Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разнообразие форм – условие развития театрального дела
Финансовые вожделения городских властей демонстрировали театрам опасность, грозящую им в новых условиях жизни. А.Я.Таи- ров, Камерный театр которого в феврале 1917 г. закрылся, потому что город отказался выделить ему субсидию, имел все основания для беспокойства. Однако, отдавая должное его законной тревоге, скажем, что дело не в том, плоха или хороша сама по себе идея муниципализации, или антрепризы, или товарищества, или национа- лизации театров; плохо, когда в такой разной по условиям исторического, культурного и экономического развития стране как Россия, отчаянно пытаются найти и утвердить один-единственный способ решения мучительных проблем, в нашем случае - организации театрального дела. Замечателен, например, опыт МХТ, удивительны его организа- ционно-творческие реформы, но это его и только его уникальный опыт, потому что структурирующим и цементирующим началом театра были К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко, масштаб их личностного потенциала, их долготерпеливые усилия по строительству театра, их сложные, порой ревнивые отношения, от которых, в конечном итоге, выигрывало общее дело. Попытка механического переноса, слепого копирования мхатовских принципов организации творчества другим коллективом неизбежно закончится неудачей, ибо суть - не только в принципах, но и в людях, их реализующих. В новом же коллективе - другие люди, другой расклад отношений. Любой, умозрительно самый лучший способ организации творческого коллектива неизбежно приводит к краху, если за скобки выносится личность художника. В действительности, все должно быть наоборот - каждый театральный реформатор организует свой коллектив по принципам, позволяющим новым художественным идеям проявиться естественно и органично. Тем временем, пропитанное - назовем его " низовым" - социа- лизмом сознание части театральных работников требовало передела собственности - немедленной экспроприации всех частных театров. В декларациях и резолюциях актерских союзов постоянным рефре- ном, главным, стержневым требованием проходила идея ликвидации антрепризы и передачи частных театров товариществам и союзам. Опустим обсуждение правовых аспектов этой акции, скажем только, что антреприза была становым хребтом театрального дела в России. Перешибить позвоночник несложно, но как мучительно трудно заставить после этого нормально функционировать все органы. И кроме того - где гарантия, что экспроприация ограничатся только антрепризами? Однако об этих " мелочах" радетели актерских союзов не думали. Одновременно, другая часть сценических деятелей, мнение которых выразил А.Я.Таиров, отвергала идею муниципализации - прежде всего из-за эстетического вкуса и корыстных, меркантильных интересов " лабазников", определявших в составе театральных комиссий содержание культурной жизни города. Такое - встречалось, однако вопрос о формах организации театрального дела в масштабах всей страны необходимо рассматривать в более общем социальном контексте. Каков горизонт возможного в артистических требованиях, буде они воплотились в жизнь? Многообразие существующих в России хозяйственных укладов и форм собственности объективно требовало разнообразия способов организации культурной деятельности. Только разнообразие, в том числе - организационно-правовых форм - есть условие саморазви- тия искусства, выживания новых художественных идей в культурном процессе. Предложенная актерскими союзами идея экспроприации и отказ от муниципализации неизбежно привели бы к снижению меры необходимого разнообразия в культурной жизни страны. В предложениях сценических деятелей есть какая-то инфан- тильность социального мышления, веры в абстрактную идею, а не в сложившийся в жизни порядок вещей, настораживающее небрежение к деталям при грандиозном общем плане, хотя, по справедливому наблюдению англичан, " дьявол - в деталях". Между тем в жизни шел расширяющийся процесс муниципализации театров. И это естественно - муниципализация предполагает широкий веер договорных возможностей для театров, не снимая при этом - что очень важно - ответственности города за судьбу творческого коллектива. Несмотря на все дискуссионные перехлесты, условие разнооб- разия в Феврале в России сохранялось. В ведение петроградской городской думы все-таки перешли театры общества " Попечительства о народной трезвости" и народные дома. Сохранялась и антреприза, и товарищества, и государственные театры, хотя сказать, что все между ними ладилось, было бы неверно, скорее, даже наоборот. Метастазы театрального противостояния ширились и захваты- вали новые области - в государственных театрах уже каждый от- дельный цех выдвигал свои особые требования и, как записывал В.А.Теляковский, " каждая единица театрального организма, каждый атом театрального тела хотел самоуправляться и быть независимым от соседней клеточки" 5186 0. В ситуации наступающего развала государственных театров требовались срочные, безотлагательные решения. Ажиотация и зап- росы работников этих театров росли не по дням, а по часам: уже и плотники потребовали повышения зарплаты, а по требованиям ар- тистов за дирекцией оставались, по мнению В.А.Теляковского, " лишь две обязанности: передавать автономным труппам деньги из казначейства и подметать театральные коридоры" 5187 0.
|