Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ООО Дистрибьюторами центр «ЭКСМО-УКРАИНА».⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Киев, ул. Луговая, д. 9. Тел. (044) 531-42-54, факс 419-97-49; e-mail: sale@eksmo.com.ua Полный ассортимент книг издательства «Эксмо» в Санкт-Петербурге: РДЦ СЗКО, Санкт-Петербург, пр-т Обуховской Обороны, д. 84Е. Тел. отдела реализации (812) 265-44-80/81/82/83. Сеть книжных магазинов «Буквоед»: «Книжный супермаркет» на Загородном, д. 35. Тел. (812) 312-67-34 и «Магазин на Невском», д. 13. Тел. (812) 310-22-44. Сеть магазинов «Книжный клуб «СНАРК» представляет самый широкий ассортимент книг Издательства «Эксмо». Информация о магазинах и книгах в Санкт-Петербурге по тел. 050. Корректоры Н. Мариненко, И. Коновалова Подписано в печать с готовых диапозитивов 08.10.2004. Формат 70x100 1/з2- Гарнитура «Академия». Печать офсетная. Бум. офс. Усл. печ. л. 17, 55. Уч.-изд. л. 19, 3. Тираж 3 000 экз. Заказ 6128. ОАО «Тверской полиграфический комбинат» 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822) 44-42-15 Интернет/Home page - www.tverpk.ru Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru
[1] Отсутствие священных книг и самой письменности — вовсе не признак «дикости» или скудоумия. Веды и Авеста долгие века существовали лишь в устной форме, а кельтские друиды принципиально не записывали своего учения. [2] «Синопсис», созданный в Киеве И. Гизелем (перешедшим в православие выходцем из Пруссии), был до начала XIX в. основным учебником отечественной истории в России и на Украине. [3] Приписки выявил в 1866 г. А. Патера. Однако он был склонен к гиперкритицизму и часто не указывал, почему считает ту или иную глоссу фальшивой. Поэтому отвергать полностью «Мать слов» как источник по славянской мифологии все же нельзя. [4] Там, где речь идет об обрядах православных славян, все даты указываются по старому стилю. [5] О Ладе — мужском божестве, тоже упоминаемом в песнях, будет сказано ниже, в главе о Даждьбоге.
[6] Неделя после Троицы, перед Петровским постом, зовется в народе Русальной. Русальной («зеленой», «гряной») называют также неделю перед Троицей.
[7] Еще скифы времен Геродота уподобляли зимний снег перьям.
[8] Эта пара богинь — скорее не Лада и Леля, а Лада и Яга (см. главу о Бабе-Яге). [9] Миф о солнце, днем едущем по небу на колеснице, а ночью плывущем под землей в ладье, запряженной лебедями, восходит к бронзовому веку.
[10] Художник, явно не видевший славянских идолов, нарисовал нечто вроде античной статуи Марса, стоящей на колонне. [11] Согласно мифу, восходящему к бронзовому веку, солнце ночью движется под землей с запада на восток. [12] Переписчики нередко искажали это имя (Туа, Ya Ya). [13] В Ростове на месте капища Велеса была поставлена церковь Богоявленья. Этот праздник приходится на 6 января. [14] В купальском костре сжигали «ведьму» — конский череп на шесте. В индийских мифах фигурирует огромная лошадиная голова, лежащая на дне моря. Огонь из ее пасти в будущем вызовет мировой пожар. [15] Б. А. Рыбаков считал эту богиню Ладой. Но, как установил еще в 1971 г. Л. А. Зарубин, с кольцом в руке изображалась Утренняя Заря. Лада же и Мокошь, как показано выше, тождественны. [16] Манихейство — религия, созданная в III в. проповедником Мани в Месопотамии и сочетавшая элементы христианства, зороастризма и буддизма.
[17] Зороастрийские жрецы издавна закрывали рот повязкой, дабы не осквернить дыханием священный огонь. [18] Слово «ад» происходит от греческого «Аид». Слово же «пекло», как и «рай», — общеславянское, т. е. еще языческое. [19] Св. Пантелеймон на Украине зовется Поликопа. Его праздник, как и день Ильи (20 июля), приходится на время, когда молния или раздутый ветром пожар могут сгубить уже выращенный урожай. [20] В текстах «святых кузнецов» то двое, то один. Иногда они именуются Борисом и Глебом. [21] Археологи спорят, были ли эти валы насыпаны в древнерусское время или гораздо раньше. [22] Носители первой версии, по Геродоту, сами себя называли сколотами. Д. С. Раевский считает сколотов скифами (степными, ираноязычными), Б. А. Рыбаков — лесостепными праславянами (скифами-пахарями). Так или иначе, сколоты, хотя бы частично ираноязычные, были в числе физических и духовных предков восточных славян. [23] В легендах о Кузьме-Демьяне плуг не назван золотым, но его куют в золотой кузнице, золотыми молотами и т. д. [24] Австрийский дипломат XVI в. С. Герберштейн принял слова «а ус злат» в летописном тексте о Перуне за имя бога «Услада». [25] У иранцев-зороастрийцев арийский Индра-Вритрахан (Убийца Вритры) раздвоился на дэва Индру и бога войны Веретрагну. [26] Исторический Илья Муромец, видимо, служил Владимиру Мономаху, а в конце жизни стал монахом в Киево-Печерской лавре. Здесь и поныне хранятся его мощи. Для народа он — главный богатырь, а для церкви — лишь святой аскет. [27] Т. е. на Сионе — мировой горе средневековой космографии. [28] Это святилище описано в XI—XII вв. Иттмаром Мер-зебургским, Адамом Бременским и Гельмольдом. С ним пытались отождествить городище VII—IX вв. Шлоссберг у Фель-берга. Там есть деревянный храм, но нет слоев X—XI вв. [29] Слово «Лада» могло употребляться и в мужском роде. Слово «Ладо» могло быть среднего или мужского рода. [30] Крест был символом солнца у многих народов. В частности, солярные знаки украшали древнерусские кресты-амулеты. [31] Здесь имя славянского бога латинизировано (Lado — род. пад. Ladonis). [32] Здесь Дид, — возможно, Род, супруг Лады. [33] В римских крепостях на Дунае были распространены языческие иконки-таблички. Среди их почитателей могли быть даки, сарматы и другие «варвары» (не исключая славян). В этой же среде процветал митраизм. [34] Примечательно, что болгарские русальцы носят на одежде знаки креста, но во все время Русалии не крестятся по-христиански и не молятся. [35] Солнечный бог-жрец — скорее Даждьбог, строгий и праведный, чем непутевый Ярила. Среди даров Колаксая — чаша, атрибут жреца. [36] Не означает ли это отчество «сын Одина»? Даждьбогу соответствует германский Бальдр, сын Одина, прекрасный и праведный бог солнца. Перенимать элементы германской мифологии славяне могли не только в древнерусские времена, но и значительно раньше. [37] В «Михаиле Потыке» героиня как бы раздваивается на злую Марью-Авдотью и добрую Анастасию. [38] Видимо, это и было племя росов, давшее имя Руси. Здесь сосредоточены «росские» гидронимы: Нось, Россава, Раставица. [39] Румыны и молдаване все дни недели представляют женщинами - матерями. [40] Сосуды из Надь-Сент-Миклоша принадлежат не славянам, а тюркам-протоболгарам, ославянившимся лишь в А в. [41] Индриком (Индрой) — зверем в русских духовных стихах именуется мамонт, что напоминает Аиравату слона Индры.
|