Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте____ 129
• адекватность действий и поведения в наличных ситуациях; • освоение и понимание групповых норм; • способность принимать и понимать других людей. • начальный уровень развития понятийного мышления и его на • проявление внешней рефлексии в умении взаимодействовать • проявление внутренней рефлексии в оценке самого себя. учебная деятельность, базирующаяся на сотрудничестве ученика с учителем, с другими учениками и с самим собой. Она оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога, приводя к перестройке личностной позиции учителя и его самосознания, обеспечивая способность взрослого профессионала к диалогу, эмпа-тии и уважению к личности ученика Становление учебной деятельности не у всех детей складывается одинаково. Имеются группы детей, испытывающих трудности в обучении, так называемые «группы риска», которые с трудом адаптируются к обучению в школе. Дезадаптации могут подвергнуться дети, испытывающие дефицит внимания, леворукие дети, а также дети с эмоциональными нарушениями. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов. Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Однако леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы при овладении учебной деятельностью. Все же справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможность реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. 5 Зак. 925
130__________________ Часть II. Особенности психического развития личности... Одной из специфик детей с гиперактивным синдромом является чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной дефект — недостаточность механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобные нарушения классифицируются как «синдромы дефицита внимания». Данная форма нарушения считается наиболее распространенной среди детей младшего школьного возраста. Гиперактивность и недостаток внимания появляются у детей уже в дошкольном возрасте, но в этом возрасте выглядят не столь проблемно, так как частично компенсируются нормальным уровнем развития. Однако поступление в школу создает серьезные трудности, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию внимания. Гиперактивные дети — это очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте, и тогда школьная дезадаптация перерастет в социальную. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необходимо наладить совместную работу с его родителями и учителями. Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителей, по мнению И. В. Дубровиной, является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. Школьному психологу надо в таких случаях постараться разобраться в возможных причинах таких проявлений эмоциональных переживаний в каждой конкретной ситуации. Условно можно выделить три группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывают случаи, когда он проявляет агрессию, но, выделяя данную группу, нужно обращать внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызывающих аффективное поведение. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в младше м школьном во зрасте в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживая свои проблемы, боясь обратить на себя внимание (эти трудности являются личностной составляющей индивидуальности и ее развитие носит психопрофилактический характер данных проблем). Школьному психологу, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. В младшем школьном возрасте существенно развиваются нравственные мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указы-вет М. В. Гамезо, в этом возрасте имеют ряд особенностей. • Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о ко • Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но Изменяется эмоциональная сфера ребенка, и это изменение связано с тем, что с приходом в школу его горести и радости определяют не игра и общение с детьми, а процесс и результат учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и, в первую очередь, оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. Однако потребность в игре у младшего школьника сохраняется, но в ее характере происходят значительные изменения: возрастает значение игры с достижением результата. Поэтому в первое время пребывания ребенка в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности, является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических, интеллектуальных и других игр. Во внешкольное время игры также продолжают доставлять удовольствие ребенку, но и их содержание, и, соответственно, связанные с ними чувства тоже становятся другими. Так, активная интеллектуальная деятельность на уроках, появляющаяся привычка к волевым Часть II. Особенности психического развития личности... Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте
усилиям пробуждает потребность и, соответственно, интерес к играм с правилами: настольным, спортивным играм. Они требуют смекалки, вносят элемент соревнования, развивают ребенка. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. И по мере его усложнения, отражения в нем различных отношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры (например, при распределении игровых ролей), развиваются нравственные чувства детей. С возрастом роль игры несколько уменьшается. Однако правильно организуемые и направляемые игры средних и старших школьников (волейбол, теннис, шахматы и др.) во многом помогают учителю развивать и закалять их физически, создавать спаянный ученический коллектив, формировать волю, коллективизм и другие важные качества личности. Трудовая деятельность младших школьников протекает в двух основных направлениях: самообслуживание и изготовление поделок. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. В семье и школе важно создавать условия, при которых ребенок ощущал и переживал бы обязанности по самообслуживанию. Например, требование быть чистым и опрятным должно сочетаться с созданием условия, когда ребенок вынужден самостоятельно (но, конечно, посильно) привести в порядок свой гардероб и другие вещи. Требовательность к детям в привлечении к самообслуживанию и четкая его организация — важные условия воспитания трудовых навыков. Именно в труде общественный результат деятельности выступает в реальной, предметной, вещественной форме, ощутимо проявляется необходимость совместных усилий для достижения определенного результата. Поэтому трудовая деятельность младших школьников имеет такое важное значение для формирования нравственных качеств личности. Большинство младших школьников любят и занятия по труду, где можно проявить смекалку и сноровку при разрезании и склеивании поделок. Изготовление нужных вещей своими руками (елочные украшения можно, например, повесить на елку или кому-то подарить) приносит глубокое удовлетворение детям, формирует чувство ответственности за работу, трудолюбие. Занятия по труду и условия их проведения наиболее благоприятны и для формирования у детей уме- ния планировать свою работу, а затем находить пути и средства ее реализации (материалы и инструменты). Основные психологические новообразования этого возраста: • развитие и формирование всех познавательных процессов, как • осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на • развитие системы собственных отношений ребенка с окружаю Основные понятия Учебная деятельность — особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понимание — с одной стороны, есть процесс, а с другой — результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения; взаимосвязь его когнитивного и личностно-смыслового аспектов является основным фактором, обеспечивающим регулятивную функцию развития самопознания. Список литературы» 1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия простран 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — 3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорети 4. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // 5. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьни 6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1999. Часть II. Особенности психического развития личности...
7. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. 8. ЛязинаЛ. В. Профилактика школьной дезадаптации посредством 9. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.,
10. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятель 11. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — 12. Мир детства: Младший школьник. — М., 1988. 13. Мухина В. С. Детская психология. — М., 1985. 14. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986. 15. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — 16. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. 17. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти // Избранные пси 18. Сорокоумова Е. А. Психология понимания в самопознании млад 19. Сорокоумова Е. А, Развитие познавательной активности млад 20. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. — М., 1985. 21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
|