![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б Зак. 925
Часть II. Особенности психического развития личности.. ляются дружески-любовные отношения, отличающиеся большой эмоциональностью. Это проявляется в сочинении стихов и дневниковых записях.
Сегодняшнее время отличается еще и тем, что притягательной силой стали многочисленные религиозные секты. Это объясняется тем, что подростки еще не могут самостоятельно объяснить для себя многие факты и события реальной жизни, поскольку не имеют достаточно глубокие знания об окружающем мире. Давление групповых норм бывает так сильно, что может провоцировать подростка на некрасивые поступки. Важнейшими последствиями принадлежности к подобной группе являются: болезненная зависимость от нее или от ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным связям с людьми, не принадлежащим к группе, презрение к ним как к профанам, недоверие к рациональному, научному мышлению, разрыв семейных связей, если семья нелояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей, подчиненных учителю. Увлечения подростков А. Е. Личк'о определяет как «хобби-реакции», которые часто сменяют друг друга. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие. А. Е. Лнчко провел классификацию подростковых увлечений. Он вы-
Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 147 деляет интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские и информативно-коммуникативные увлечения. Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому занятию: истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т. д. Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увлечения. Часто в таких увлечениях наиболее ярко начинают проявляться специальные способности: музыкальные, художественные, литературные, математические, констуктивно-технические и т. д. Эгоцентрические увлечения являются лишь средством демонстрации своих успехов. Это изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, участие в художественной самодеятельности. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Стремясь выделиться из группы сверстников, некоторые подростки проявляют лидерские увлечения. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла пли картинга; занятия в столярной мастерской и т. д. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но иногда удовольствие им доставляет не столько сам процесс занятии, сколько достигаемые результаты. Накопительские увлечения, прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток от импортных бутылок) и т. д. Информативно-коммуникативные увлечения — это самый примитивный вид увлечений. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. К этому виду увлечений относятся: I
Часть II. Особенности психического развития личности... • многочасовые пустые разговоры в привычной «дворовой» ком • • длительное просиживание перед телевизором или видеомагни Вся информация усваивается на поверхностном уровне, иногда тут же передается другим и забывается, заглушаясь следующей порцией. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подростков. В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Таким образом, процесс развития самосознания подростка протекает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биологических и психологических особенностей в социальных условиях, в которых повышаются требования к его личности. Самосознание подростка — это новый и очень существенный уровень формирования его личности. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности — потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать. До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно, преимущественно без включения самого субъекта в процесс его формирования. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания в этот период появляется еще одна основная линия его развития, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. Особую напряженность в актуализации процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные переживания, жизненные коллизии, связанные с осознанием определенного отношения ок- Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 149 ружающих к себе. Необходимо отметить, что процесс формирования самосознания у подростка имеет ярко выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае. Рассмотрим генетические особенности самосознания подростка. Постепенное и детальное познание ребенком внешнего мира приводит его к тому, что доминирующим моментом системы его познавательных интересов становятся психологические качества окружающих людей, и прежде всего наиболее близких его сверстников. Развитие интереса к другому обусловливается новыми формами обучения подростков между собой. Оно строится на взаимно интересующих занятиях, разговорах, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» воспринятого, пережитого, продуманного. Все это создает положительно-эмоциональный фон общения. Главным же моментом его содержания выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатия, зарождающаяся дружба, любовь и т. д.). Подростки активны как в установлении отношений между собой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение подростков включает и разнообразные поступки по отношению друг к другу, и последующее размышление о них. От размышления об отдельных поступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности взаимоотношений с ними. Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышление о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и т. п. Таким образом, общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными. Автором проводилось исследование по развитию самопознания у современных младших школьников и подростков (1998-2000). Одна из серий эксперимента была направлена на изучение понимания школьниками других людей. Мы опирались па методику А. П. Нечаева, который в начале XX в. (1903-1908) исследовал у гимназистов способность высказывать суждения по поводу людей, изображенных в различных жизненных ситуациях. Он выявил возрастные изменения в пониманий учащимися как внешних черт, так и внутреннего мира изображенных персонажей и показал, что младшие гимназисты (10-летнего возраста) выделяют только внешние свойства изображаемого лица, тогда как с возрастом ситуация изменяется и старшие гимназисты высказывают суждения о внутреннем мире другого человека. Часть II. Особенности психического развития личности...
|