Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Положение об автономии государственных театров
Наконец, 7 мая 1917 г. - исторический день! - " в соответствии с провозглашенными началами самоопределения и самоуправления отдельных групп сценических деятелей" приказом N 28 за подписью Ф.А.Головина было утверждено " Временное положение об управлении государственными театрами". Широкая театральная общественность узнала о нем из статьи Ф.Д. Батюшкова, опубликованной в газете " Речь". Что же поведал городу и миру Главноуполномоченный, какие идеи этого документа он счел необходимым выделить? Попробуем проследить за его логикой. " Отныне, - писал он в своей " тронной" статье, - артисты и все деятели театра вступают на путь свободного самоопределения своих творческих сил и будут управляться на принципе автономии отдельных артистических корпораций, лишь под контролем, финансовым и художественным, представителя правительственной власти. В этом сущность конституции. (...) Самодержавие [имеется в виду единоначалие. - Г.Д.] и здесь свергнуто. (...) Коллектив (...) отныне является в роли капитана судна, а должность представителя правительства сведена к роли рулевого или кормчего, на обязанности которого ложатся только заботы, чтобы судно не сбилось с истинного пути, придерживалось фарватера и не подвергалось крушению, вследствие тех или иных ошибочных уклонов в сторону" 5188 0. Из этого текста совершенно неясно - кто же, в конечном итоге, решает, что считать " истинным" курсом театра, будет ли такой коллективный капитан прислушиваться к советам рулевого или кормчего, имеет ли последний право отменять решения многоголовой капитанской гидры? И не получится ли так, как в известной басне И.А.Крылова? Или, не дай Бог, расколется театр на два непримиримых, враждебных лагеря и откажутся они работать друг с другом. Кому тогда отдать предпочтение, по каким критериям вы- бирать? Ответов - нет. Артисты государственных театров требовали автономию, ни- когда подробно не конкретизируя, что же они имеют в виду. Судя по всему, автономия понималась ими как абсолютная свобода от власти Конторы и ее чиновников - что ж, страшнее кошки зверя нет. Видимо, предполагалось, что все творческие и производс- твенно-хозяйственные вопросы будут решаться " соборно", единым сплоченным кагалом. Но так не бывает! Полувековой опыт актерс- ких товариществ недвусмысленно показал противоречия и борьбу интересов в труппе и необходимость единоначалия - в лице выбор- ных распорядителей товариществ - для укрощения личных амбиций артистов. В искусстве, даже коллективном, принцип равноправия при решении творческих вопросов невозможен. Что значит тогда одинокий голос Ф.И.Шаляпина против двух голосов хористов? Недаром, комментируя этот документ, А.Р.Кугель возмущался: " Эгалитарность в искусстве! Боже мой, какая чепуха! " 5189 0 Временное Правительство сохранило принцип финансирования этих театров - все расходы компенсировались из бюджета, их до- ходы поступали туда же. Здания театров были собственностью го- сударства, а оно имело (должно было иметь!) свои цели и интере- сы в театральном процессе. Все эти вопросы регулируются догово- ром - между театром и представителями власти. В статье Ф.Д.Батюшкова нет ни малейшего намека на противо- речия в реальной театральной жизни, зато есть что-то очень на- поминающее тетеревиное токование: " Автономия без права на вла- дение есть в то же время опыт частичного применения принципа обобществления орудий производства. Социалистическая струя вли- вается в новую организацию театров". Это уже совсем за пределами понимания - что он имел в виду под " орудиями производства" в казенных театрах? И что в них обобществлялось? Право коллективного принятия решений без ка- кой-либо ответственности за творческие и экономические резуль- таты этих решений очень напоминает рассмотренную выше идею нижегородскую идею " руководителя театра", только в еще более худ шем варианте коллективного руководителя. Вообще, неисповедимы пути социалистических идей в России - неответственное управление государственной собственностью счи- тается, почему-то, " социалистической струей". Прав был А.Р.Ку- гель, посчитав, что " тут нет никакого " социализма" - тем более государственного" 5191 0. Очень спорной представляется нам и другой тезис Ф.Д.Батюшкова: " Образцовый театр не может стать ареной художественных опытов" 5192 0. Можно только догадываться о его мотивации такого решения: то ли он возмечтал о российском аналоге " Комеди Франсез", с опытом работы которой, он, как историк, был хорошо знаком, то ли его напугала история с мейерхольдовской дуэлью, которая показала власть и силу объединившейся против режиссера труппы, то ли решил он ублажить известный консерватизм актерского генералитета... Какие-то назывные права воздействия на ре- пертуар он надеялся за собой сохранить, но это не было подкреплено реальной силой, а было, скорее, похоже на угрозу применения силы. И, наконец, заключительный пассаж его статьи: " Производится опыт, и будущее покажет, нужна ли в предприятии единая воля самоличных распоряжений, или единство создастся на почве объединения артистических сил и трудовых групп театра. Я верю в возможность единства на объединении без единоначалия. Мнения по этому поводу расходятся. Поживем - увидим" 5193 0. Из текста видно, что Ф.Д.Батюшков - теоретик, а не практик, проваренный в кипящем котле внутритеатральных страстей. В буйные дни анархической свободы на должность управляющего театрами требовался человек более опытный в хитросплетениях артистических отношений, уверенно знающий выход из всех невозможных ситуаций, как например, А.И.Южин-Сумбатов, Вл.И.Немирович-Данченко, С.П. Дягилев. Переговоры с ними, как известно, закончились неудачей, но были ведь и другие персоналии, как например, Ф.А. Корш, М.М. Шлуглейт или Н.Н. Синельников. Ведь не обратился к ним комиссар, и странно, что не обратился - то ли выбор был заранее предопределен узким кругом известных имен, то ли он не захотел иметь дело с сильным, самостоятельным в своих действиях управляющим. В любом случае, ответственность за выбор Главноуполномоченного не снимается: исторический процесс создается действиями конкретных людей. Обратимся теперь к тексту " Временного положения о самоуправлении". Учитывая его значение как первого в истории страны официального документа об автономии государственных театров, его влияние на последующие события театральной жизни, а также его практическую неизвестность для читателей, рассмотрим его подробнее. На вершине управленческой пирамиды находился Ф.Д.Батюшков - " Главноуполномоченный Комиссара Временного Правительства над бывшим Министерством Двора". Он назначал Уполномоченных по Большому и Малому театрам " из лиц, выбираемых театрами", а дирекция и контора петроградских государственных театров переименовывалась в Канцелярию, непосредственно подчиняющуюся Ф.Д.Батюшкову. Он же утверждал для всех театров " смету годового бюджета, денежный отчет по приходу - расходу за истекший год и общий план деятельности каждого театра". Должности главных режиссеров и заведующего репертуаром уп- разднялись - труппы возглавлялись избранными ими Управляющими, которые утверждались в Питере самим Главноуполномоченным, в Москве - Уполномоченными. При каждой труппе учреждался выборный художественно-репертуарный комитет. Он представлял выработанные годовые планы, предварительно обсужденные Управляющими трупп " со всеми лицами, принимающими участие в постановках", на утверждение по инстанции. Два пункта " Временного положения" требуют цитирования: " 11. При каждом театре, как и во всех центральных мастерских и прочих учреждениях, каждая отдельная категория артистов, технического персонала и других служащих образует для защиты своих интересов отдельные комитеты, входящие во все сношения с Главноуполномоченным по Петрограду, или Уполномоченными в Москве, через своего Председателя. 12. Театрально-литературный комитет преобразовывается в Литературную комиссию, входящую в состав [выборного - Г.Д.] Ху- дожественно-репертуарного комитета. Комиссия состоит из трех членов, избираемых Художественно-репертуарным комитетом из числа кандидатов, предлагаемых в Петрограде - Главноуполномоченным, в Москве - Уполномоченным по Малому театру. (...) На обязанностях Комиссии является прочтение всех новых произведений, предлагаемых к постановке (...). Выбор решается простым большинством голосов и представляется в Петрограде - Главноуполномоченному, в Москве - Уполномоченному по Малому театру" 5194 0. Если внимательно вчитаться в этот документ, то легко увидеть, что готовился он кулуарно, спешно, не очень продумано и под большим давлением актерской громады. Есть в нем вещи самоочевидные, мы имеем в виду символические переименования: директора - в Главноуполномоченного, конторы - в канцелярии, что естественно при любой смене власти. Есть в нем пункты неожиданные, но соответствующие логике проводимой реформы - в такой системе самоуправления нет места ни главному режиссеру, ни заведующему репертуаром, поэтому их должности упразднялись. Однако при всей кажущейся безбрежности автономии есть в ней и явные следы чиновно-бюрократического мышления, что естественно для любого документа, который готовится в коридорах власти, втайне от широкой общественности. Чтобы не быть голословным, рассмотрим пример. Как же предполагалось формировать репертуар в Малом театре, согласно этому " Положению"? Полный цикл включал следующие этапы: 1. Литературная комиссия рекомендует пьесы к постановке. 2. Уполномоченный их одобряет (или не одобряет). 3. Управляющий труппы - с согласия всех лиц, принимающих участие в постановках - включает их в годовой план работы Худо- жественно-репертуарного комитета. 4. Уполномоченный - по представлению Художественно-репер- туарного комитета - утверждает репертуарный план, поручает сво- ей канцелярии обосновать смету расходов и направляет план в Петроград. 5. Главноуполномоченный решает - согласуется ли предложен- ный репертуар с " общегосударственными видами и целями" - и если согласуется, то утверждает план и поручает уже своей канцелярии учесть расходы театра в общей смете. Таким образом, если ни на одном этапе нет сбоев, судьба пьесы (репертуара) решается на пяти уровнях принятия решений. Но это - в идеальном варианте, а как быть, если, например, Уполномоченный одобрит пьесу, а артисты, как " лица, принимающие участие в постановках", дружно зарубят ее, не обнаружив в ней выигрышных для себя ролей? Вообще, в тексте этого, претендующего на нормативность, документа явно чувствуется неопытность и некомпетентность людей, вынесенных революционной волной на вершину театральной власти - Ф.А.Головина и Ф.Д.Батюшкова. В " Положении" отразилась и царившая тогда атмосфера общественной неразберихи. Разработчики документа пошли на поводу радикальных, но совершенно непродуманных, не столько " соборных", сколько узкогрупповых требований артистов. И самое важное - с точки зрения организации коллективной творческой работы неверна главная идея " Положения": принцип 3равноправной федерации всех служб театра 0, коллективного, совместного управления громоздким кораблем государственного театра. Как часто нам приходится слышать в выступлениях сценичес- ких деятелей выражение " наш театр как живой организм"... Это заимствованное из биологии представление следует воспринимать только как художественный образ. " Живой организм", разумеется, при условии, что он разумный, способен, как целостная система, выдвигать цели; отдельные же его элементы (органы), такие, как сердце, легкие, печень и т.д., целей не имеют и иметь не могут - у них есть функции. Так, у сердца нет цели, есть функция - перекачивать кровь, легкие - обеспечивают ее кислородом, а печень - своеобразная химическая лаборатория организма. Театр - не организм. С точки зрения науки управления театр - социальная организация, сложная система, имеющая свою иерархическую структуру, элементы которой находятся в определенных связях и отношениях друг с другом. В социальной организации все составляющие ее подсистемы и элементы, в отличие от живого организма, обладают способностью выдвигать свои собственные цели и достигать их, используя действующие социальные законы и механизмы. Поэтому в деятельности театра как социальной организации отражается переплетение множества совершенно разных целей и ин- тересов. Есть общая системная цель - театр должен создавать ху- дожественные ценности для удовлетворения эстетических потреб- ностей общества. Но в театре одновременно есть профессиональные и групповые цели и интересы: у режиссуры они, например, не всегда и не во всем совпадают с целями и интересами артистов. Даже труппа способна расколоться на группы, каждая со своими интересами. А ведь свои специфические цели и интересы есть и у администрации, у работников других служб и цехов театра. И вполне допустима ситуация, когда узкогрупповые и даже личные интересы, если они получают возможность своего утверждения, за- мещают общую цель, неизбежно снижая меру его разнообразия. (Су- дя по воспоминаниям В.А.Теляковского, так было в Александринс- ком театре, где репертуар формировался главным образом с учетом интересов М.Г.Савиной). И, наконец, в театре, кроме формальной, есть и неформальная организационная структура, причем после каждого распределения ролей, после зрительского успеха каждой новой постановки может возникнуть другая неформальная структура - уже с новым лидером, другим раскладом сил и интересов. Принимая принципиальное управленческое решение, необходимо исходить из представления о множестве объективно существующих сил и конфликтующих интересов в театре, стремиться их гармони- зировать или, на худой конец, найти такой компромисс, который обеспечивал бы достижение общей системной цели. Ведь сколь ве- сомо ни было бы значение артистов в сценическом искусстве, те- атр существует для зрителей. На наш взгляд, авторы " Положения" исходили из более упро- щенных представлений, отдав судьбу государственных театров на откуп модным идеям " равноправного федерализма" всех его служб и коллегиального управления. Тогда, казалось бы, тем более сильной в этой системе должна быть власть венчающей иерархию управления должности Уполномоченного. Однако она была, скорее, символической - он имел влияние, но не располагал реальной властью. На деле это влияние не шло дальше укрепленных бастионов корпоративных интересов каждой группы артистов и других служащих. Как ему в такой ситуации отвечать за " общий план деятельности театра" - непонятно. Малому театру повезло, что в это сложное время его возглавил профессионал, личность большого масштаба - мы имеем в виду А.И.Южина-Сумбатова. Еще 10 марта, за два месяца до появления " Положения", в своем приказе по театру он предупредил: " Неизбежная и необходимая реорганизация внутренней жизни государственных театров на началах полной автономии не может быть произведена сразу и опрометчиво" 5195 0. А затем, чтобы разрядить накаленную атмосферу в Большом и Малом, он, на правах комиссара московских государственных театров, дал объявление: " Ввиду единогласного желания всех артистических сил всех трупп государственных московских театров и назревшей необходимости немедленного, в интересах художественного дела, установление полной автономии (...) комиссариат (...) признает нужным впредь до выработки нового положения (...) отделить художественную часть от хозяйственного и служебного управления" 5196 0. Потому-то, наверное, при всех перипетиях этого времени Малый театр достойно преодолел все соблазны противостояния - без групповщины воюющих друг с другом актерских фортеций. Правда, редакция " Театра и искусства", считающая себя, видимо, последним хранителем идеи целостности театра, не преминула съязвить и по этому поводу: " Толк в театральных кругах преобладает большевистский. Кто бы мог (...) подумать, что А.И. Южин театральный большевик-ецентрализатор. А между тем оно так" 5197 0. Идея автономии имела сторонников не только среди артистов, о своей симпатии к ней объявила и часть театральной обществен- ности. Так, в начале апреля " Новости сезона" приветствовали принцип коллегиальности принятия решений - еще бы, в нем прет- ворялся, как им казалось, принцип " соборности", совместного публичного решения проблем. А это давало гарантию против про- текционизма: " коллегия не постесняется удалить ненужных на пен- сию и откроет дорогу и места свежим силам" 5198 0. Вообще-то, опыт истории российского театра показывает, что такого рода надежды безосновательны, скорее, наоборот, актерс- кая коллегия займет круговую оборону против возможных нововве- дений, и вот почему. Эволюция социального, и в том числе - культурного, процес- са осуществляется благодаря взаимодействию двух механизмов - стабилизации и развития. Механизмы стабилизации направлены на консервацию уже достигнутого, на сохранение статус-кво, а меха- низмы развития обеспечивают динамику процесса, изменение су- ществующего порядка вещей. В каждый данный момент времени содержание культурного процесса обусловлено конкретным взаимодействием этих механизмов в их динамическом единстве. Естественно, что действие этих механизмов осуществляется через людей, точнее, групп людей. Понятно также, что реформаторами выступают талантливые, неординарные личности. С этой точки зрения, несколько огрубляя, но достаточно близко к истине, можно сказать, что долгие годы силой, обеспе- чивающей динамику театрального процесса, были актерские талан- ты. Позже, в XIX в. наряду с ними, в этой роли выступают драма- турги, утверждая в своем творчестве новую театральную систему, которая дает мощный импульс развитию всего сценического искусс- тва. Возможные последствия этого своеобразного вызова драматур- гии не были осознаны актерской громадой - они жили в традицион- ных представлениях о своей самоценности в театральном искусс- тве. Понять их можно, в коллективном творчестве актер - выне- сенный вперед творец. Кроме того, драматурги, за очень редким исключением, не входят в общее для актеров театральное братс- тво. Однако, уже на рубеже XIX-XX веков, благодаря реформам МХТ, на смену актерскому театру приходит и утверждается система режиссерского театра. Новая театральная система принципиально изменила и ролевые отношения в творческом процессе, и профессиональное самоощуще- ние актеров. В паре " режиссер - труппа" в современном театре лидером, ведущим является режиссер, который создает целостный художественный образ спектакля. И именно режиссура, естествен- но, в лице талантливых представителей этой профессии, становит- ся, преимущественно, на новом витке развития театрального ис- кусства выразителем идеи инновационных изменений, идеи развития в театральном искусстве. Такое изменение социальных позиций, когда артист выступает уже в роли ведомого, оказалось небезраз- личным для всего актерского сообщества - оно почувствовало уг- розу себе, своей социальной позиции, но было поздно - выдвиже- ние в ХХ веке плеяды талантливых режиссеров в театральном про- цессе объективно перевело большую часть артистов в разряд хра- нителей статус-кво. Вряд ли случаен мартовский лозунг в журнале " Кулисы", обращенный к артистам: " Сбростье самодержавие режис- серов! ", и совсем не случайно во " Временном Положении" упразд- нялись должности именно главного режиссера и заведующего репертуаром, а Ф.Д.Батюшков, идя на поводу настроения артистов, заявлял, что " театр не может стать ареной художественных опытов", то есть исканий нового. Конечно, любое общее утверждение не учитывает частностей, исключений. Из предложенной идеи вовсе не следует, что в совре- менном театральном процессе нет артистов-реформаторов, носите- лей новых художественных идей. Исключения, к счастью, есть, но только исключения. И, кроме того, наше объяснение надо понимать безоценочно - без сил, стабилизирующих театральный процесс, его участь незавидна - он пойдет, как говорится, вразнос. Задача заключается в том, чтобы найти гармонию между двумя встроенными в театральный процесс механизмами и их носителями. В силу изложенного становится понятно: надежда, что колле- гия артистов " не постесняется удалить ненужных на пенсию" - бе- зосновательна. Более профессиональная и информированная пресса не приняла ни аргументациит Ф.Д.Батюшкова, ни самого " Положения". Журнал " Рампа и жизнь" в редакционной статье, автором которой был, по-видимому, гл. редактор Л.Мунштейн, дал язвительный и, как показало будущее, провидческий комментарий: " Обновленный театр - это новое космическое явление, еще не сформировавшееся, подобно звездной туманности. Где у него голова, где туловище, где прочие части организма - еще не ясно. Все это " временное": и театры, по -видимому, временные, и репертуар временный, и " Положение" временное, и сами таланты, быть может, не сегодня-завтра будут признаны временными" 5199 0. А.Р.Кугель выразился, как всегда, более жестко, обозвав " Положение" " федеративно-автономно-комитетско-групповой-анархией". Идею коллективного управления он отвергал, считая, что " именно в театре особенно необходима сильная власть, абсолютная централизация". Общая его оценка этого документа была негативной: " Вообще " реформа" государственных театров напоминает, скорее, митинговую резолюцию. Об интенсивности театральной работы, о демократизации (...) в смысле служения их [гостеатров - Г.Д.] более широким кругам населения, наконец, об омоложении персонала - ведь нет ничего" 5200 0.
|