Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позиция Союза деятелей искусства.
В июне СДИ предложил Временному правительству - впредь до издания специального закона - запретить вывоз художественных произведений " по личной инициативе", классифицируя это как контрабанду. Дать разрешение на вывоз доверялось Эрмитажу, му- зею Александра III [Русский музей - Г.Д.] и Московскому Истори- ческому музею. Правда, распад нравственности в стране не обошел и СДИ - совместно с Академией Наук он возбудил перед правительством хо- датайство о полном отчуждении памятников искусства, принадлежа- щих церквам, монастырям и ризницам, " не считаясь с давностью владения, отмены права собственности" 588 0. Мотивы, разумеется, были самыми благородными - беспокойство за судьбу памятников искусства, и все же, все же, все же... О сохранении культурного наследия заботились и " комиссия Горького", и " Особое совещание", и множество других художест- венно-творческих организаций. Правда, не все их инициативы под- держивались властью, и не все предложения - даже созданного Ф.А.Головиным " Совета по делам искусств" - воплощались в жизнь. Это дало прессе резонный повод удивляться взаимоотношениям ко- миссара и " Совета": " Но чем же руководствуется комиссар при вы- боре тех или иных постановлений? Ведь, несомненно, его компе- тентность ниже компетентности выбранного им совета. Происходит нечто парадоксальное: лицо некомпетентное выбирает компетентный совет, постановления которого оно может исполнять или не исполнять" 589 0. Вопрос естественнен, хотя есть в нем то ли лукавство, то ли социальная наивность: вряд ли случайно Ф.А.Головин решился на реорганизацию самостоятельной и независимой в своих действи- ях " комиссии Горького" в формируемый им лично " Совет по делам искусств", орган, обладающий всего лишь совещательными функция ми при комиссаре. Конечно, сегодня нам трудно судить, насколько осознанно шел Ф.А.Головин к сосредоточению власти в одних руках и при своем ведомстве - каждый сделанный шаг был определен логикой конкретных событий, но ведь не столь важны личные мотивы комис- сара, сколько полученный результат. А итог был более чем в духе чиновно-бюрократической логики власти. Вот этого-то - явного или тайного - стремления к утверждению комиссарской власти над искусством не принимали творческие деятели России, объединивши еся в СДИ. И хотя в самом СДИ особого единства не было, однако при всех внутрицеховых раздорах Союз категорически отказывался " входить в контакт" с комиссаром. Более того, такой контакт объявлялся отдельными художниками " антиреволюционным, антихудожественным и преступным". Но вот что следует выделить особо - сам Союз при этом не- уступчиво требовал себе ни много, ни мало " всю власть". И он был не одинок в своих монопольных вожделениях власти: аналогич- ной позиции придерживались и идеологи Пролеткульта, видевшие в пролетариате мессию грядущей культуры. Не принцип сотрудничества, не признание объективно существующих противоречий и интересов различных сил, а яростная идейная нетерпимость, стремление подавить другие и утвердить свою позицию как единственно правильную лишало страну возможности демократического развития. И все же до июля 17-го года надежды на это еще сохранялись; после июльских событий шансы стали исчезающе малы. Можно по-разному интерпретировать послеиюльский путь, приведший к Октябрю, - были в нем и элементы имперского сознания, и нигилистическое отрицание прошлого, и поляризация общественных сил, и инстинктивно-суеверное ожидание чуда, но для нас важно зафиксировать, что в июле надежды на демократический выбор были окончательно похоронены. Противоборство, переходящее в неинтеллигентную борьбу без правил, в партийную рознь, озлобленность и нетерпимость - ес- тественное состояние в любой революции. В России это усугубля- лось всем опытом ее предшествующего развития: слабыми полити- ческими партиями, дозволенной игрой в парламент, который В.В.Розанов презрительно обозвал " казенным клубом на правитель- ственном содержании", отсутствием реальных социальных механиз- мов, обеспечивающих достижение общественного согласия и т.п. Поэтому сразу же после первых дней радостной эйфории начинается неутихающая борьба и лихорадочное сведение счетов между различ- ными противоборствующими в культурном процессе группами. Благо, поводов для этого было превеликое множество, было бы желание их поискать.
|