![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте____ 127
Память приобретает ярко выраженный характер. Изменения памяти в этом возрасте связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу; он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Учитель руководит приемами осмысленного запоминания и приемами воспроизведения. Учит детей составлять план ответа, расчленяя материал на смысловые части. В младшем школьном возрасте развивается вюшание. Если в 1 классе все еще преобладает непроизвольное внимание, то к 3 классу оно становится произвольным. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу — важное приобретение младшего школьного возраста. Первоначально вниманием учащихся управляет учитель, который ставит цель и контролирует ход выполнения задания, затем ученик приобретает умение выполнять задание самостоятельно. Целенаправленное развитие сознания и самопознания уже в младшем школьном возрасте становится ведущими моментом организации самой учебной деятельности, поэтому ее трактовка как деятельности, предметом и результатом которой является усвоение знаний, сужает ее реальные функции в развитии личности младшего школьника. Психологическим механизмом развития самопознания детей в младшем школьном возрасте является понимание, которое, с одной стороны, есть процесс, а с другой — результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Взаимосвязь его когнитивного и личнЛтно-смыслового аспектов является основным фактором, обеспечивающим регулятивную функцию развития самопознания. Разработанная модель (Сорокоумова Е. А, 2002) развития самопознания детей младшего школьного возраста на основе понимания во взаимосвязи двух его основных аспектов — когнитивного и личност-но-смыслового — построена в контексте гуманистической парадигмы реорганизации стратегии современного образования. В этой связи, учитывая названные выше подходы, можно выделить следующие компоненты модели (рис. 1). 1. Интеграция образа мира и образа себя самого в процессе обучения в начальной школе через многообразие социальных связей на основе порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов, позволяющих осознать себя как частицу окружающего мира.
Часть II. Особенности психического развития личности.. 2. Актуализация имеющихся у ребенка знаний о себе и опыта вза 3.
А Рефлексия Рис. 1. Модель развития самопознания детей младшего школьного возраста Показателями освоения младшим школьником первого компонента модели становления самопознания (единство образа мира и образа себя самого) выступают: • познавательная активность, направленная не только на окружа • пристрастное отношение к восприятию собственного образа дру • пристрастное отношение к актуализации своих знаний и опыта; • стремление в процессе освоения нового опыта к актуализации Показателями освоения младшим школьником второго компонента модели (развития самопознания детей младшего школьного возраста) являются: • готовность и способность участвовать в совместном решении учеб • проявление инициативы в совершении и контроле своих действий
|