Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антрепренер: образ врага
В работе будущего съезда, по мысли РТО, должны были при- нять участие и антрепренеры. Это был по-своему смелый шаг, по- тому что отношение к антрепренерам у массы артистов было одноз- начно-негативным, в них видели наживающихся на бедных актерах эксплуататоров. Все артистические союзы торопились отмежеваться от них, как это сделали, например, делегаты 1-го профессиональ- ного союза работников сцены в " воззвании к артистам и тружени- кам сцены", предлагая им " немедленно слиться воедино (?! -Г.Д.) и войти в учреждаемый союз российских работников сцены на про- фессионально-корпоративных началах _ 2без участия антрепренеров, исключительно для охраны и самозащиты трудовых сил" 5114 0. [Под- черкнуто нами - Г.Д.] Масла в огонь добавила история с Малым (Суворинским) теат- ром. 7 апреля на спектакле " Благодать" артисты провели " италь- янскую забастовку" - текст говорился " мимически", в зале не бы- ло слышно произносимых на сцене слов. Когда зрители начали воз- мущаться, вся труппа вышла на сцену и объявила, что проводит забастовку против произвола дирекции. Было зачитано письмо Ко- митета союза артистов Малого театра, в котором хозяйке театра, А.А.Сувориной, предъявлялось обвинение, что она не позволяет " в своем театре пьес революционного характера, а наипаче тех, в которых будет " издевательство" по отношению к особе Его Вели- чества, царской семье и духовенству" 5115 0. Знаменем этой борьбы стала артистка В.А.Миронова, делившая роли с А.А.Сувориной - в пользу, само собой разумеется, послед- ней. В.А.Миронову с другими инициаторами конфликта уволили, но за них заступился Петроградский союз профессиональных сценичес- ких деятелей. При его содействии были выработаны требования к дирекции: удаление фактически управляющего театром А.В.Бобрище- ва-Пушкина; участие - через выборных лиц - в руководстве худо- жественной частью театра; возобновление всех контрактов с мини- мальным окладом в 100 рублей. До выполнения этих требований ру- ководству театра был объявлен бойкот 5116 0. Союз гарантировал ар- тистам их оклады. Все лето эта история будоражила театральные круги. В ав- густе А.А.Суворина приняла все требования артистов, кроме одно- го - возвращения в труппу Мироновой, публично ее оскорбившей. Однако почувствовавшая вкус антрепренерской крови труппа доби- валась полной и безоговорочной капитуляции. Суворина не уступа- ла, и театр закрылся. Труппа выступала в Панаевском театре под флагом ССД. В сентябре А.А.Суворина сдала свой театр некоему Гляссу, который передал его труппе, выделив ей 250.000 руб. " на ведение дела". Вернулись почти все артисты, кроме уехавших в провинцию. Даже в столицах отношения артистов с антрепренерами были конфликтными, и все же не будем упрощать проблему. Очевидно, что без предпринимателей, готовых вложить свой капитал, труд и умение в это дело, русский театр обойтись не мог. И, кроме то- го, есть ведь еще и предпринимательский риск, и никто не может дать заранее гарантии, что все сладится и дело " пойдет". Конеч- но, не все антрепренеры отвечали деловым и этическим требовани- ям этой нелегкой профессии, что совсем и не удивительно, если учесть социально-экономическую ситуацию и культурные традиции, в которых происходило формирование их профессионального созна- ния. Нестесненные законом и не всегда ограненные культурой большинство из них видело в антрепризе прежде всего возможный источник быстрой наживы - в полном соответствии с простой ариф- метической логикой неответственного предпринимательства. Для актеров, особенно провинциальных, власть антрепренера ассоциировалась с произволом, как, впрочем, власть режиссера - с подавлением творческой свободы артиста. Отсюда понятны призы- вы, что " самостоятельной власти антрепренера нужно противопос- тавить организацию, оберегающую репертуар от чисто спекулятив- ных устремлений." 5117 0 В эти дни пресса широко, можно сказать - взахлеб, обсуждала взаимоотношения между предпринимателями и художниками, считая невозможным достижение согласия между ними: " железный закон экономики так же противопоставляет актера ант- репренеру, как и во всех других областях взаимоотношения капи- тала и труда" 5118 0. Отметим, что такого рода упрощенные политэко- номические рассуждения возмущали А.Р.Кугеля, считавшего, что взаимоотношения артиста и антрепренера больше напоминают отно- шения двух купцов, один из которых - артист - старается продать свой товар подороже, второй - антрепренер - заплатить такую це- ну, чтобы поиметь барыш. Однако явное стремление привнести хоть каким-то боком в театральное дело модный тогда классовый подход был вполне в ду- хе того времени, его простой, доходчивой митинговой логики. Тем более надо отдать должное позиции РТО, которое в этом вопросе пошло против течения, понимая, очевидно, что самые распрекрас- ные призывы и лозунги новообразованных актерских союзов никак не заменят рутинной, но необходимой организационно-хозяйствен- ной работы: " к полной изоляции антрепренера от актера оснований нет, как нет оснований к культивированию того перманентного ан- тагонизма между работодателем и работником, какой развивается в прочих формах буржуазно-капиталистического производства" 5119 0. Вообще, нужно подчеркнуть, что в широких массах населения - и, будем откровенны, не только в них - были очень сильны эга- литарные, уравнительные настроения. Истины ради скажем, что они возникли не на пустом месте, их истоки - в традиционных формах общинной русской жизни. Мощный всплеск таких настроений с тре- бованием всеобщего передела приходится на анализируемое время. Апелляция к здравому смыслу, к рассудительности в таких экстре- мальных ситуациях терпят, как правило, неудачу. И все же А.Р. Кугель взял на себя смелость выступить в январе 1917 г. против альтернативной антрепренеру идеи назначения городской думой " руководителя театра", предложенной нижегородским театральным комитетом. Он совершенно справедливо полагал, что такой назна- ченный руководитель " будет отличаться от антрепренера только тем, что материально будет не заинтересован в результатах свое- го руководительства. Считать ли это плюсом или минусом? Наш строй все еще покоится на личном интересе, и едва ли возможно отрицать за вопросом прибыли важное регулятивное значение, ког- да дело касается энергии, инициативы и выдумки" 5120 0. Выше мы отмечали, что предложенная А.Р.Кугелем в начале марта театральная реформа базировалась на уравнительно-социа- листических идеях. Надо отдать должное эволюции его взглядов - отрезвление наступило очень скоро. Он последовательно отстаивал свои убеждения в эти дни массовой эйфории уравнительных требо- ваний. Так, в конфликтные для Суворинского театра дни он писал: " Собственность все-таки не есть кража, и кража не есть собс- твенность, и ленинский социальный коммунизм еще пока не осу- ществляется. Мы (...) не имеем права единственно потому, что можем лучше распорядиться чьим-нибудь имуществом, взять на себя распоряжение им вопреки воле собственника" 5121 0. Разумеется, тогда еще никто не знал, к какому закономерно- му финалу приведут призывы к уравнительности через экспроприа- цию, но, думается, что раздражение критика было вызвано все бо- лее широкой поддержкой театральной общественностью этих идей. Если антрепренер считается не соучастником общего дела, а экс- плуататором, если он предстает для общества в образе " врага", то немыслимое ранее отчуждение собственности становится возмож- ным, благодаря классовой мотивации " экспроприации экспроприато- ров". В политизированном, без твердых нравственных устоев об- ществе ценностное значение любой, даже самой постыдной акции, способно переворачиваться в зависимости от его идеологической упаковки. И тогда отчуждение собственности можно представить и оправдать, например, мотивацией целесообразности обобществления на благо " угнетаемого" большинства. В эти угрожающие их благополучию дни антрепренеры сохраня- ли - хотя бы на внешнем уровне - олимпийское спокойствие. Уже все, или почти все, группы театральных работников объединились в свои профессиональные союзы, исключением были антрепренеры. Это тем более удивительно, что еще в середине марта " Театраль- ная газета" в редакционной статье пророчествовала: " Конечно, по создании союза актеров создастся и " союз антрепренеров". И пусть. Прекрасно. Этого нечего бояться, это вполне естественно. Это будут два регулятора, устанавливающие правильный ход машины театра" 5122 0. Но время шло, а союза антрепренеров все не было. Сказать, что никто из них не услышал грозовых раскатов наступа- ющей социальной бури, было бы неверно - ведь не из благотвори- тельных соображений С.И.Зимин отказался от антрепризы, а прони- цательный Ф.А.Корш сдал здание своего театра на срок с Великого поста до 1 июля " Товариществу артистов театра Корша", а затем, в декабре 1917 г., вообще продал его М.М.Шлуглейту. Значит, по- чувствовал он что-то такое " верхним чутьем", что подвигло его расстаться с любимым, сделавшим его имя известным на всю Россию делом. Антрепренеры выжидали до сентября. Сегодня трудно с уве- ренностью судить, чем это было вызвано. Быть может их поддержи- вала вера в священный принцип частной собственности? Или они самоуверенно полагались на свою незаменимость в театральном де- ле? А, может быть, просто растерялись - ведь либеральная пресса взахлеб и настойчиво формировала из них " образ врага" художни- ка? Или, попросту, не придали они значения актерским угрозам, сочтя их обычной эмоциональной бравадой? Ведь, действительно, особых поводов для беспокойства у антрепренеров вроде бы не бы- ло: собственность и капитал у них сохранились, навыки хозяйс- твования они не растеряли, сохранялось и уважение в коридорах власти РТО - ведь, не случайно именно их коллеги были выбраны на ответственные руководящие должности в Совете РТО. Казалось, можно спокойно ждать, пока все утрясется и встанет на свои при- вычные места. Но вот в этих-то расчетах антрепренеры и ошиб- лись. В норме общественная жизнь идет своим размеренным и, пото- му, предсказуемым порядком; в ситуации же революционного нетер- пения зигзаги общественного настроения непредсказуемы: митинго- вое самовозбуждение революционизирует массы не по дням, а по часам. Привычные нормы общественной жизни стремительно летят под откос, все рушится, и предсказать что-нибудь в этом обвале бессмысленно. Здесь, по-видимому, действует закон: хочешь пос- петь за жизнью - торопись, иначе вчерашний либерал рискует прослыть ретроградом и консерватором, что и случилось, напри- мер, с П.Н.Милюковым, и не с ним одним. В летние месяцы, по мере роста профессионального самосоз- нания, актерская громада, ведомая просвещенными режиссерами, объявила предпринимателям священную войну: " смерть антрепрене- рам или актеры-пролетарии, соединяйтесь! " Антрепренеры поняли неизбежность объединения сравнительно поздно - только в июле образовался союз, и то лишь киевских антрепренеров. Пресса недоумевала: почему нет общероссийского союза, который " столь необходим, что приходится удивляться бес- печности петроградских, московских, одесских и иных предприни- мателей" 5123 0. После долгой раскачки провинциальные и московские антреп- ренеры провели 20 августа частное совещание в РТО в связи, как сообщалось, " с предстоящим зимним сезоном". Впрочем, медлительность антрепренеров в это смутное время некоторые театральные деятели объясняли просто, в полном соот- ветствии с " образом врага": они были уверены, что у антрепрене- ров уже давно есть свой союз - " секретный, вроде масонской ло- жи" 5124 0. Но это не соответствовало действительности - лишь в са- мом конце ноября, уже после Октябрьского переворота, был подго- товлен проект устава Союза антрепренеров, причем его предпола- галось организовать при РТО, а его действительными членами мог- ли быть только члены РТО. Такая явная ориентация на патронаж РТО вызвала законное недоумение редакции " Театральной газеты": " что за бессилие, какая-то мамина юбка, которую Союз боится вы- пускать? " 5125 0 Однако в действиях антрепренеров была своя разумная логи- ка: призывы актерских союзов к бойкоту работодателей заставлял последних держаться за РТО. Впрочем и РТО было заинтересовано в их поддержке, особенно в связи с инициативой союзов " сооргани- зоваться", что тоже грозило РТО неприятными последствиями. Понятно, что такой противоестественный для большинства со- циально-возбужденных актеров альянс нуждался в своем идеологи- ческом оправдании. РТО щедро отдавало страницы своих изданий для публикаций на эту животрепещущую тему: " Театральное предп- риятие никак не может быть приравнено к фабрике или заводу, точно так же, как антрепренер не может быть приравнен к хозяи- ну-фабриканту или заводчику. Между этими элементами " производс- тва" может быть проведена только аналогия, но не сравнение" 5126 0. Трудно судить, был ли хоть какой-либо толк во всех рассу- дительных статьях и аргументах в эти лихорадочно проживаемые месяцы российского " перманентного митинга" (по выражению З.Н. Гиппиус) - ведь даже в Петроградском университете раздавались призывы к созданию ни много ни мало " федерации умственного про- летариата" 5127 0. Можно предположить, что на смену сладостному свободогово- рению и вечевой вольнице противостояния рано или поздно должно придти время созидательной работы. Однако, к такому повседнев- ному рутинному труду выборные руководители театральной общест- венности в своем подавляющем большинстве были не готовы. Впро- чем, было бы странно, если бы дело обстояло по-другому. Сколь бы самоутешительно не называли себя театральные работники Рос- сии " деятелями", в действительности же ни в характере их про- фессионального труда, ни в системе социальных отношений не было условий, способствующих воплощению этого высокого звания в жизнь. Вообще, за очень редким исключением, как например, М.Г.Савина, деятельность на общественном поприще для талантли- вого артиста, скорее, исключение, чем правило. Сама природа сценического искусства и реальные условия актерской профессии определяют их эгоцентрическую систему ценностей, в силу чего артисту чужда, или во всяком случае, не совсем по сердцу об- щественная работа. Скорее даже наоборот, к стремлению некоторых своих коллег утвердиться на общественном поприще он относится с подозрением, расценивая это как своего рода измену творчеству, искусству. Истинный талант всегда изначально одинок. Выступить с декларацией, подписать протест, гневно заклеймить что-то пос- тыдное - на это артист способен, но добровольно взваливать на себя ношу постоянной общественной работы с ее неизбежной рути- ной и канцелярщиной - нет, это, все-таки, другое, к этому душа у них совсем не лежит. Разумеется, мы говорим об общей тенден- ции, хотя есть и исключения - художники, ангажированные властью, или добровольно, по идейным соображениям, поставившие свой талант в услужение или противостояние ей. Повторим, сама природа сценического творчества не содержит в себе внутренних стимулов к общественной и, особенно, управ- ленческой деятельности. Художник-управленец - это, все-таки, исключение. Поэтому есть весомая доля правды в утверждении кри- тика, увидевшем в поведении артистов " почти полное отсутствие ясных конкретных требований и определенных программ и исключи- тельный индефферентизм к вопросам стойкого проведения в жизнь тех начал, которые все же кое-как удается провести" 5128 0.
|