![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания к теме 10
10.1. Дайте характеристику нарушений аффективной сферы подростков по К.С. Лебединской.
В работах К.С. Лебединской у подростков с нарушениями в аффективной сфере выделены три основных типа нарушений поведения: · с преобладанием явлений психической неустойчивости; · с преобладанием явлений аффективной возбудимости; · с преобладанием расторможенности влечений. Нарушение поведения первого типа тесно связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной сферы подростка, задержкой полового и физического созревания. Асинхронию психического развития связывают с незрелостью структуры личности и стремлением таких подростков к имитации внешних форм поведения, соответствующих их паспортному возрасту. Асинхрония усугубляется также требованиями к подростку со стороны взрослых, которые ориентируются на паспортный возраст подростка и не учитывают его психическую незрелость. Нарушение поведения по типу повышенной аффективности связано с ускоренным темпом полового созревания и наличием у подростков установок на более взрослый образ жизни. Асинхрония проявляется в несоответствии физической зрелости с интеллектуальной. Это способствует формированию аффективной возбудимости у подростка. Неблагоприятными средовыми факторами, способствующими повышению возбудимости, является авторитарный стиль воспитания, жестокость, принуждения подростка. Нарушение поведения по типу расторможенности влечений авторы связывают с ускоренным темпом полового и физического созревания, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями. Асинхрония развития проявляется в диссоциации между ранним появлением влечений и незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это наиболее тяжелый тип нарушения поведения, и неблагоприятные средовые факторы могут способствовать формированию асоциального поведения.
10.2. Дайте характеристику акцентуаций характера подростка.
Для каждого типа акцентуаций характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые могут способствовать нарушению их поведения. Для гипертимного подростка психотравмирующее воздействие могут оказывать ситуации, требующие сдерживания проявлений его энергии: монотонная, неинтересная деятельность на уроке, или ограничение круга общения. Для демонстративного подростка — это недостаточное внимание к нему как к личности. Для эмотивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недоброжелательное отношение окружающих людей, а для интровертированного подростка — вынужденное общение с окружающими.
10.3. Дайте характеристику установочной стадии ролевой игры.
Ролевые игры — это своеобразный способ самовыражения личности, к которому она прибегает по своему сознательному решению или по просьбе окружающих. Выделяют четыре основные стадии ролевых игр с подростками: установочная стадия, стадия действия, стадия интерпретации и оценочная стадия. На установочной стадии психолог объясняет подростку, что он должен описывать свои проблемы языком действий (игрой). Многие подростки, особенно с эмотивной и интровертированной акцентуацией характера, нередко воспринимают такую установку как сложную, испытывают страх, проявляют негативизм при предложении разыграть опреленную ситуацию. Задача психолога — убедить такого подростка в необходимости участия в ролевых играх. Это достигается в процессе доверительного общения психолога с подростком. На этой стадии психолог должен обратить внимание на спонтанность подростка, поскольку в повседневной жизни поведение человека до известной степени контролируется условностями, приходится сдерживать свои эмоции. На установочной стадии не рекомендуется проводить ролевые игры, касающиеся основной проблемы подростка. Психолог в процессе беседы с подростком выясняет, какие бы темы он хотел обыграть, предлагает ему составить сценарий. Некоторым подросткам предлагается составить список тем и сценарии к некоторым темам, что имеет важное диагностическое значение.
10.4. Дайте характеристику психотехническим приемам, используемых в процессе ролевой психокоррекции по А.Л. Гросману.
Гройсман А. Л. (1992) предлагает следующие психотехнические приемы в процессе ролевой психокоррекции: · «Смена ролей», что способствует формированию взаимопонимания «отцов и детей». Психолог берет на себя роль ученика, а ученик — учителя. Такие игры способствуют правильному исполнению жизненных ролей. · Методика «дублирования ролей», когда каждый из играющих поочередно проигрывает одну и ту же конфликтную ситуацию. Это способствует лучшему пониманию символики собственной жизненной роли, нахождению недостатков и формированию рефлексии. · «Зеркальная методика». Психолог дает портрет кого-то из участников занятий и раскрывает его «проблему». Сам человек не называется. В такой игровой ситуации подростку дается возможность быть не только актером и режиссером, но и зрителем собственной драмы и собственного поведения. Эта методика способствует формированию эмпатии у участников группы к чужим проблемам. · «Методика близнецов», при которой герой разыгрывает определенные сцены, отражающие хронологию событий в прошлом, настоящем и будущем в биографии героя. · Методика «солилоквиум», где главный герой делится с аудиторией своими переживаниями или свободными ассоциациями. · «Монологическая методика», когда один из участников игры говорит приходящие в голову ассоциации, а остальные члены группы комментируют высказанное, составляя психологический портрет исполнителя «монолога». Психолог наблюдает за импровизацией группы, не комментирует высказывания участников.
|