Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5.Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 151⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Осмысливая полученные результаты А. П. Нечаева, мы поставили задачу выявить, в каком возрасте у.современиых школьников формируется способность понимать и интерпретировать внутренний мир другого человека. В нашем исследовании приняли участие 120 испытуемых — учащихся общеобразовательной школы от 10 до 17 лет, которые давали свои суждения о людях, изображенных на фотографиях. В ходе эксперимента было установлено, что у большинства школьников преобладают суждения о внешних свойствах, а суждения о внутреннем мире другого человека начинаются лишь с 16 лет. Сопоставив данные, полученные в ходе нашего исследования, с результатами эксперимента А. П. Нечаева, мы убедились, что современных школьников характеристики внутреннего мира другого человека начинают интересовать значительно позднее, чем детей начала XX в., которые могли интерпретировать характеристики внутреннего мира, начиная с 14 лет. Анализ полученных результатов дает основание предполагать неразвитость интереса к другому человеку и возможностей его понимания современными школьниками. Большинство из них склонно давать чисто внешние характеристики, не углубляясь в духовный мир людей. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Потребность разобраться в своем поведении, оценить его с точки зрения соответствия или не соответствия внешним требованиям реализуется подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается подросток, не является самоцелью и беспредметным «самокопанием». Он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка. В своем развитии самооценка становится все более уточненной и совершенной. Знание себя, таким образом, является и исходным моментом, и заключительным этапом формирования самооценки. Но содержание исходного и конечного знания в самооценке не однозначно. Конечное знание, каким бы оно ни было, поднимает ее на более высокую ступень развития. Для исходного знания самооценки подростка существенное значение имеет следующий момент. Как уже упоминалось выше, самосознанию подростка свойственно чувство взрослости, которое во многих отношениях обусловливает особенности психической жизни на данном этапе развития человека. И оценка подростком своих качеств происходит не по абсолютному отношению к качествам другого подростка, а с точки зрения осознания степени своей взрослости. Он как бы выделяет для себя «эталон взрослости» — восприятие и оценка себя осуществляется через этот «эталон». Поскольку найденный для себя «эталон взрослости» не всегда соответствует действительным возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации, неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования может привести к тому, что подросток переоценивает или, напротив, недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. И если поведение строится на такой неадекватной самооценке, то конфликт между подростком и окружающими становится неизбежным. Под влиянием оценки результатов учебной деятельности, отношений сверстников и взрослых, вследствие дальнейшей интеграции собственного познавательного и аффективного опыта самооценка подростка становится все более объективной. Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процесс установления самооценки сопровождается переживаниями самых разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания, стайовления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности. Д. И. Фельдштейн выделил три стадии развития самооценки на каждом этапе подросткового возраста. Первая стадия (10-11 лет) — принятие себя. Преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. Характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный тон. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя. Вторая стадия (12-13 лет). Наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. Это сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношенио к себе как личности. 152_______________ Часть II. Особенности психического развития личности.. Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 153
Третья стадия (14-15 лет) — возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается очень большой ранимостью, часто болезненным переживанием любых критических замечаний о себе. Иногда критические замечания падают на почву неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях. Подобная ситуация вызывает сильные, переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды, тоски, потери уверенности в себе. Эти переживания, возникшие в момент обостренной эмоциональности, могут скрыто сохраняться у подростка и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний его психики, инвариантным внутренним условием, детерминирующим формирование его личностных качеств. В частности, они могут привести к развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей неполноценности, неуверенность в себе, стеснительность, робость и т. д. Чувства подростка в отношении себя очень разнообразны, они не являются пассивным, страдательным состоянием, а приобретают новое значение и смысл в его психической жизни, становятся способом выявления, уточнения осознания основных интересов, своеобразным регулятором его отношения к людям — к взрослым, товарищам, лицам другого пола. Многообразные формы переживаний (как положительные, так и отрицательные), связанные с осознанием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются одним из основных внутренних условий формирования самосознания подростка и в первую очередь его эмоционально-ценностной сферы. В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми. Потребности подростков в общении и самооценке рассматриваются как регулятор нравственного поведения. На уровень моральной регуляции и ее направленность заметное влияние оказывают психологические условия общения подростка. Так, М. И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведе Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание, как свидетельствуют многочисленные исследования, впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменять себя, самосовершенствоваться. При этом самооценка подростка и представление о себе направляют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку самооценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекват- 154_________________ Часть И. Особенности психического развития личности... ности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как лихачество, удаль и т. д. Поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь его исключительно личная деятельность. На первых этапах необходимо умело помочь ему найти наиболее оптимальные методы, приемы самовоспитания, помочь и в организации самого содержания самовоспитания, не подавляя, а, напротив, укрепляя веру в его возможности. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности: увеличивается количество учебных предметов и соответственно количество уроков в учебный день, усложняется их содержание. Кроме того, увеличивается и количество преподавателей — вместо одного уже привычного учителя с классом работают 5-6 учителей с разными требованиями, с разным отношением к учащимся. Новые условия деятельности предъявляют повышенные требования к интеллекту и поведению подростков. Учителя и родители пытаются перейти на новый стиль общения с ними, начинают больше апеллировать к разуму и логике подростков, чем к чувствам. Действительно, подростки могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, свободно размышлять на нравственные, политические и другие темы, почти не доступные интеллекту младшего школьника. По мнению Д. Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Тем не менее, познавательные процессы младших подростков характеризуются рядом особенностей, отличающих их от старшеклассников. Так, подростки не всегда умеют управлять своим вниманием, трудности бывают у них и с устойчивостью и переключением внимания. Невнимательный и рассеянный на одном («нелюбимом») уроке ученик может сосредоточенно и не отвлекаясь работать на другом («любимом») уроке. У подростков наблюдается большой прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В то же время нередко запоминание носит механический характер, они еще не умеют пользоваться рациональными приемами запоминания: сравнением нового со старым, опорой на наглядность, составлением плана, членением текста на смысловые единицы, выделением основных мыслей. Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 155 Нередко подростки (особенно в 6-7 классах) испытывают трудности и в процессе мышления. Им еще нелегко проводить полноценный анализ, сравнение и обобщение. Наглядные образы продолжают превалировать в их мыслительной деятельности. Однако с каждым годом их способность к абстрактному мышлению нарастает, и к концу подросткового периода (к 9 классу) дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач, начинают оперировать гипотезами. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновременно у него формируется способность к комбинаторным операциям любого рода, широкому варьированию пропорциями, что указывает на сформированность логического мышления. Активно развивается устная и письменная речь подростков: от умения пересказывать текст и писать изложение до способности вести рассуждение, формулировать и аргументировать свои мысли, самостоятельно готовить устное выступление, писать сочинения на заданную тему. Высокая интеллектуальная активность подростков стимулируется не только их возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать свои способности окружающим и получить с их стороны высокую оценку. Поэтому на. людях они стремятся взять на себя наиболее сложные и престижные задачи. Простые задачи их не привлекают, и.часто они отказываются их выполнять из-за невозможности показать себя в лучшем свете. В процессе овладения основами наук и обогащения жизненного опыта развиваются и формируются познавательные интересы подростков. Причем формирование интересов и мотивов учения тесно связано с удовлетворением их возрастных потребностей. Подростку нравится мыслить, соображать, исследовать. Поэтому для него имеют значение и содержание, и процесс, и способы, и приемы овладения знаниями. На уроках, где учитель применяет активные формы обучения (диспуты, диалоги, проблемные ситуации), ученики активно включаются в процесс усвоения знаний и становятся полноценным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Наиболее эффективными оказываются занятия, организованные как совместная продуктивная и творческая деятельность подростков, которая сочетает в себе как познание и понимание окружающего мира (через Щ*ш 156__________________ Часть И. Особенности психического развития личности... учебные предметы), так и познание и понимание другого человека (одноклассника и учителя) и себя самого. При такой организации обучения происходит обогащение сознания всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В подростковом возрасте обнаруживаются трудности в развитии, связанные с социальными факторами. В 2004 г. в Москве насчитывалось 8 тысяч неблагополучных семей. Тринадцать тысяч подростков находится на учете в детской комнате милиции. К ним относятся подростки с делинквентным поведением, подростки, занимающиеся бродяжничеством, а также подростки с аддиктивным поведением. Делинквентное поведение — поведение, связанное с правонарушениями, но не подлежащее уголовному наказанию. Это может быть мелкое воровство, отнимание денег у малышей, угон велосипедов и т. д. В психологии выделяют несколько типов деликвентного поведения. 1. Агрессивно-защитный тип — свойствен подросткам, отличающимся агрессивным характером (драчливостью, враждебностью, конфликтностью, неуступчивостью). Именно они часто являются нарушителями школьной дисциплины, склонны к грубым, хулиганским выходкам и т. д. Такой тип поведения чаще всего формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье. Причиной может быть нежелательность рождения ребенка для родителей, в этом случае эмоциональная отверженность предшествует его рождению (ребенок это осознает), а не является следствием плохого поведения дома и в школе. Поэтому постоянное нервное напряжение, необходимость защищаться от обид и даже жестокости старших членов семьи формирует агрессивно-защитные проявления. Позиция «один против всех», постоянная готовность «к бою» сохраняется и за пределами семьи: дети недоверчиво относятся к окружающим и не верят, что к ним кто-нибудь может хорошо относиться, от всех ждут подвоха. Переживание обид и несправедливостей дает подростку моральное право считать себя «хорошим», а других «плохими», и порождает конфликты, агрессию. В свою очередь и его начинают отвергать, считая злым, эгоистичным, упрямым — возникает порочный круг. В результате подросток все враждебнее относится к среде, его отвергающей, и тяготеет к таким же делинквентным сверстникам, у которых он находит понимание и одобрение своих поступков. 2. Оппозиционный тип — наблюдается при воспитании по типу «кумира семьи». Слепая любовь родителей, восхищение, удовлетворение любых капризов, снисходительное отношение к проступкам, создание «тепличной атмосферы» формируют у ребенка искаженное представ- Тсма 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 157 ление о своих правах и обязанностях. А когда он сталкивается с реальными отношениями, не подкрепляющими его притязания на исключительность, может возникнуть аффект неадекватности. Аффект неадекватности — это внутренний конфликт, барьер, отгораживающий подростка от социума, приводящий к эмоциональным расстройствам, нарушениям поведения и сопровождающийся упрямством, повышенной обидчивостью, конфликтными отношениями с окружающими. В результате учителя обвиняются в занижении отметок, недооценке способностей; одноклассники воспринимаются как соперники, завистники и т. д. Таким образом, не удовлетворив своих амбиций, подросток стремится проявить себя «оригинальностью» суждений, демонстрацией отвержения общепринятых ценностей, неконформным поведением: срывает уроки, прогуливает школу, втягивается в компании «трудных» подростков и т. д. 3. Инфантильный тип — встречается, в основном, у инфантильных, эмоционально-лабильных подростков и вызван трудностями процесса эмансипации. У этих детей стремление к независимости от родителей сочетается с притязаниями на их безраздельную любовь, внимание и заботу. Сочетание таких взаимоисключающих тенденций часто приводит к психологическому конфликту, следствием которого является инфантильно окрашенное оппозиционное поведение. Делинквентные поступки и другие формы нарушений преследуют цель (нередко полуосознанную) обратить внимание родителей на свое поведение и изменить тем самым их тактику по отношению к себе. Бродяжничество, побеги из дома. Встречается достаточно часто: более 50% случаев связаны с конфликтами^ семье и в школе — это своеобразный протест, желание смягчить свою участь. Впервые это явление отмечается в период от 7 до 9 лет, но крайне редко. В. Г. Степанов показывает, что чаще всего побеги совершаются детьми 11-13 лет, хотя А. Е. Личко расширяет этот диапазон от 7 до 15 лет. Существует категория подростков, систематически убегающих из дома. У таких детей основной причиной побегов является деморализация семей: пьянство, наркомания, проституция родителей, жестокое обращение с детьми. Причиной побегов может быть также отстраненность родителей от интересов детей или сложности во взаимоотношениях с товарищами. В этом случае для предотвращения побегов родителям необходимо заключить союз с учителями в поиске согласованной линии поведения по отношению к ребенку. Часть II. Особенности психического развития лично сти... Наконец, существует категория бродяжек, стремящихся к приключениям, к новым впечатлениям, риску. Часто это дети с повышенной активностью поведения, большая живость и неугомонность которых вызывают негативные реакции родителей и учителей. Таким детям бродяжничество открывает простор для проявления их активности и инициативы. Поэтому для предотвращения побегов этих подростков надо вовлекать в интересную и напряженную полезную деятельность, в которой они могли бы проявить свою неуемную энергию, фантазию и настойчивость. Самый высокий процент побегов, по данным статистики, приходится на осень, когда начинается учебный год, причем девочки-подростки убегают из дома реже, чем мальчики. Аддиктивное поведение — отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, часто сопровождается алкоголизацией и потреблением наркотических и токсических веществ, поэтому его и называют аддик-тивным (пагубная привычка, зависимость). В настоящее время пагубной привычкой подростков становится гемблинг, т. е. своеобразная зависимость от игровых автоматов и интернет-зависимость. К сожалению, во всем мире растет число подростков с аддиктивным поведением, а возраст начала употребления алкоголя и наркотиков имеет тенденцию к снижению. Причинами этих пагубных пристрастий могут быть любопытство, желание испытать новые острые ощущения, эйфорию (кайф, как они говорят) или просто узнать возможности своего организма. Иногда подросток с трудностями в общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя свободнее в компании сверстников. В других случаях мотивом может быть желание не отстать от компании, если в ней принято употреблять алкоголь, токсические вещества или наркотики. Многие подростки употребление алкоголя считают средством приобщения к притягательному миру взрослых, утверждения себя в качестве самостоятельного человека. Обстоятельством, осложняющим ситуацию, может быть пристрастие к алкоголю одного или обоих родителей. Определяя подростковый возраст как трудный, следует сказать, что этот возраст труден и для самих подростков. Трудность положения подростков заключается не только в неудовлетворении многих их претензий, главная трудность — в их неустойчивой социальной позиции. Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 159 Основные понятия Аддиктивное поведение — отклоняющееся поведение в подростковом возрасте часто сопровождается алкоголизацией и потреблением наркотических и токсических веществ. Гормональная буря — перестройка деятельности эндокринных желез. Делинквентное поведение — поведение, связанное с правонарушениями, но не подлежащее уголовному наказанию. Самосознание — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Список литературы 1. Александров А. А. Цели и задачи психотерапии при основных ти 2. Байард Р., БайардД. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991. 3. Бодалев А. А. Психология общения. — М., 1996. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — 5. Выготский Л. С. Педология подростка// Собр. соч. в 6 т. Т. 4. — М., 6. Драгунова Т. В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по 7. КиеМ. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М., 8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. 9. Кон И. С, ФельдштейнД. И. Отрочество как этап жизни и некото
10. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. 11. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред. 12. ЛипкинаА. И. Самооценка школьника. — М., 1976.
|