Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания к теме 9
9.1. Обозначить задачи и приемы на каждой фазе групповой психокоррекции эмоциональных состояний. Фазы групповой психокоррекции
9.2. Опишите занятии по психорасслабляющей тренировке (ПРТ). _ Занятия ПРТ помогают ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно их использовать с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов. Основной целью занятий является: · смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка; · обучение его приемам релаксации; · развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой группой детей. 1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. 2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. 3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов 9.3. Дайте характеристику занятиям по психомышечной трепнировке (ПМТ).
Занятия ПМТ включают в себя 4 основные задачи: 1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица. 2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формул самовнушения. 3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах. 4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами. Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
9.4. Дайте характеристику психогимнастике, как методу психокоррекции эмоционального состояния. В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Психогимнастика — это метод, при котором участники психокоррекции проявляют себя и общаются без помощи слов. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры. М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий: 1. Мимические и пантомимические этюды. Цель - изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно. 3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка. 4. Фаза психомышечной тренировки, основной целью которой является снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию. Занятия психогимнастикой предъявляют требования к их организации. 1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с различной направленностью конфликта, с различными клинико-психологическими проблемами. 2. Численность группы для детей дошкольного возраста не более 5 человек, для детей младшего школьного возраста 7-8 человек, для средних и старших школьников не более 12 человек. 3. В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в этюды, с артистическими наклонностями. 4. Нежелательно включать в группу детей с выраженными тиками, логоневрозом, с нарушением слуха, зрения и движений. Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями
9.5. Раскройте структуру психокоррекционого занятия с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.
Структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы: · Ритуал приветствия · Разминка · Рефлексия прошлого занятия · Основное содержание занятия · Рефлексия прошедшего занятия · Ритуал прощания. Ритуалы приветствия / прощания – являются важным моментом работы с группой, позволяют создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуалы могут предлагаться психологом или придумываться самой группой. Задача психолога - следить, чтобы ритуал присутствовал на каждом занятии, и чтобы в него были вовлечены все участники. Разминка – является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между упражнениями - в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей. Основное содержание занятий – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционного комплекса. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизических состояний ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться от сложного к простому (с у учетом утомления детей). За занятие желательно провести 2 – 4 игры. Рефлексия занятия – ретроспективная оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось / не понравилось и почему?), и смысловом (зачем мы это делали?). Рефлексия прошлого занятия помогает вспомнить, чем занимались в предыдущий раз. Психолог предлагает вспомнить, с кем дети обсуждали упражнение после занятия, может применяли в повседневной жизни отдельные элементы упражнений. Подготовка к занятиям: · Добровольное участие в группе (7 – 10 чел.) · Интенсивная форма ведения занятий (2 – 3 раза в неделю). Большим эффектом будет обладать цикл из 10-12 встреч, проведенных в течение 4-5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. Цикл работы с данной конкретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15-20 занятий). Длительность занятий и размер группы зависит от возраста детей, но в любом случае они должны позволять организовывать собственно групповую совместную деятельность и создавать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы. · Цикл работы с группой – не более 15 – 20 занятий. Длительность занятия зависит от возраста: для младших школьников – 30-45 мин, для подростков и старшеклассников - 60 – 120 мин.
9.6. Раскройте сущность метода недирективной игровой коррекции.
Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи: 1. Способствует развитию самовыражения ребенка. 2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт. 3. Формирует саморегулирующие процессы. В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе недирективной игры выступает установление эмпатической связи психолога с ребенком. Психолог эмоционально сопереживает с ребенком. Недирективная игротерапия дает возможность ребенку «...отреагировать скопившееся напряжение, незащищенность, агрессию, страх». Выделяют следующие принципы недирективной игротерапии: · установить непринужденные дружеские отношения с ребенком; · принимать ребенка таким, какой он есть; · добиваться того, чтобы ребенок как можно более открыто говорил о своих чувствах; · понять чувства ребенка, пытаясь обратить его внимание на самого себя; · позволить ребенку самому регулировать динамику игрового процесса; · вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью; · выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя. В направленной (директивной) игровой психокоррекции психолог является центральным звеном в игре, его функции заключаются в организации игры, в анализе ее символического значения. Для коррекции эмоциональных нарушений применяют два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодрамы.
9.7. Раскройте сущность метода сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки ребенка, на формирование у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игровой коррекции необходимо разработать сюжет игры. Перед началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребенком возникали различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу — это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов. Сюжетно-ролевые игры рекомендуется проводить совместно с родителями ребенка. Психолог предварительно вместе с родителями обсуждает конфликтную ситуацию, характерную для данной семьи. В игровой ситуации рекомендуется меняться ролями. Например, мать выступает в роли ребенка, а ребенок в роли матери. В процессе коррекции рекомендуется предложить детям игровое воспроизведение не только прошлого или настоящего опыта, но и моделировать новый опыт в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувств, взаимоотношений.
9.8. Дайте характеристику музыкотерапии как метода коррекции эмоциональных нарушений.
Применение музыкального сопровождения занятий на коррекцию эмоциональных нарушений существенно повышает их эффективность. Слияние формул внушения и музыкальных фраз в единое целое является обязательным условием. В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением «мобилизации») музыка должна звучать очень тихо, не приглушая звучания текста. Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Не рекомендуется использовать модные шлягеры. Достаточно длительное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.С.Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена и др. Каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют вполне определенные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски могут ассоциироваться спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием. Нежелательно использование в процессе сеансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби. Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию. Комплекс состоит из 3-х мелодий. Для того, чтобы вывести человека из негативного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодию, соответствующую этому настроению - которая звучит для него, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Затем надо постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении. Наибольший эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его итоговое воздействие невозможно предугадать. В связи с этим не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных огрывков или произведений малых форм. Достаточно провести 8—10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния. Для моделирования настрюения рекомендуют следующие музыкальные произведения: · при переутомлении и нервном истощении — «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского. · при угнетенном меланхалическом настроении — «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта. · при выраженной раздражимости, гневности — «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. · при снижении сосредоточенности, внимания — «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси. · Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как «Баркаролла» Ш.И.Чайковского, «Пастораль» Ж.Бизе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М.Леклера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. · Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Ф.Монтти, «Шербургкие зонтики» М.Леграна. Дети с интрапсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в усилении активности ребенка, его эмоциональности. Активирующее влияние на ребенка с эмоциональными проблемами, особенно с проблемами в межличностном общении оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.
|