![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте
Развитие ребенка начинается кризисом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденное™. В течение первых четырех недель после рождения ребенка называют новорожденным. Это время трудного перехода от комфортного существования в материнской утробе к жизни в новой, полной «подводных рифов» и «течений» среде, период адаптации (иногда болезненной) к необычным условиям существования. Рождение является большим потрясением для организма ребенка. Опыт первых мгновений, дней и недель закладывает фундамент для всей последующей жизни ребенка. Новорожденное™ является как бы соединительным звеном между утробным и внеутробным развитием, она совмещает в себе черты того и другого. Как считал Л. С. Выготский, это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого. Анатомо-физиологическое развитие системы новорожденного несовершенно. Находясь в материнской утробе, ребенок пребывает в отлично организованной среде: постоянная температура, регулярная доставка кислорода, своевременное и полноценное питание. Все это обеспечивается организмом матери. Но после рождения условия жизни младенцев резко меняются, они вынуждены приспосабливаться к новому окружению, в котором другие температура, режим кормления
и физиологического функционирования. Их пассивному пребыванию в оптимальной среде приходит конец, и теперь все зависит от того, как их собственные анатомо-физиологические системы будут регулировать жизнедеятельность организма. Проще говоря, за кратчайший отрезок времени новорожденные делают гигантский шаг к автономному существованию. К моменту рождения костная система ребенка остается еще не развитой — кости гибкие, слабые. Во время родов головка может деформироваться, поскольку череп достаточно мягкий. Между отдельными костями черепа имеются «швы» — неокостеневшие пограничные участки, которые легко прощупываются под кожей как мягкие желобки. Позже они окостеневают и перестают прощупываться. Характерными являются и ямки, заполненные мягкими связующими тканями, которые закрывают еще не окостеневшие углубления в черепе. Их называют «родничками». Эти углубления имеют ромбовидную форму и сильно разнятся но размерам. Швы и углубления позволяют черепным костям как бы перекрывать друг друга, приспосабливая голову ребенка к процессу родов.
До рождения кровь через плаценту поступает в кровеносную систему плода, принося с собой кислород и необходимые питательные вещества. Образовавшиеся при этом продукты распада выводятся через организм матери. С перерезанием пуповины ребенок утрачивает источник поступления кислорода и пищи, кровоток в плаценте прерывается, путь от сердца к плаценте блокируется. В результате кровеносная система новорожденного отрывается от материнской и начинает функционировать самостоятельно, увеличивая кровоток через легкие. Гемоглобин, содержащийся в крови новорожденного, разносит кислород во все части тела. Отверстие между правым и левым желудочками сердца, существовавшее в период внутриутробного развития ребенка, медленно затягивается в течение первых 7 дней жизни. Сокращения сердечной мышцы остаются быстрыми и нерегулярными примерно в течение первой недели. Пульс во время бодрствования более учащенный, чем во время сна. 1 Часть II. Особенности психического развития личности... Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте
Родившись, ребенок уже не является пассивным потребителем всего того, что предлагает ему материнский организм. Теперь он должен сам «добывать себе пропитание» — тянуть молоко из бутылочки или материнской груди. Некоторых детей начинают кормить сразу после родов, большинство же новорожденных впервые получают «подкрепление» лишь через 12 часов. Первичное женское молоко называют «молозивом» («колострумом»), оно обладает слабительным действием и содержит антитела, оберегающие ребенка от многих болезней. На вторые сутки младенцы впервые испражняются. Их испражнение, или «первородный кал» (мекониум), состоит из веществ кишечной секреции, желчи, слизи и продуктов клеточного распада, накопленных в период внутриутробного развития ребенка. Когда кишечник и мочевой пузырь переполняются, автоматически открываются мышечные сфинктеры, и они опорожняются. Цвет и консистенция испражнений младенца зависят от получаемой пищи: у детей, питающихся материнским молоком, они мягкие, желтоватые, «творожистые»; у тех, кого кормят из бутылочки коровьим молоком, они темнее и тверже. Кожа новорожденного сморщенная, мягкая, в пятнах. Все младенцы, как правило, бледные, даже те, которые впоследствии станут чернокожими. У них могут быть густые, мягкие, тонкие волосы, а может их совсем не быть. У многих младенцев на ушках и нижней части спины находят волосики. Веки, как правило, припухшие, глаза серые, но позднее их цвет меняется и не однажды. Средний вес новорожденных — 3, 3 кг, рост — около 50 см. Новорожденный — существо активное. Он легко засыпает и просыпается, у него проявляются многие рефлексы, уже в первые недели его можно чему-то обучить. Новорожденные спят очень чутко, просыпаются быстро и так же легко и быстро засыпают снова. Установлены шесть различных состояний младенца. 1. Глубокий сон. Глаза ребенка закрыты, мышцы лица расслаблены, 2. Неглубокий сон. Дыхание неровное и более частое, чем при глубо
3. Состояние дремоты. Глаза малыша тускнеют, на них появляется 4. Бодрствующее пассивное состояние. Оно напоминает состояние 5. Активность в состоянии бодрствования. Это состояние характе 6. Плач. Часть периода бодрствования ребенок плачет и волнуется. Новорожденный спит 17-20 часов в день. Лишь малая часть этого времени приходится на глубокий сон, 75% — на неглубокий. Сон новорожденного часто прерывается короткими периодами бодрствования, которые могут вызываться болью, голодом или каким-то внутренним дискомфортом. В среднем новорожденные бодрствуют 4-7 часов в сутки. 2-3 часа из них они пассивны, оставшееся время — активны. Доля каждого из этих состояний значительно варьируется. Поведение новорожденных различается в той мере, в какой любой из них является неповторимой личностью. Приспособиться к этим новым условиям существования ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. У новорожденного очень много рефлексов. Рефлекс Бабинского. Пальцы стопы ребенка веерообразно расходятся, и стопа поворачивается при проведении рукояткой молоточка вдоль наружного края стопы. Рефлекс Бабкина. Ребенок поворачивает головку и открывает рот, когда ему надавливают на ладонь. Хватательный рефлекс наблюдается при поглаживании ладони. Дети могут крепко сжать кулачки и уцепиться за то, что окажется в их ладошках. Хватка достаточно сильна: некоторые новорожденные могут в каждой ручке удерживать вес до 900 г тяжести. Рефлекс исчезает после полугода. Рефлекс Моро. Разведение в стороны рук и ног и сведение их в исходное положение в ответ на громкий звук. Те же действия, если ребенка осторожно подбросить на руках или приподнять в кроватке.
70 Часть II. Особенности психического развития личности.,. Поисковый рефлекс. При поглаживании щечки поворот головы в сторону прикосновения. Одно из средств, с помощью которых ребенок определяет местонахождение источника пищи. Плавательный рефлекс. Хорошо координированные плавательные движения, когда ребенка кладут на живот. Рефлекс ходьбы. При поддержке под ручки и касании поверхности пола голыми ножками — движения, напоминающие хорошо координированную ходьбу. Сосательный рефлекс. Этот рефлекс «запускается» после поискового. Определив местонахождение источника пищи, младенец обычно начинает сосать грудь или соску. Одни начинают сосать сразу, другие — после того, как кормящий проведет соской или чем-то другим вокруг рта. Тонический шейный рефлекс. Иногда позу, в которой проявляется данный рефлекс, называют «позой фехтовальщика», так как она напоминает эту специфическую позицию: ребенок лежит на спинке, голова повернута в сторону (обычно правую), оба кулачка сжаты. Ручка и ножка на этой же стороне тела выпрямлены, на противоположной — сжаты. Рефлекс отдергивания. Отдергивание ног при щекотании подошвы или защитные движения при поглаживании верхней части тела. Простейшие рефлексы исчезают на нервом году жизни, однако некоторые из них, например рефлекс вздрагивания, мигания, коленный, зевания, кашля и чихания, остаются на всю жизнь. Существует четкая зависимость между развитием мозга и исчезновением простейших рефлексов. Дело в том, что большинство первичных простейших рефлексов регулируются средним мозгом, который развивается у плода раньше других частей мозга (он наиболее развит у животных), а когда у малыша начинает развиваться кора головного мозга — более совершенное серое вещество — значительная часть нервной системы переходит под ее контроль. Простейшие рефлексивные реакции, которые контролируются средним мозгом, уступают место более сложным рефлексам и нормам поведения. С помощью обследования системы рефлексов можно определить, нормально ли развиваются нервная система и мозг ребенка. Вот почему принято считать, что наличие или отсутствие простейших рефлексов — хороший показатель того, как идет процесс становления и развития нервной системы младенца.
Итак, первичные простейшие рефлексы безусловны, с ними ребенок рождается и проявляет их с момента появления на свет. Но уже
Те ма 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте к трехнедельному возрасту малыш оказывается готовым к формированию у себя условных рефлексов, реагируя на внешние раздражения соответствующим образом. Известно, к примеру, что поглаживание щечки новорожденного вызывает у него рефлекторный поворот головки. В одном из исследований поглаживание сопровождалось звоном колокольчика. После многократного повторения такого сочетания раздражителей дети начали поворачивать головки только на звон колокольчика. Способность младенцев к обучению отмечалась и тогда, когда исследователи целенаправленно контролировали какие-то их действия. В одном из экспериментов две группы новорожденных получали подслащенный раствор в награду за поворот головы. В третьей группе сладкой водичкой детей вознаграждали лишь в том случае, когда их головы оставались неподвижными. Чем чаще дети получали вознаграждение, тем дольше они оставались в состоянии покоя и умиротворенности. У новорожденных есть способности к восприятию, им (правда, в неразвитой форме) свойственны все виды ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Зрение младенца развито еще не полностью, а сетчатка глаза и зрительный нерв пока далеки от совершенства, тем не менее, он уже многое видит, проявляя зрительную активность в довольно сложных формах. Умение фокусировать зрительные оси складывается на первой неделе жизни; малыш может направить глаза в одну точку, расположенную на расстоянии 20-25 см от него. Новорожденные могут реагировать на свет разной интенсивности. Многие родители замечают, как ребенок отворачивается или закрывает глаза от яркого неожиданного света. Кроме того, новорожденные умеют следить глазами за движущимися предметами. Вообще отмечено, что новорожденные любят рассматривать яркие и движущиеся предметы, предпочитая их неподвижным, тусклым и невыразительным. Новорожденные различают многие предметы, а также цвета. Используя разработанную специально для эксперимента «наблюдательную камеру», исследователи обнаружили, что новорожденным больше нравится разглядывать полосатые предметы и узоры наподобие шахматной доски, чем предметы, окрашенные в однотонные цвета. Они могут различать цветные, черные и белые объекты, а также незнакомые предметы, предпочитают большие узоры маленьким и изогнутые линии прямым. Малыши больше внимания уделяют сложным объектам, не 72__________________ Часть II. Особенности психического развития личности... особенно сосредотачиваясь на простых. Их зрительное восприятие развивается, а навыки усложняются по мере того, как дети растут и взрослеют. Новорожденные различают голоса, музыку и т. д. К четвертой неделе они умеют распознавать часто звучащие голоса и звуки речи. С самого рождения дети могут соотносить процессы «смотрения» и «слушания». Услышав звук, малыш поворачивает глаза в направлении его источника. Столь ранняя координация слуха и зрения позволяет некоторым исследователям предположить, что некоторые связи между пятью видами ощущений, называемые «чувствительными путями» (сенсорными соединениями), являются врожденными. Другие данные о зрительно-слуховом «сцеплении» показывают, что дети не только смотрят в направлении источника звука, но и следят за его перемещением. Это можно объяснить следующим образом: звук активизирует врожденное стремление внимательно рассматривать что-либо и задает взгляду ребенка особое направление. Эксперименты с использованием сильных запахов аниса и асафе-тиды (растительная смола, употребляемая в медицине) показали, что новорожденные различают эти запахи. Об этом свидетельствовало изменение дыхания. В ходе исследований было также установлено, что двигательная активность и частота дыхания детей увеличиваются при воздействии на них различных запахов. Так, новорожденные через 16 часов после рождения чаще отворачивались от источника запаха (гидрооксида аммония), чем поворачивались к нему. Ребенок чувствует прикосновения, еще находясь в утробе матери. Эксперименты показали, что 8-недельный плод рефлекторно реагирует на прикосновение к его коже. Новорожденные реагируют на прикосновение, холод, тепло и боль. Через несколько дней после рождения они становятся более чувствительными к прикосновению и боли. Новорожденные различают четыре основных вкуса: кислый, соленый, сладкий и горький. Когда детям давали кислую, соленую или горькую водичку, то некоторые из них начинали гримасничать, сосали медленнее, чем обычно, а многие вообще отворачивались от соленой воды. Считается, что такое проявление способности различать пищу на вкус предохраняет детей от ядовитых жидкостей, которые обычно горьки. Малышам больше нравятся сладкие напитки. Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Родители кормят, купают ребенка, одева-
ребенка в младенческом возрасте ют в сухое и чистое белье, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются.
Л. С. Выготский отмечает два момента в новообразовании периода новорожденности. Первый момент — новым, возникающим в период новорожденности является то, что жизнь, присущая ребенку уже в период эмбрионального развития, становится индивидуальным существованием, отдельным от организма, в недрах которого оно зародилось. Жизнь новорожденного вплетена в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Второй момент заключается в том, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой бытия ребенка как социального существования, является вместе с тем психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта'бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период — период младенчества. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — общение. Общение в младенческом возрасте выражено очень ярко. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье
Таким образом, социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте — ситуация связанности, единства ребенка и взрослого. Основной, ведущий вид деятельности — эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Возникшая в период новорожденное™ потребность в общении интенсивно развивается. К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т. е. его общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Потребность в эмоциональном общении, имеющая для развития ребенка огромное положительное значение, может, однако, привести и к отрицательным проявлениям. Так, если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуясь игрушками, плачет, если его хотя бы на одну минуту оставят одного. Во 2-м полугодии < < общение ради общения» уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. М. И. Лисина называет это общение ситуативно-деловым. В младенческом возрасте идет быстрое формирование двигательных навыков детей, особенно сложных, сенсорно-скоординированных движений рук и ног. Активность рук ребенка отмечается уже в первые недели его жизни: это размахивание руками, хватание, движения кистей рук. В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться за предметами, захватывает предметы рукой. Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисти рук ребенка сжаты в кулачок. Пока рука не превратится в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Акт хватания имеет большое значение для психического развития ребенка, так как с ним связано возникновение предметного восприятия. Благодаря хватанию возникает и восприятие пространства — это пространство вытянутой руки, и его протяженность еще мала. Но с 6 месяцев ребенок начинает сидеть на стуле, его пространственные возможности увеличиваются, и к 7 месяцам движения рук младенца начинают приноравливаться к особенностям захватываемого пред-
Тема 1. Развитие ребенка в младенческом в озрасте мета, приобретают предметный характер. Возникают результативные действия: перемещение предмета, извлечение из него звука и т. д. На основе акта хватания у ребенка развивается манипулятивная деятельность, поддерживаемая посредством ориентировочной реакции на новое. Со 2-го полугодия жизни у ребенка появляется новый способ воздействия на взрослого — указательный жест, который возникает из протянутой к недосягаемому предмету руки. Этот жест, по словам Л. С. Выготского, из движения, направленного на предмет, становится движением, направленным на другого человека, средством связи, предшественником слова. Начинается «сотрудничество» ребенка и взрослого. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир: привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения. Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Она открывает широкие возможности для обучения через подражание. В 7-10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого, хотя чаще всего воспроизводит показанное не сразу, а спустя некоторое время и после многократного показа. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами, он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш поступает не так, как вледует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести. К концу 1 года жизни у ребенка появляется новая важная особенность в манипуляции с предметами: дети не только повторяют движения, показываемые родителями, но и пытаются видоизменить их. В это же время они начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести. Например, ребенок ухватил конец бельевой веревки. Случайно, сильно дернув конец, он обратил внимание, как подскочило белье на веревке, натянутой под потолком. Смотрит на прыгающее белье, пока оно не перестало колыхаться. Играет концом веревки. Снова случайно дернул. Все белье заколыхалось. И тут-то он начинает непрерывно с силой дергать веревку, наслаждаясь результатом.
По мере овладения новыми видами движений и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов и окружающего пространства. В 9-10 месяцев дети начинают искать предметы, исчезнувшие у них на глазах, понимать, что эти предметы не пропали, а просто находятся в другом месте, дети узнают перевернутые предметы, правильно определяют величину предметов, т. е. усваивают систему правил игры в прятки, как это описывает Дж. Брунер: начальный контакт — исчезновение — появление — повторение. В это же время ребенок активно усваивает способы действия с предметами-орудиями: чашкой, ложкой, совочком и т. д. То есть он соотносит орудия с тем предметом, на который направлено действие: лопаткой набирает песочек, снег, землю; ведром — воду и др. Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам орудия. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. В последние месяцы 1 года жизни дети уже способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т. е..мыслительные действия: ребенок открывает отношения между подставкой и предметом на ней и использует подставку для того, чтобы подтянуть к себе предмет. К этому периоду относится начало кризиса 1 года. Л. С. Выготский выделяет три момента, характеризующие кризис первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. Становление ходьбы связано с предшествующим двигательным развитием ребенка. Способность перемещаться в пространстве появляется уже тогда, когда ребенок начинает поднимать головку. Это происходит на первой неделе жизни малыша. А к 3 месяцу младенец может отрывать грудь от кроватки. В это время некоторые дети умеют передвигаться от одного края кроватки к другому, перебирая руками и ногами одновременно. Для того чтобы перекатываться, ребенок должен использовать все части тела, но иногда это не удается малышу до конца 3 месяца. Навыки перекатывания подготавливают почву для более поздних и сложных перемещений — ходьбы и бега.
Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрас те Большинство малышей начинает учиться самостоятельно усаживаться на что-то лишь после того, как кто-нибудь их посадит, но к 9 месяцам они уже умеют садиться сами и оставаться в сидячем положении 10 минут, а иногда и больше. Переползание и ползание предшествуют ходьбе, причем переползать дети начинают в 6-8 месяцев, а ползать — в 10 месяцев. При переползании живот не отрывается от пола, поскольку мышцы рук и ног еще не настолько развиты, чтобы удержать тело на весу, а при ползании малыши используют для передвижения руки и ноги, лучше координируя их работу. Ползание — более сложный навык, чем переползание, и, когда ребенок овладеет им, можно с уверенностью сказать, что он готов к ходьбе. Правда, еще больше приближает ребенка к этому одному из самых ответственных моментов в его жизни умение довольно продолжительное время стоять. Однако ходить без посторонней помощи он обычно начинает лишь в год. После того как ребенок научится ползать, преодолевать преграды, удерживаться в вертикальном положении без посторонней помощи, он делает первые шаги. Способность изменять направление ходьбы, сворачивать на ходу в ту или другую сторону или даже назад развивается у детей довольно быстро. Некоторые малыши могут обходиться без поддержки на более раннем этапе, но большинство начинает ходить в 14-15 месяцев — кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Поскольку в этом возрасте центр тяжести у детей смещен кверху, то им приходится делать шаги пошире и буквально «переваливаться» с ноги на ногу. При ходьбе они попеременно наклоняются то вперед, то назад, слегка сгибают колени и локти, вытягивая руки вперед и разворачивая стопь? наружу. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает возможность ориентировки в пространстве, приближаясь к предмету, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места. Как пишет Д. Б. Эльконин, в результате ходьбы ребенок как бы отделяет себя от взрослого. Происходит разделение «мы»: теперь не только мама ведет ребенка, но и он ведет ее куда хочет. Таким образом, ходьба — это первое основное новообразование младенческого возраста. Нарастающая потребность в общении со взрослыми, как подчеркивает В. С. Мухина, вступает в противоречие с возможностями общения, которые находят свое разрешение в понимании человеческой речи (к концу младенчества), и затем (в период раннего детства) в овладении ею.
Часть II. Особенности психического развития личности... Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте
Становление речи ребенка зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком: дети, с которыми мало общаются, резко отстают в развитии речи. К концу 1 месяца жизни у ребенка возникает так называемое слуховое сосредоточение — особое внимание на обращенные к нему слова. Начиная с 3 месяца появляются собственные речевые реакции — гуление — в составе вышеописанного комплекса оживления на появление взрослого. Исследователи считают гуление «вокальной игрой» и утверждают, что оно появляется тогда, когда дети чувствуют себя спокойно и комфортно. Гуление имеет большое значение, поскольку благодаря ему дети развивают и совершенствуют свою речь. Затем, с 5 месяцев появляется лепет. Это комбинация ребенком гласных и согласных звуков в произвольной, бессмысленной форме. Дети в возрасте между 3 месяцами и 1 годом способны произносить значительно больше звуков, чем используется любым из языков, на которых говорят их родители. Поэтому некоторые лингвисты называют период «лепетания» «каменоломней драгоценных вокальных россыпей» всех языков. По мере того как ребенок взрослеет, это удивительное богатство звуков все больше ограничивается, пока со временем человек не научится говорить так же, как другие люди его группы. Это происходит частично путем подражания и локализации иногда в играх, где с помощью взрослых ребенок учится правильно координировать свою вокальную мускулатуру. С 6 месяцев ребенок начинает произносить «псевдослова», состоящие из нескольких слогов, пока еще лишенных смысла, но с 8 месяцев приобретающих предметную отнесенность. Способность к хорошему пониманию речи взрослых складывается у ребенка со второго полугодия жизни. В 6-6, 5 месяцев он связывает воспринимаемый предмет с его названием. К 8 месяцам — демонстрирует ориентировочно исследовательскую реакцию (поворот головы в сторону предмета, захват его руками и т. д.) в ответ на называние предмета. Существенно, что человек вынужден формировать жесты, сходные с конвенциальными символами, ради того, чтобы другие реагировали на его звуки желаемым образом. Прочие конвенциальные жесты вырабатываются во многом точно таким же образом. Жесты приобретают форму, соответствующую конвенциальным шаблонам, под влиянием реакции других людей. О решающем значении этих реакций говорят случаи со слепым или глухим ребенком, который отключен от одного из каналов проверки и корректирова- ния. Чтобы научиться говорить, очень важно слышать свою собственную речь. У тех, кто лишен этой возможности, голос безжизненный, артикуляция вымученная и нюансы значений не передаются интонацией. Те, кто никогда не слышал речь других, не имеет моделей для создания своих собственных жестов. Точно так же значительно отличается выражение лица у тех, кто ослеп в раннем детстве. Поскольку они не могут видеть выражение лица ни у других людей, ни у самих себя с помощью зеркала, они не имеют адекватного представления о конфигурации, которую должна производить мускулатура их лиц. Научаясь формировать жесты, человек должен также усвоить, какие значения они представляют. В исследованиях развития согласия, проводимых Латифом, было установлено, что именно реакции старших на различные жесты ребенка являются основой согласованных значений. Проголодавшись, младенец проявляет беспокойство и тянется к рожку. По этим движениям окружающие судят о желаниях ребенка и протягивают ему бутылочку. Поскольку эта процедура повторяется, разнообразные движения сводятся к простому жесту, указывающему на бутылочку, или произнесению звука. Всякий раз, когда производится такой жест, он заменяет собой целое действие. Жест становится его символом. Примерно с 10 месяцев ребенок протягивает игрушку или другой предмет, берет его в руку в ответ на просьбу взрослого. Этот момент — важная предпосылка к развитию совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. И если в 7 месяцев в голосе ребенка можно выделить интонации, связанные с обращением и просьбой, то в 10 месяцев — в его голосе проявляется настойчивость. Первые односложные слова («мама», «папа», «баба» и т. д.) ребенок начинает произносить в период с 4 до 8 месяцев, хбтя конкретную предметную отнесенность они начинают приобретать только к 10 месяцам. К этому периоду относится усвоение ребенком семантики слова. И к концу 1 года жизни он точно понимает и определенным образом реагирует на 10-20 слов: выбирает предмет из нескольких, не только начинает, но и прекращает действие по команде взрослого, т. е. начинает активно овладевать номинативной и прагматической функциями речи. Таким образом, к началу раннего возраста дети пытаются называть вещи своими именами. И хотя их активный словарный запас еще невелик, они знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят. 80__________________ Часть II. Особенности психического развития личности... На первых порах овладения языком у ребенка появляется автономная речь: «ам-ам», «ням-ням», «нака», «бяка», «ав-авка» и т. д. Во-первых, с фонетической стороны слова ребенка не совпадают с речью взрослого. Во-вторых, слова ребенка отличаются от слов взрослого человека и по значению. В-третьих, общение с помощью детских слов возможно только с теми людьми, которые понимают их значение. В-четвертых, автономная речь практически бессвязна и состоит из ряда восклицаний. Первым, кто описал автономную детскую речь, понял и оценил ее огромное значение, был Ч. Дарвин, который наблюдал за развитием своего внука и заметил, что прежде чем перейти к языковому периоду, ребенок говорит на своеобразном языке. Л. С. Выготский проанализировал становление автономной речи ребенка и выдвинул два положения: 1) автономная речь — необходимый период в развитии всякого нор 2) при многих формах неразвития речи, при расстройствах рече Однако при правильном речевом воспитании, когда взрослые требуют четкого произношения слов, автономная речь быстро исчезает, у ребенка развивается фонематический слух, артикуляция, происходит усвоение грамматического строя языка, развивается чутье языка. Особенности проявления аффектов и воли. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что хочет ребенок. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или
Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т. е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. Так, кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития — раннее детство. Основные понятия Автономная речь — слова, которые: во-первых, с фонетической стороны не совпадают с речью взрослого; во-вторых, отличаются от слов взрослого человека и по значению; в-третьих, общение с помощью детских слов возможно только с теми людьми, которые понимают их значение; в-четвертых, автономная речь практически бессвязна и состоит из ряда восклицаний. Безусловные рефлексы — наследственно закрепленные механизмы. Комплекс оживления — эмоциональная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции. Кризис 1-го года жизни — переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся становлением ходьбы, наличием латентного периода в становлении речи ребенка, проявлением аффектов и воли. Условные рефлексы — реакции ребенка, возникающие при повторении ряда различных действий. I Список литературы 1. Авдеева Н. Я., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. — М., 1991. 2. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.
2. БрунерД. Психология познания: за пределами непосредственной 3. Выготский Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. — 4. Лисина М. Я. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. 5. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педа 6. Немое Р. С. Психология. Психология образования. Кн. 2. — М.,
Часть II. Особенности психического развития личности.. 7. 8. Флэйк-Хобсон, Робинсон Б. Е., Пэтси Скин. Развитие ребенка и его 9. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рожде Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Овладение речью в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого, их общения по поводу предметов. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса 3 лет. Возраст от 1 года до 3 лет многие называют «ходячим детством» из-за неуверенных первых шагов малышей и потому, что это первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом от младенчества к раннему детству. Анатомо-физиологическое развитие ребенка этого возраста имеет свои специфические особенности. Если младенчество характеризуется быстрым ростом тела, то в период «ходячего детства» ребенок не только уверенно набирает в росте и весе, но и значительно совершенствует многие свои навыки и умения. Рост тела несколько замедляется по сравнению с младенчеством, но все же остается достаточно быстрым, хотя в последующие годы темпы его снова немного снижаются и остаются стабильными вплоть до подросткового возраста. Все «ходячие дети» имеет типичный рост: к году он составляет примерно 75 см, к 2 годам — 85 см, а к 3 — 95 см. Вес их тоже заметно увеличивается, с 3, 2 кг при рождении до 9, 5 кг к концу первого года, 12, 3 кг в 2 года и 14, 6 кг в 3 года. Вес 2-летнего ребенка составляет обычно одну пятую часть веса взрослого. К 2, 5 годам дети весят в 4 раза больше, чем при рождении. Далее вес стабилизируется и увеличивается медленнее. Так продолжается вплоть до подросткового возраста, когда наблюдается резкий скачок не только в росте, но и в весе. Часть II. Особенности психического развития личности... Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте
Скорость общего развития тоже у всех разная. Генотип влияет на рост, вес и общее развитие детей сильнее, чем факторы внешней среды. Чаще всего дети, взрослея, достигают роста своих родителей. Это соотношение типично как для матерей и дочерей, так и отцов и сыновей. Общее правило здесь таково: у низкорослых родителей — невысокие дети, у высоких — высокие. Факторы среды больше влияют на вес детей, нежели на рост. Это физические упражнения, болезни, эмоциональное состояние, питание (количество и качество пищи) и некоторые другие. В 2 года живот и грудная клетка по своим размерам почти равны друг другу, но к 2, 5 годам грудь становится больше. Живот, однако, все еще выпячен и спина заметно прогнута, поскольку все внутренние органы ребенка должны уместиться в коротком туловище. В этом возрасте у детей непропорционально большие руки и короткие ноги. Из-за большой головы и длинных рук центр тяжести смещен к верхней части туловища. Но к 2, 5-3 годам ноги догоняют в развитии руки, а пропорции тела становятся похожими на пропорции тела взрослого. Вес мозга к концу 2 года достигает '/3 веса мозга взрослого человека, и в 3 года он является наиболее развитой частью детского организма. Продолжается отвердение костей, начавшееся еще в младенчестве. По форме череп становится похожим на череп взрослого. Укрепляется позвоночник, и если прежде его форма резко отличалась от формы позвоночника у взрослого, то теперь он больше напоминает не «С», а «8». Срастаются маленькие кости, образуя большие, а из хряща развиваются новые кости. Это особенно характерно для запястий и лодыжек. Но в целом у ребенка хрящей остается больше, чем костей. Поэтому к концу 2 года последние еще мягки и очень чувствительны к болезням, тяжело реагируют на недостаток питания, склонны к деформациям. Суставы более гибкие, чем у взрослых, связки менее прочные, мышцы плотно соединены с костями и хрящами. Определить, нормально ли развивается ребенок, специалисты могут, обследовав количество, толщину и форму мелких костей руки и измерив окружность головы. Развитие костей часто используется как общий показатель развития других систем организма. К 2, 5 годам у большинства детей вырастают все детские, или молочные, зубы. У других детей возникают проблемы с ростом челюстей. Неправильное схождение (прикус) верхней и нижней челюстей приводит к нарушению пропорций лица, затрудняет нормальное пережевывание пищи. Развитие мышечных тканей (по сравнению с другими тканями) на 2 году жизни замедляется, и вплоть до подросткового возраста скорость его не увеличивается. Рост жировой ткани, интенсивный в первые 9 месяцев, к 2, 5 годам резко сбавляет темп, а затем наблюдается медленный спад, продолжающийся примерно до 5, 5 лет. Потеря жировой ткани ведет к тому, что ребенок становится грациозным, стройным, постепенно превращаясь по общим физическим характеристикам в дошкольника. В это время совершенствуются их общие и специфические двигательные навыки (тонкая и грубая моторика). Дети лучше управляют телом, причем навыки управления руками развиваются быстрее, чем процесс «овладения» ногами и особенно стопами. Хотя главным достижением этого периода является ходьба, но одновременно формируется и навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется общая координация движений, усложняются многие двигательные умения. Как и формирование любого двигательного навыка, выработка предпочтения правой или левой руки — это процесс. Сначала малыши попеременно используют обе руки для манипулирования различными предметами. В первые месяцы после рождения, когда функции управления руками еще не поделены, они «работают» на равных. Но уже около 6 месяцев некоторые малыши начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке, хотя у большинства детей этот навык полностью формируется к 1-1, 5 годам. Закрепление навыка продолжается до 7-8 лет, но и позже, включаясь в новые виды деятельности, дети могут «менять» руки. Большинство детей — праворукие. Сложилось общее мнение, что на «выбор» правой или левой руки влияют наследственность и среда. Родители поощряют использование ребенком правой руки, подавая ему различные предметы именно в эту руку. Но переориентировать левшу на правую руку гораздо сложнее, чем сразу приучить ребенка брать предметы ею. «Перенастроить» ребенка на новый рефлекс вооб- Часть И. Особенности психического развития личности... Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте
В 1, 5 года дети могут судить о весе какого-нибудь предмета по его размеру. Они уверены, что если предмет большой, то он наверняка тяжелый, а если маленький, то значит — легкий. Беря предметы, они хорошо координируют два необходимых для этого навыка: касание и хватание. Это позволяет заниматься разными предметами, придумывая все более сложные манипуляции. Малыши получают большое удовольствие от того, что могут схватить что-то большим и указательным пальцами, и поэтому с наслаждением подбирают все, что попадается под руку, вплоть до самых мелких предметов. К концу «ходячего детства» ребенок умеет прыгать, бегать, ударять ногой по предметам и бросать их. Теперь резкие повороты и старты, остановки и скачки удаются ему лучше, чем прежде, хотя еще не все трудности в этих движениях преодолены полностью. Вслед за физическими изменениями начинают меняться и формы повседневной активности детей. В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Содержание этой совместной деятельности ребенка и взрослого — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Совместная деятельность опосредуется предметом, которым полностью поглощен ребенок. Несмотря на то, что в этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности (появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия к предметам), диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин считал, что это явление исключительное, оно наблюдается только в конце младенческого возраста. В более старших возрастах оно не встречается. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому. А ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. К 2 годам система зрительного восприятия совершенствуется и во многих других отношениях. Глазное яблоко по размеру и весу приближается к глазному яблоку взрослого человека. У большинства детей в этом возрасте обычно наблюдается хорошая координация зрения — они могут следить за объектом, движущимся не только с равномерной, но и с изменяющейся скоростью и под разными углами зрения. Малыши отличают горизонтальные поверхности и линии от вертикальных. Однако, несмотря на определенные достижения, в целом система восприятия еще далека от совершенства. Дети с трудом различают форму предметов: они с одинаковым интересом рассматривают как правильно лежащий перед ними, так и перевернутый «вверх ногами» рисунок, не понимая разницы. В «ходячем возрасте» процесс полной интеграции зрительной и двигательной систем еще только подходит к завершению. Точность слуховых и зрительных восприятий также ограничена небольшим расстоянием. Неразвитая способность зрительного изучения предметов служит причиной неполноты и неточности
суждений малышей. Они не могут одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Важная характеристика восприятия в этом возрасте, как считает Л. С. Выготский, — его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение — достать ее, что-то с ней сделать. По Л. С. Выготскому, в раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, которое непосредственно переходит в действие. Некоторые дети (сравнительно небольшой процент) отличаются неправильным или недостаточным развитием системы восприятия. Дети с плохим зрением или слухом воспринимают мир иначе, чем дети, не имеющие этих недостатков. Нарушения слуха могут быть связаны с генетическими дефектами, болезнями матери в период беременности, заболеваниями или травмами самого ребенка. Нарушения зрения могут быть результатом болезни ребенка или травмы глаз. Слух необходим детям прежде всего для восприятия речи, благодаря которой они усваивают знания и традиции своей специфической социальной общности и общества в целом. Кроме того, язык способствует развитию мышления ребенка. Дети даже с минимальными нарушениями слуха могут серьезно отставать в умственном развитии, в овладении речью, усвоении языка, особенно если необходимые медицинские меры принимаются несвоевременно.
Слепым детям очень трудно (если не сказать — невозможно) сформировать в сознании образ воздушного следа, тянущегося за самолетом, облака или радуги и многого другого, что можно воспринять только с помощью зрения. Отстает и формирование самоощущения и самосознания, потому что они не могут зрительно сравнить себя с другими по росту и иным характеристикам, не могут разглядеть себя в зеркало или увидеть выражение лица говорящего. Память ребенка раннего возраста становится как бы продолжением, развитием восприятия. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Это аналог «сенсомоторного интеллекта» Жана Пиаже. Но не только мышление развивается благодаря внешней деятельности. Совершенствуются и сами предметные действия. Совместная деятельность, в которой первоначально были слиты, переплетены действия взрослого и ребенка, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка, при вычленении из совместной деятельности собственных действий, появляется новое отношение к ним — как к своим действиям, что отражается в речи. Первые настоящие слова появляются обычно у годовалых детей. Их появление ученые рассматривают как важную веху в развитии ребенка. Теперь дети могут строить одно-двухсловные предложения. Однословные предложения, которые называют также односоставными, появляются в бормотании годовалых детей, когда они стараются назвать то, что видят в окружающем мире, или хотят выразить какие-то свои желания. Как правило, первыми словами ребенка обычно бывают существительные. Когда освоены названия предметов, дети стараются расширить повествование о том, что они хотят сказать. Тогда-то их словарный запас и пополняется глаголами, прилагательными и другими частями речи.
Двусловные предложения, которые называются еще двусоставными, характерны для речи полуторагодовалых детей: «Машина сломалась!».. Это так называемый «телеграфный стиль», который предполагает употребление главным образом существительных и глаголов, и лишь изредка — прилагательных, причастий и наречий. Словосочетания при таком стиле речи уникальны, ибо каждый ребенок изобретает их сам. Двусловные предложения, как правило, представляют собой устойчивые речевые единицы, а их образование подчиняется определенным Часть II. Особенности психического развития личности.. Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте
правилам. Переход от «телеграфной» речи к взрослой совершается довольно быстро и означает важный скачок в развитии ребенка. Примерно к 4 годам дети обычно изъясняются полными трех- или четы-рехсловными предложениями, включающими почти все части речи. Постепенно в речь детей входят множественное число, прошедшее и будущее время, предлоги, чего прежде не было. Словарный запас детей в 1, 5 года обычно содержит около 10 слов. К году и восьми месяцам он увеличивается до 50, а к 2 годам насчитывает более 200 слов. Двухлетние дети понимают гораздо больше, чем могут сказать сами. Однако речь годовалых и полуторагодовалых детей различается не только в количественном отношении. В год и месяц они еще далеки от «использования» каких-либо синтаксических правил. Некоторые слова на какое-то время исчезают из лексикона детей, но затем появляются вновь — уже в словосочетаниях. К 2 годам словарный запас ребенка, как отмечает В. С. Мухина, состоит из 300 слов, а к 3-летнему возрасту составляет — 1200-1500 слов. Психическое развитие ребенка раннего возраста происходит в постоянном общении со взрослым. В этом непосредственном общении идет развитие ведущей деятельности этого периода — предметно-ма-нипулятивной. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Д. Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка — это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними, игрушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. На втором году дети начинают осознавать связи между различными предметами и их функциями. Все предметы в окружающем ребенка мире приобретают для него новое значение. Интерес к связи причины и следствия способствует тому, что дети учатся заводить, поворачивать, открывать и т. д. игрушки, чтобы получить какой-то результат: звук, прыжки, стук и прочее. Они уже умеют пользоваться выключателем, нажимать на кнопки заводных и автоматических игрушек. У 2-летних детей игра становится более сложной, содержательной. В полтора года дети узнают о предназначении многих вещей, закрепленном в культуре их социального окружения, и с этих пор игра становится все более символической. Они воображают, что в чашке, из которой они обычно пьют, есть чай или сок, даже когда их там нет. Образы, которые используют дети в своих играх, похожи на реальные предметы, только, может быть, чуть-чуть уменьшенные. Ребенок может подметать пол какой-нибудь игрушкой, но обязательно напоминающей веник, а не просто палочкой, и то, что он представляет как чашку, должно напоминать настоящую чашку. Игрушки для детей — одно из средств познания мира. Ребенку нужны разнообразные игрушки, которые расширяли бы его кругозор и обогащали речь. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (сюда относятся матрешки, пирамидки и другие), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. Каждая такая игрушка имеет свою образовательную задачу. Эти игрушки дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление. Такие игрушки имеют большое значение, прежде всего, для умственного развития детей. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек — заместителей реальных предметов человеческой культуры: предметов быта (игрушечная мебель, посуда, кроватка), орудий, машин и т. д. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Но уже к 2 годам дети могут использовать символы, поэтому их игра становится менее зависимой от точных копий предметов. Требование сходства образов с реальными предметами уступает место этим символам. «Веник» теперь не обязательно должен быть похожим на настоящий веник. В качестве него может оказаться прутик и любой другой предмет. Для имитации реальных предметов дети этого возраста часто используют в своих играх кубики, коробки, палочки и т. п. А. Н. Леонтьев подразделяет предметно-манипулятивные игры на функциональные и конструктивные. • Функциональные игры — с предметами, в которых раскрываются свойства предметов и способы действий с ними. Так, научившись открывать ящик ключом и многократно повторив это действие, ребенок переносит его в игровую ситуацию и, играя, делает рукой движение, напоминающее поворот ключа, сопровождая его характерным звуком: «трик-трак».
|