об­рядов, брат и супруг Марьи. См. Даждьбог.

Иван Быковичсм. Иван Сучич.

Иван Годинович (рус.) — богатырь, победитель Ко­щея. См. Даждьбог.

Иван Кобылий Сынсм. Иван Сучич.

Иван Кухарчич (вост.-слав.) — брат Ивана Сучи­ча в сказке «Бой на калиновом мосту».

Иван Попялов (вост.-слав.)см. Иван Сучич.

Иван Сучич (Быкович, Кобылий Сын и др.) — глав­ный герой сказки («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог.

Иван Царевич (вост.-слав.) — сказочный герой, победитель Кощея («Марья Моревна») или брат Ивана Сучича («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог.

Илья Муромец (рус.) ника. См. Перун.

Илья-пророк — святой громовник.

Ипабог — бог охоты (вымышлен).

Иеша (польск.) — верховный бог-громовник. См. Перун.

Калоян (болг.)см. Герман, Ярила.

Карна (др.-рус.) — богиня смерти и войны.

Касьян (рус.) — злой святой (29 февраля) с губи­тельным взглядом. См. Стрибог (Вий), Чернобог.

Кигала (чеш.) — малоизвестная богиня.

Кирт (чеш., хоре., словен.) — верховный бог неба, дед Радигоста. См. Род.

Климба (чеш.) — богиня ночи и войны. Малоизвестна.

Клювина (чеш.) — богиня войны. Малоизвестна.

Колодий (укр.) — злой бог, похититель женщин, пер­сонаж масленичного обряда. См. Чернобог.

Коляда (рус, белорус.) — олицетворение Рождества. См. Даждьбог, Морана.

Король и Королева (польск., чеш.) — главные уча­стники троицкого обряда. См. Ярила, Леля.

Кострома (рус.) — воплощение весны в обряде. См. Лада.

Коструб (укр.) — умирающий и воскресающий пер­сонаж в весеннем обряде. См. Ярила.

Кощей (вост.-слав., польск.) — злой подземный царь в сказке. См. Чернобог.

Краломоц (чеш..) — планета Юпитер. См. Перун.

Краль и Кралица (серб., хоре.) — главные участни­ки троицкого обряда. См. Ярила, Леля.

Красатина (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Ла­да (Красопани).

Красопани (чеш.) — богиня любви, планета Венера. См. Лада.

Кривда (рус.) — воплощение зла. См. Баба-Яга.

Кродо (полаб., сакс.) — верховный бог плодородия и Вселенной. См. Род (Кирт).

Крулевна (польск.) — главная участница троицкого обряда. См. Леля.

Кузьма-Демьян (вост.-слав.) — святой, первочело-век, первый пахарь и кузнец. См. Сварог.

Купала (вост.-слав.) — богиня весны, мать Мораны. См. Лада.

Курент (словен.) — добрый бог, связанный со свят­ками и масленицей (Даждьбог? Ярила?).

Лада — верховная богиня-мать, богиня весны, брака и любви.

Ладо (польск.) — бог войны и солнца. См. Даждьбог.

Лазарь и Лазарица (серб., мак.) — главные участни­ки весеннего обряда. См. Ярила, Леля.

Лель (польск.) — бог брака, покровитель знати, сын Лады, брат Полеля. См. Боги-близнецы.

Леля — юная богиня любви и весны.

Летница (чаи.) — жена Перуна, мать Деваны.

Любмел (белорус.) — юный бог брака и любви. См. Боги-близнецы (Лель).

Мара (имя условно) — злая богиня нижнего мира, первая жена Перуна.

Марена (укр.)см. Морана (Марья).

Маржак (чеил., словац.) — спутник Мораны. См. Даждьбог.

Маржана (польск.)см. Морана.

Маринка (рус.) — колдунья, возлюбленная Добры-ни. См. Мара.

Марс (чеил.) — бог войны, брат «Беллоны». См. Даждьбог.

Марья (вост.-слав.) — персонаж купальских песен, сестра и жена Ивана (Даждьбога). См. Морана.

Марья Белая Лебедь (рус.) — колдунья, жена Ми­хаилы Потыка. См. Мара.

Марья Моревна (рус.) — амазонка, супруга Ивана Царевича. См. Морана.

Масленик (рус.) — спутник Масленицы. См. Даждьбог.

Масленица (рус.) — главный персонаж обряда про­водов зимы. См. Морана.

Мать Сыра Земля (рус.) — воплощение земли. См. Лада.

Мерот (чеил.) — бог — проводник душ на тот свет. См. Велес.

Месяц — воплощение луны, небесный пастух. См. Велес.

Микула Селянинович (рус.) — богатырь-пахарь. См. Сварог.

Михаил — архангел, громовник. См. Перун.

Михайло Потык (рус.) — богатырь, погубленный колдуньей Марьей (Авдотьей). См. Перун, Мара.

Мокошь — богиня воды, прядения, овцеводства. См. Лада.

Морана — богиня весны и смерти, сестра и жена Даждьбога, дочь Купалы (Весны, Лады).

Мороз (рус.) — бог зимы. См. Чернобог.

Мужичок с ноготок (вост.-слав.) — хозяин нижне­го мира в сказке. См. Чернобог.

Настасья (рус.) — невеста Ивана Годиновича, похи­щенная Кощеем. См. Морана.

Неделя (вост.-слав., юж.-слав.) — воплощение вос­кресенья, дочь Пятницы, богиня прядения. См. Морана.

Несреча (серб.) — богиня злой судьбы. См. Баба-Яга.

Никола — святой, наследник Бога, покровитель зем­леделия, скотоводства, мореплавания. См. Велес, Сварог, Стрибог.

Ный (польск.) — бог загробного мира. См. Велес.

Ныя (пол.) — богиня нижнего мира, супруга Геркуле­са, мать Скифа. См. Лада.

Обида (др.-рус.) — крылатая богиня нижнего мира и несчастья.

Облупа (рус.) — бог обжорства, спутник Ярилы. См. Ярила.

Овсень (рус.) — воплощение Нового года, первона­чально — бог зари. См. Заря.

Огненная Мария (серб.) — святая-громовница, сес­тра Ильи. См. Летница.

Огонь Сварожич (др.-рус.) — бог огня.

Пантелеймон (серб.) — святой, хозяин ветра. См. Стрибог.

Пеперуда (юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница.

Переплут (др.-рус.) — бог плодородия, птицечело-век. См. Симаргл.

Перун — громовник, бог войны.

Пизамар (балт.-слав.) — малоизвестный бог.

Пинай (рус.) — бог пьянства (?), спутник Ярилы. См. Ярила.

Погода (польск.) — божество погоды, ветра.

Подага (балт.-слав.) — малоизвестное божество (Погода?).

Позвизд (польск., др.-рус.) — бог ветра. См. Стрибог.

Покладня Баба (хоре.) — воплощение Великого по­ста. См. Баба-Яга.

Полель (польск.) — бог брака и веселья, покровитель простого народа, брат Леля, сын Лады. См. Боги-близнецы.

Поревит (балт.-слав.) — бог осени и зимы.

Поренут (балт.-слав.) — бог Вселенной, праотец богов. См. Белее.

Посвистан (укр.)см. Позвизд.

Похвист (польск.)см. Позвизд.

Прабог (словац.) — верховный бог. См. Род.

Правда (рус.) — воплощение добра. См. Лада.

Припегала (полаб.) — бог плодородия, солнца и вой­ны. См. Ярила.

Прове (балт.-слав.) — бог правосудия.

Пятница — святая, покровительница материнства, прядения и др. Мать Недели. См. Лада.

Радамаш (чеш.) — бог загробного мира. См. Белес.

Радигост — бог солнца и войны; сын Сварога, внук Кирта (Рода). См. Даждьбог.

Род (др.-рус.) — верховный небесный бог, гро­мовник.

Рожаницы — богини плодородия и судьбы. См. Ла­да, Леля.

Ругевит (балт.-слав.) — бог весны, лета, войны.

Сатанаил — бог зла, брат Бога, творец мира (совме­стно с ним). См. Чернобог.

Сатурн (вост.-слав.) — бог смерти, почитавшийся на Черной горе. См. Чернобог.

Сатурн (балт.-слав.) — бог, почитавшийся в виде медного идола (Велес? Чернобог?).

Сварог — бог-кузнец, отец Даждьбога и Огня.

Святовит (балт.-слав., чеш.) — верховный небес­ный бог. См. Род.

Семик и Семичиха (рус.) — главные персонажи ве­сеннего обряда. См. Ярила, Леля.

Середа (вост.-слав.) — олицетворение среды; боги­ня прядения. См. Мара.

Симаргл (др.-рус, болг.) — крылатый пес, бог рас­тительности и плодородной земли.

Скалоян (болг.)см. Герман.

Смертонош (чеш.) — планета Марс. См. Даждъбог.

Солнце — обожествленное светило. См. Лада, Даждьбог, Хоре.

Соловей-Разбойник (рус.) — демон ветра, отец вет­ров (?). См. Стрибог.

Среча (серб.) — богиня доброй судьбы. См. Лада.

Стрибог — бог ветра и моря.

Сытиврат (чеш.) — бог плодородия (?). См. Велес.

Талака (белорус.) — богиня урожая. См. Лада.

Тригла (балт.-слав.) — богиня луны. См. Чернобог, Баба-Яга.

Триглав — бог Вселенной с чертами бога тьмы. См. Чернобог.

Троян (юж.-слав., др.-рус.) — злой бог ночи. См. Чернобог.

Тур (вост.-слав.) — зооморфный бог весны и плодо­родия. См. Ярила.

Турупит (балт.-слав.) — малоизвестный бог. См. Поренут.

Усуд (серб.) — бог судьбы. См. Род.

Флинц (луж.) — бог смерти. См. Даждьбог.

Флор и Лавр (вост.-слав.) — святые всадники, по­кровители коневодства. См. Боги-близнецы.

Хаммон (полаб.) — верховный бог-громовник. См. Перун.

Хоре — бог солнца. См. Даждьбог.

Царица-Молния (рус.) — богиня-громовница. См. Летница.

Царь-Девица (вост.-слав.) — амазонка, хозяйка «живой» воды и др., супруга Ивана Царевича. См. Мо-рана.

Царь Морской (рус.) — бог моря и рек.

Цеця (белорус.) — богиня лета.

Цица (луж., герм.?) — малоизвестное божество (бо­гиня-мать).

Чернобог — бог тьмы и зла.

Черноглав (балт.-слав.) — бог войны. См. Перун.

Черный Арапин (юж.-слав.) — главый воин. См. Чернобог.

Черт — см. Чернобог, Сатанаил.

Числобог (полаб.) — вымышленный бог (бог времени).

Юлий (балт.-слав.) — бог, чье копье почиталось в Юлине (Волине). См. Ярила.

Юпитер (чеш.) — верховный бог-громовник. См. Перун.

Юрий — см. Георгий.

Ютробог (луж.) — бог солнца и зари. См.Даж.

Ярила — бог весны, солнца, плодородия, войны

Ярилиха (рус.) — спутница Ярилы. См. Леля

Яровит (балт.-слав., полаб.)см. Ярила

Ярун (рус.)см. Ярила.

Ясонь (чеш.) — бог солнца. См. Даждъб<

--

III, 14, 22. Эти племена, сла­вяне и анты <...>, считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие свя­щенные обряды.

Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297.

Лев Диакон. История (990 г.).

X, 6. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русы) вышли на равнину и начали под­бирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед сте­ной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задуши­ли несколько грудных младенцев и петухов, топя их в во­дах Истра.

Лев Диакон. История. Пер. М. М. Копыленко. М., 1988. С. 78.

Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (X в.). Промываль-ни золота и копи драгоценных камней.

62. У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высо­кой его части, и что в этих проделанных отверстиях проис­ходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких со­бытий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого.

И есть у них дом, который создал один из их царей на Черной горе, которую окружают удивительные воды, от­личающиеся разными цветами и вкусами, все очень полез­ные. И у них в нем есть огромный идол в образе Сатурна, сделанный в виде старца с посохом в руке, которым он шевелит кости мертвых в могилах. Под правой его ногой есть изображения чего-то наподобие насекомых, а под другой (его ногой) — вороно-черные изображения грачей и других (птиц) и удивительные изображения чего-то по­добного абиссинцам и неграм.

У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мра­мора и камней зеленого изумруда. В середине его огром­ный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризоли­та, красного карбункула, желтого корналина и белого хру­сталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Против него — другой идол в виде девушки. Ему обыч­но приносят жертвы и воскурения (ладана).

Происхождение этого дома связывают с одним мудре­цом, который был у них в давние времена. Мы уже раньше рассказывали его историю и о том, что он сделал в зем­ле славян, какие он сотворил у них фокусы и хитрости, и о сооруженных им огромных отверстиях, которыми он привлекал к себе их сердца и овладел их душами, и с по­мощью которых он подчинил их умы, несмотря на суро­вость обычаев славян и на разнообразие природных ка­честв (отдельных племен).

Абу-л-Хасан A\i ал-Масудь 3 книги «Промивалым золота

та родовища дорогоцшного камшня».

Пер. А. П. Ковал1вського//Антолопя лггератур Сходу.

X., 1961. С. 364.

Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского53.

[В с. Ливиздия (Ливадия?) на Афоне] жили болгары, именуемые славянами. <...> В том владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мра­морный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей и говорили: «Солнце, и дождь, и всякое бла­го дается нам от нее, которая имеет власть даровать смерть и жизнь кому пожелает. <...> Помолись нашей богине, чтобы она помогла тебе перед царем».

Герасимова Т. Сведения за един мраморен идол у българите

в Солунско//Езиковедско-етнолошки изследвания в памет

на академик Стоян Романски. София, 1960. С. 88*.

Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, перевод сделан Д. М. Дудко.

 

В лето 6415 (907). <...> Цари же Леон с Алексан­дром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принес­ли между собой, поцеловав крест, а Олега — приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись ору­жием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скоть­им богом, и утвердили мир.

В лето 6453 (945). <...> Кто помыслит из страны Русской разрушить такую любовь и сколько их священие приняло из страны Русской, да примут месть от Бога Все­держителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий; а сколько их не крещено, да не имеют помощи от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, да иссече­ны будут мечами своими, и от стрел, и от иного оружия своего, да будут рабами в сей век и в будущий. <...> И наутро призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун, и положили оружие свое, и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи <...>.

В лето 6479 (971). <...> Как клялся я царям грече­ским и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый до­говор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохра­ним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем.

В лето 6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора те­ремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса-Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И поклонялись им, называя их богами, и при­водили сынов своих и дочерей, и служили бесам, и осквер­няли землю требами своими. И осквернялась кровью зем­ля Русская и холм тот. <...> И пришел Добрыня к Нов­городу, поставил кумира над рекой Волховом, и поклоня­лись ему люди новгородские как богу.

В лето 6622 (1114). Начал царствовать первым Ме-стром от рода Хамова, по нем Еремия. По нем Феоста34, которого и Сварогом называли египтяне. Когда царство­вал сей Феоста, во время царствования его упали клещи с небес, и начали [люди] ковать оружие, ведь прежде то­го палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон ус­тановил: женам за одного мужа выходить и ходить го­вея55. А кто прелюбодействовал, казнить повелевал. Из-за этого прозвали его богом Сварогом. Прежде того ведь жены блудили, с кем хотели, и были словно скот блудя­щий. Если рожала ребенка, то давала тому, кто ей люб был: «Это твое дитя». Он же, устроив празднество, при­нимал. Феоста же этот закон разрушил и постановил од­ному мужу одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит — пусть бросят его в печь ог­ненную. Из-за этого прозвали его Сварогом, и благосло­вили его египтяне.

И по нем царствовал сын его по имени Солнце, кото­рого называют Даждьбогом, семь тысяч четыреста семь­десят дней, что составляет двенадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне счи­тали, а другие днями годы считали. Двенадцати же меся­цам число после узнали, с тех пор, как начали люди дань давать царям. Солнце-царь, сын Сварогов, который есть Даждьбог, был муж сильный. Услышал от некого о жене некой из египтян, богатой и замужней. И некто захотел блудить с ней. И не хотя отца своего закон Сварожий разрушить, взял с собой мужей несколько своих, узнав время, когда та прелюбодействует, ночью подстерег ее и не застал мужа с ней, а ее нашел лежащей с другим, с кем хотела. Взял же ее, и мучил, и велел ее водить по земле в укоризну, а того прелюбодея обезглавил. И была чистая жизнь по всей земле Египетской, и хвалить стали.

Повесть временных лет. Т. I. М.-Л., 1950. С. 25, 35, 39, 52, 56, 400—401.

Новгородская первая летопись.

В лето 6497 (988).

И пришел к Новгороду архиепископ Аким Корсуня-нин, и требища разрушил, и Перуна изрубил, и повелел тащить в Валхов. И повернув, веревками тащили его по грязи, ударяя жезлами. И велел никому и нигде не прини­мать [идола]. И шел пидьблянин56 рано на реку, чтобы горшки везти в город. Тут Перун приплыл к берегу, и от­толкнул [он] его шестом: «Ты, — сказал, — Перунище, досыта пил и ел, а ныне поплыви прочь».

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.

М.-Л., 1950. С. 159—160.

Новгородская четвертая летопись.

В лето 6497 (988). <...> И в то время вошел бес в Перуна и начал кричать: «О горе! Ох мне! Достался не­милостивым этим рукам!»; и бросили его в Волхов. Он же поплыл мимо Великого моста, бросил палицу свою на мост, которой ныне безумные убиваются, утеху творят бесам.

Повесть временных лет. Ч. II. М.-Л., 1950. С. 159—160.

О истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода... (XVII в.)

Старший же сын того князя Словена Волхов, бесо-угодник и чародей, лютый среди людей, тогда бесовскими ухищрениями видения творя многие, превращался в люто­го зверя крокодила, и преграждал в той реке Волхове путь водный, и не покорявшихся ему одних пожирал, других, выбрасывая, топил. Из-за этого люди, тогда невежды, Богом сущим того окаянного нарицали и громом или Пе­руном называли, ибо белорусским языком гром «перун» именуется. Поставил же он, окаянный чародей, ради ноч­ных видений, для бесовского собрания городок малый на месте некоем, называемом Перынь, где и Перун стоял. И баснословят об этом Волхве невежды, говоря: в бога сей окаянный превратился.

Наше же христианское истинное слово, неложным ис­пытанием много испытанное, известилось о сем окаянном чародее Волхве, что он зло разбит был и удавлен бесами в Волхове, и чарами бесовскими окаянное его тело несено было вверх по той реке Волхову и выброшено на берег против волховного городка его, что ныне зовется Перынь. И со многим плачем тут невеждами погребен был окаян­ный, с великой тризной поганской, и могилу насыпали над ним весьма высокую, по обычаю поганых. И по трех днях после окаянного того тризнища просела земля и поглоти­ла мерзкое тело крокодилово, и могила его просыпалась с ним на дно адово, так что и поныне, как говорят, след ямы той не наполнился.

Гиляров А. Предания начальной русской летописи.

М., 1878. С. 17.

 

Слово о полку Игореве.

<...> О Боян, соловей старого времени! Как бы ты эти походы воспел, скача, соловей, по мысленному дере­ву, летая умом под облака, свивая славу обеих сторон это­го времени, рыская тропой Трояновой58 через поля на го­ры <...> Или так было воспеть, вещий Боян, Велесов внук <...>.

<... > Встревожился див, кличет на верху древа, велит послушать земле незнаемой — Волге, и Поморью, и По-сулью, и Сурожу, и Корсуни59, и тебе, Тмутараканский истукан! <...>

-<...> Это ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы.

<...> Тогда, при Олеге Гориславиче60, сеялись и рос­ли усобицы, погибала жизнь Даждьбожьего внука, в кня­жьих крамолах век людям сократился.

<...> Встала Обида в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Трояню, всплескала лебедины­ми крыльями на синем море у Дона, плеща, утопила обильные времена.

<...> А Игорева храброго полка не воскресить! По нему кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, жар людям бросая из пламенного рога.

<...> На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, любой себе...

 

<... > Всеслав-князь людей судил, князьям города да­вал, а сам в ночи волком рыскал, из Киева добегал до пе­тухов к Тмутаракани, великому Хорсу волком путь пере­бегал.

Слово о полку Игореве. М.-Л., 1950. С. 11—12, 14—17, 25—26.

Слово св. Григория, раскрытое в толкованиях, о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали; то и ныне творят (XI—

XII вв.).61

Паисиевский список (XlVe.). <...> От тех [почита­телей Озириса] приучились халдеи, начали требы им тво­рить, Роду и рожаницам, порождению проклятого бога Осира. <... > Откуда и приучились эллины класть требы Артемиду и Артемиде, т. е. Роду и [двум] рожаницам. Так же и египтяне. Так же и до славян дошло это слово, и те начали требы класть Роду и рожаницам прежде Перуна, бога их, а прежде того клали требу упырям и берегиням. По святом Крещении Перуна отвергли и к Христу-Богу пришли. Но и ныне по окраинам молятся ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и вилам, и то творят тайно. Этого не могут лишиться — проклятого ставления второй трапезы, названной «Роду и рожаницам» <...>.

Новгородско-Софийский список (XV в.). <...> Тем же богам требу кладут и творят и славянские народы: вилам и Мокоши-Диве, Перуну, Хорсу, Роду и [двум] ро­жаницам, упырям и берегиням, и Переплуту, и, вертясь, пьют в честь его из рогов. И Огню Сварожичу молятся, и навьям баню топят <... > и Мокошь чтут. <... > Чреву служащие попы установили прикладывать [тропарь] Рождества Богородицы к рожаничной трапезе. <...> И недели день, и кланяются, написав жену, в человече­ском образе тварь.

Чудовский список (XV в.). <...> Веруют в упырей и младенцев, почитают мертвых. <...> А другие под ови­ном и в хлевах скотских молятся, как язычники <...>, и скотному богу, и попутнику, и лесному богу, и спорынь­ям, и Спеху62. <...> Эти не только бога знают, но и хри­стианами себя называют, а горше язычников дела творят, да примут горше их муку <...>.

Гальковский Н. Борьба христианства

с остатками язычества в Древней Руси. Т. II. М., С. 17—25.

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере (XI в.).

Как Илья Фесвитянин, заклавший иереев и жрецов идольских числом 300 <...>, так и этот63 не может тер­петь христиан, двоеверно живущих, верующих в Перуна и Хорса, и в Мокошь, и в Сима, и в Регла, и в вил, кото­рых числом 3064 сестер, как говорят невежды, и мнят их богинями, и так кладут им требы, и кур им режут. И много молятся; зовут его Сварожичем <...>. Не только же невежды то творят, но и ведающие, попы и книжники. Ес­ли того не творят ведающие, то пьют и едят молебную ту еду; если ж не пьют и не едят, то видят деяния их злые; ес­ли же не видят, то слышат и не хотят их поучить. Если бы кто и хотел научить, то прочий невежды не дадут зависти ради, и на убийство покушаются.

<...> Не подобает христианам игр бесовских играть, которые суть плясание, музыка, песни бесовские и жерт­ва идольская, когда молятся под овином огню, и вилам, и Мокоши, и Симу, и Реглу, и Перуну, и Волосу, скотье­му богу, и Роду и рожаницам, и всем тем, которые им по­добны. <...> Которые ставят кроме трапезы кутей­ной — законного обеда, ту, которая нарицается незакон­ная трапеза, именуемая «Роду и рожаницам».

Гальковский Н. Указ. соч. С. 41—43.

Беседа св. Григория Феолога65 об избиении града

(XI в.).

<...> Тот реку богиней называет и зверя, живущего в ней, как бога нарицая, требу творит. Один Дыю покло­няется, а другой — Дивии.

Аничков Е. В.

Язычество и Древняя Русь.

СПб., 1914. С. 93.

 

Слово Исайи-пророка, истолкованное св. Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и рожа­ницам (XII в.).

<... > Господь сказал: наследниками Моей святой го­ры будут избранные люди, которые служат Богу и выпол­няют его повеления, а не те, которые служат Роду и [двум] рожаницам, бесполезным идолам. <...> Истин­но верующие люди, покоряющиеся Богу, а не [двум] ро­жаницам. <...> Вас же, покинувших Меня, забывших Мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и [двух] рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам, — вас Я предам мечу, и все вы падете пронзенными! <... > Вы же бесовскими песнопениями славите идолов Рода и рожаниц и губите пророчества книг.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 445—446.

Вопрошение Кириково, который спрашивал епис­копа Новгородского Нифонта и других (XII в.).

33. А если Роду и [двум] рожаницам режут хлебы, и сыры, и мед? Запрещал весьма: негде, рек, сказано: «Горе пьющим в честь [двух] рожаниц!»

Русская историческая библиотека. 1880. Т. VI. С. 31.

Хождение Богородицы по мукам (XII в.). <...> Это те, которые не веровали в Отца, и Сына, и Святого Духа, но забыли Бога и веровали в ту тварь, что он нам для работы сотворил, то все они богами прозвали: солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов, и челове­ческие имена, а именно — Трояна, Хорса, Велеса, Перу­на в богов обратили, в бесов злых веровали и доныне мра­ком злым одержимы, того ради здесь так мучаются.

Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1962. С. 92.

Слово, истолкованное мудростью от св. апостолов, и пророков, и отцов, о твари и о дне, называемом не­деля (XII—XIII вв.).

<...> А неверные, написав Свет болваном, кланяют­ся ему. <...> Болван ведь спрятан, выдолблен, написан, а не пролился, как свет. Свет не осязаем и непознаваем никем, где он находится. <...> Никто же не может ука­зать образа свету. <...> Нам же, познавшим Бога, <...> поклоняться единому Богу <...>, а не твари, на­писанной в образе человеческом.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 78—79.

Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста (XIII в.).

Люди, забывшие страх Божий <...>, приступили к идолам и начали поклоняться молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие — Перуну, Хорсу, вилам и Мокоши, упырям и берегиням, которых называют 7 сестер66. А другие в Сварожича веруют, и Артемида и Артемидию, которым невежественные люди молятся и кур им режут.

И иные в воде их топят, а другие, к колодцам приходя, молятся и в воду бросают. <...> А другие веруют в Стрибога, Даждьбога и Переплута, в честь которого, вертясь, пьют из рогов.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 59.

Слово от святого Евангелия (список XIV в.).

<... > А это душевные грехи: <... > учиться астроно­мии, и веровать в метание, и в лживые писания, и в эл­линские книги баснотворные, и во встречу, и в Мокошь, и в сносудец, птичьи чары, и в громник, и в колядник, и в весь Мартолой проклятый, и кто творит злые дни и часы.

Летописи русской литературы и древности. 1862. Т. IV. С. 106.

Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV в.).

<...> Многие ведь из христиан трапезы ставят идо­лам и наполняют ковши бесам. Кто суть идолы? Первый идол — [две] рожаницы. [Цитата из «Слова Исайи».] А это второе: вилам и Мокоши, и еще не явно молятся, и тайно призывают идоломолицы бабы. Творят же то не только худые люди, но богатых мужей жены. <...> Горе, горе людям, <...> которые мнят честь оказать госпоже Богородице, ставя трапезу из крупичных хлебов и сыров, и ковши наполняя винами благовонными, и творят тро­парь Рождеству, и подавая, друг другу, едят и пьют.

И мнят, что добро творят и хвалу тем воздают Владычи­це чистой.

Летописи русской литературы и древности. 1862. Т. IV. С. 85—86.

Слово и откровение святых апостолов (конец XV— начало XVI вв.).

<...> И дабы уразумели многие люди и в соблазн ве­ликий не впали, мня богов многих — Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и иных многих. Ибо то люди были, старей­шины: Перун у эллинов, а Хоре — на Кипре, Троян был царь в Риме. Но добрые мужи были, а другие — разбой­ники.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 51.

Ьеседа трех святителей (XIV в.). <...> есть два ангела громовых, эллинский старец Перун и Хорс-жидовин, два ангела молнии.

Даркевич В. П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве//Сов. археология. 1961. № 4. С. 95.

 

О вдохновении духа в человеке (в списке конца XV— начала XVI вв.).

Вдохновение бессмертное <...> единый вдыхает Все­держитель, который один бессмертен и непогибающих творец, ибо дунул ему [человеку] на лицо дух жизни, и стал человек душой жив. Это тебе не Род, сидя на воз­духе, мечет груды, и от того рождаются дети <...> всем ведь есть творец Бог, а не Род.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 97.

Мацей Стрыйковский. Хроника Польская, Литов­ская и всей Руси (1582).

IV, 4. Владимир <...> в Киеве очень много храмов построил и идолов по горам окрестным поставил, в част­ности идол Перуна, бога грома, туч и молний (которого больше всех чтил), роскошнее всего сделал: само тело бы­ло из дерева искусно вырезано, голова его из серебра, уши из золота, в руке же держал камень наподобие пылающей молнии, в честь и славу которому огонь из дубовых дров, названный вечным, жрецы, для того приставленные, жгли. Если бы из-за небрежности стражей он когда-ни­будь погас, то таких карали смертью, что также Литва, Жмудь67 и старые прусы соблюдали.

Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska i wszystrkej Rusi.

T. 1. Warsz., 1846.S. 138.

 

Устав преподобного Саввы (XVI в.).

<...> [Исповедальный вопрос: ] Не сблудила ли с ба­бами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?

Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. 267.

Поучение духовным детям (XVI в.).

Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине68, и ко всяким богам мерзким требам не при­ближайся.

Азбукин А. Очерк литературной борьбы представителей

христианства с остатками язычества в русском народе//

Русский философический вестник. 1896. № 2. С. 249.

Густынская летопись (XVII в.).

Во-первых, Перконос, т. е. Перун, был у них старей­ший бог; [описание идола Перуна — по М. Стрыйков-скому]. Второй — Волос, бог скотий <...>. Третий — Позвизд, ляхи его называли Похвист; верили, что он был богом <... > воздуха, а иные — погоды и непогоды, иные его Вихрем нарицали, и этому Позвизду или вихрю как Богу, кланяясь, молились.

Четвертый идол — Ладо (т.е. Pluton), бог пекельный; верили, что он был богом женитьбы, веселья, утешения и всякого благополучия, как у эллинов — Бахус; ему жертвы приносили желавшие жениться, дабы с его помо­щью брак добрый и любовный был. Этого Аадона, беса, в некоторых странах и поныне на крестинах и на свадьбах величают, распевая свои некие песни и руками о руки или по столу хлопая: «Ладо, Ладо!» — приплетая песни свои, много раз поминают.

Пятый, Купало, думаю, был бог изобилия, как у элли­нов —; Церера. Ему же <... > за изобилие благодарение приносили в то время, когда должна настать жат­ва.<...> С вечера собираются простые люди обоего по­ла и сплетают себе венки из съедобных злаков или корень­ев и, подпоясавшись травой, разводят огонь, где ставят зе­леную ветвь; и, взявшись за руки, ходят вокруг того огня, распевая свои песни и приплетая Купало; потом через тот огонь перескакивают, этому бесу жертву принося.

Шестой — Коляда, которому праздник прескверный был 24 декабря. Сему бесу в память простой народ схо­дится в навечерие Рождества Христова, а поют песни не­кие, в них же если о Рождестве Христовом поминают, то Коляду беса величают.

Но имели больше богов, т. е. Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша, иные же колодцам, озе­рам, рощам жертвы приносили. Из этих же богов некое­му богу в жертву людей топили, ему же и доныне в неко­торых сторонах безумные память творят: в день пресвет-лого Воскресения Христова, молодые, собравшись и играя, бросают человека в воду, и бывает иногда <...>, что бросаемые в воду или о дерево, или о камень в воде раз­биваются и умирают, или утопают; по иным же сторонам <... > только водой обливают.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 295—301.

И. Гизель. Синопсис (1674).

[Текст тот же, что в Густынской летописи, но с некото­рыми оригинальными деталями. О Перуне: ] ноги желез­ные. В руках же держал камень наподобие молнии пыла­ющей, рубинами и карбункулами украшенный. [О Поз-визде: ] называли его богом воздуха, ветра и непогоды. [О Ладо: ] Этот же соблазн от древнейших идолослужи-телей произошел, которые неких богов Леля и Полеля по­читали. <...> И ныне по неким странам пением «Лелюм-Полелюм» возглашают также и мать Лелеву и Полелеву Ладо, распевая: «Ладо, Ладо!» [О Коляде: ] на тех же своих законопротивных сборищах и некоего Тура-сатану <...> вспоминают.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 295—299.

Поучение в понедельник Святого Духа (XVII в.).

Но еще такая слепота <... > среди препростых людей есть, которые бога плодов земных Дида, и бога изготов­ления орудий всякого дела речного Лада, как тогда эллины, почитали, разжигали огни, скакали, плеща руками, и пели: «Дидо-Ладо!», и, принося всякие вещи из посуды и одежды, <...> в огонь бросали, и так, когда разгорал­ся огонь, через него скакали. Есть и такие, что думают, будто есть бог скотов и всяких животных, и того почита­ют. Его же называют Колядою, ему же вечером праздну­ют, а днем работают. И такие есть, что бога водного на­зывают, и того хвалят и почитают, дабы от волн морских сохранил, и его именуют Лоло, и сего ради в память его водой поливаются.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 302.

Исповедь каждого чина по десятисловию (XVIII в.).

Первая заповедь. Не обливался ли водою в Великий четверг или на Светлой неделе не купал ли кого? Так же в навечерие Рождества Иоанна Предтечи и в день Петра и Павла не купался ли? Если кто в вышеупомянутые дни водою обливается, тот <...> идолу Купалу жертву при­носит. <...> Иные же воспевают Коляду или же Ладу, и «Лелю-Лелю», видя для себя в том великое добро и ве­селье. Иные же на русалиях плещат [руками] и, ударяя о стол, повторяют, воспевают: «Ладу, Лада!»...

Гальковский Н. Указ. соч. С. 303—304.

 

Румянцевский сборник (XVIII в.).

<... > Бабы каши варят на собрание рожаницам.

Гальковский Н. Указ. соч. С. 94.

Анания Федоров. Суздальский летописец (1754).

Обыватели в граде Суздале <...> имели богов языче­ских и, кроме них, Яруна, Пиная, Облупу, Купала, для которых места были в городе особенные, их богомер-ские были мольбища или капища.

Соколов М. Старорусские солнечные боги. Симбирск, 1887. С. 27.

Сказание о построении города Ярославля (XVIII в.).

И было селение, называемое Медвежий угол, в нем же обитатели — люди поганой веры, язычники злые. <...> Идол, которому поклонялись они, был Волос, т. е. скот­ский бог. И этот Волос < „..> стоял среди долины, назы­ваемой Волосовой, откуда и скот по обычаю на пастбища выгоняли. Этому <...> идолу и кереметь70 поставлена была, и волхв дан, а он неугасимый огонь для Волоса под­держивал и жертвоприношения ему воскурял. Когда при­ходил первый выгон скота на пастбища, волхв закалывал для него тельца и телку, в обычное же время из диких зве­рей жертвы сжигал, а в некоторые очень тяжелые дни — и из людей. Этот волхв <... > по дыму воскурения жерт­венного понимал все тайное и говорил слова случавшимся там людям как слова этого Волоса. Когда же огонь у Во­лоса угасал, то волхва в тот же день и час отрешали от ке-ремети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нем труп его как жерт­ву, единственно способную возвеселить этого грозного бога.

<...> И люди эти клятвой у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки ему давать, но только не хотели креститься. <...> [Князь прибыл с воинами и духовенст­вом.] Но когда вошел в это селение, люди его выпустили из клетки некоего лютого зверя и псов, чтобы разорвали князя и тех, кто с ним. [Ярослав убил зверя секирой.] При засухе язычники молили слезно своего Волоса, что­бы низвел дождь на землю. <...> На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшее­ся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же, когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался. <...> Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы со­крушить людей, как сокрушили его и кереметь. [Соору­жение церкви Власия на месте святилища.]

Воронин Н.

Медвежий культ в Верхнем Поволжье XI в.//

Краеведческие записки (Ярославль). 1962. Вып. 4. С. 90—93.

 

Легенда о Перыни (записана П. Якушкиным в 1866 г.).

Был зверь-змияка, этот зверь-змияка жил на этом са­мом месте, вот где теперь скит святой стоит Перюньский. Каженную ночь этот зверь-змияка ходил спать в Иль­мень с Волховскою коровницею. Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Володимир-князь в Киеве. <...> Новгород окрестился. Черту с Бо­гом не жить: Новый-Город схватил змияку Перюна, да и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз по ре­ке, а в гору — к Ильмень-озеру; подплыл к старому сво­ему жилью — да и на берег! Володимир-князь велел на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду. <...>

Якушкин П. И. Путевые письма из Новгородской губернии//Якушкин П. И.

Соч. СПб., 1884. С. 223.

Легенда об острове Перун (записана в 1905 г. Д. И. Яворницким).

До принятия нашими предками христианской веры, го­ворят, посреди Киева стоял каменный идольский бог Пе­рун с золотой головой. А тогда, как киевский князь Свя-тославский привез в Киев христианскую веру, тот бог сброшен был в Днепр. И поплыл тот Перун вниз по воде, а остановился аж между порогами, возле высокого скали­стого острова, против Таволжана. В том острове есть большая пещера, и в той пещере и поселился тот бог Пе­рун. Там он превратился в семиглавого змея. От того Перуна-змея и остров прозвали Перуном, а пещеру — Зме-евой. В той пещере <»., > были двери: сначала железные, а потом золотые; а внутри стояли столы: сначала серебря­ные, а потом золотые. На столах были очень дорогие ска­терти с золотыми кистями по углам. Все там было очень хорошо убрано, лишь никого не было видно, а только слышно было, что там кто-то очень тяжело стонал в са­мой глубине. А стонал некто иной, как семиглавый змей. Люди боялись лазать в ту Змееву пещеру. Только один дед Винниченко ходил туда, потому что он был большой волшебник. Он брал с собой свечку, влезал в пещеру, а что он там делал, то неизвестно. А когда, бывало, вле­зет, то там поднимается такой страшный гул, что аж весь камень того острова трещит. А гул шел от того же семи­главого змея. Тот <...> змей часто вылетал из пещеры, хватал всюду красивых девушек, жил с ними, а потом по­жирал их.

Однажды он притащил какую-то царскую дочь и уже начал было над ней глумиться, но бог прислал туда такого богатыря, который убил того лютого змея, а на царевне женился и имел от нее трех сыновей-соколов. <...>

Легенди та перекази.

К., 1985. С. 118, 242.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.122 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал