![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте J25
• построение системы частных задач, решаемых общим способом; • контроль выполнения предыдущих действий; • оценка усвоения общего способа как результата решения данной Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребенка формируется самостоятельная учебная деятельность, т. е. умение учиться. Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоение действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции. Основные достоинства учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника: 1) направленность на усвоение знаний; 2) основное внимание уделяется развитию теоретического мышле 3) формирующийся самоконтроль направлен также на контроль ус 4) самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе. В младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактны^ и обобщенный характер. Младший школьный возраст Л. С. Выготский называл сензитив-ным периодом для развития понятийного мышления. Согласно мысли Л. С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. В процессе школьного обучения мышление приобретает теоретический характер. Ребенок учится мыслить научными понятиями, которые в подростковом возрасте становятся основой мышления. Усваивая знания, школьник учится процессу образования научных понятий, т. е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений. В соответствии с периодизацией Ж. Пиаже, ребенок переходит на стадию конкретных операций. В этом возрасте наступает третий период умственного развития — период конкретных мыслительных операций. Это период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм ребенка
Часть II. Особенности психического развития л ичности... исчезает к 7 годам, теперь он может принять точку зрения другого человека, отчетливо сознавая, что тот может прийти к иным выводам. Это новое' осознание приходит главным образом благодаря социальному общению со сверстниками. На смену монологу как стилю дошкольников (когда они беседуют сами с собой или выдают другим собственную информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит взаимный обмен информацией. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра вращающегося вокруг него мира постепенно убывает, чему способствуют совместные игры. Но все же, убывая, эгоцентризм еще не исчезает полностью. Наблюдая попытки школьников решить трудные проблемы, можно увидеть появление новой формы эгоцентризма, который по-прежнему мешает им обдумывать одновременно несколько способов действия и систематически проверять их. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя тот или иной результат. Вследствие этого 9-летние дети, однажды сформулировав какую-либо гипотезу, скорее отвергнут новые, противоречащие ей факты, чем изменят свою точку зрения. В ходе одного эксперимента изучался процесс мышления детей в возрасте от 5 до 17 лет. Детям необходимо было получить сладости из коробки с 3 ручками, которая действовала по принципу игрового автомата. Чтобы получить максимум конфет, нужно было нажимать ручки в определенном порядке: одна ручка была безвыигрышной, другая выдавала призы в 1/3 случаев, а третья — в 2/3 случаев. Подростки, сформулировав несколько гипотез и мысленно проверив каждую из них, быстро решили проблему. Дошкольники путем проб и ошибок также научились получать наибольшее количество конфет. Однако они, с их конкретным мышлением, испытывали наибольшие трудности, так как чаще всего формулировали одну гипотезу, например: «Если выиграю, то буду нажимать эту ручку; если проиграю, то перейду к следующей». Избрав одну стратегию, они считали ее единственно правильной и обвиняли машину в ошибках и сбоях, если та не выдавала призы в соответствии с их гипотезой. Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания — они интеллектуали-зируются и становятся произвольными. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут про-Тйти.
|