![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания к теме 5
5.1. Перечислить психокоррекционные задачи и приемы работы, связанные с мотивационным блоком детей с ЗПР.
Формирование познавательных мотивов:
5.2. Дайте характеристику приемам коррекции внимания детей с ЗПР.
Коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке. При всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению - с устойчивостью внимания. Этот факт имеет важное значение в организации психокоррекционного процесса и подборе психотехнических приемов: для формирования распределения внимания детям можно предъявлять тексты, а для развития объема — цифры и математические задачи. Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. У детей с простым психофизическим инфантилизмом, соматогенной и психогенной формами ЗПР объем внимания существенно не отличается от здоровых детей. Распределение и устойчивость внимания претерпевают значительные изменения у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, и у детей с другими формами ЗПР. Эффективность коррекции внимания у детей с ЗПР в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями: свойствами их высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой — неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. Систематическое применение психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания у детей. 5.3. Дайте характеристику заданий для коррекции мыслительных операций детей с ЗПР.
У детей с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления. Это проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляций. К концу дошкольного возраста наглядно-действенное мышление у них активно развивается. Психокоррекционная работа по формированию наглядно-действенного мышлениядолжна проводиться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у ребенка предметно-практическую деятельность с помощью специальных дидактических пособий. На втором этапе у ребенка формируется орудийная деятельность (действия со вспомогательными предметами). Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
5.4. Раскройте сущность коррекционной работы в соответствии с тремя блоками дефицитарности деятельности мозга (по А.Р. Лурия) 1. Для детей с дефицитарностью глубинных структур мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование темповых характеристик психических процессов. Это формирование устойчивости внимания, оптимизация мнемических процессов, развитие двигательных функций.
2. Для детей с дисфункцией задних отделов мозга - коррекционные занятия должны быть направлены на развитие речевых функций, зрительно-пространственных функций, формирование памяти по модально-специфическому типу (слухоречевой, зрительной, двигательной).
3. Для детей с дефицитарностью лобных функций мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование регуляции деятельности и функций самоконтроля. Это успешно достигается в процессе обучения детей конструированию. Конструктивная деятельность включает в себя следующие структурные единицы: · формулирование задачи; · ориентировочно-исследовательские действия; · выбор стратегии и тактики решения задачи; · решение задачи; · контролирующие деятельность действия.
|