Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельность РТО.
А как же театральное общество - главная мишень всех крити- ческих стрел театральной общественности? Ужели проведя деле- гатский съезд, оно успокоилось и самоустранилось от " бури и на- тиска" этих дней? Разумеется, нет. После истории с запретом спектаклей, оно начинает перестраиваться, ведь его право " наб- людения за всей театральной жизнью Москвы" все еще сохранялось. 23 марта в РТО состоялось совещание артистов, на котором Д.Н.Бассалыго предложил организовать профессиональный союз всех тружеников сцены. Собрание согласилось с ним и постановило соз- дать Временную комиссию. А 10 апреля в Петровском театре прош- ло, как сообщалось, учредительное собрание всех театральных де- ятелей Москвы. Правда, " всех" здесь несколько преувеличено: пришли представители от 21 театра, а от 15 театров - не яви- лись. Собрание одобрило подготовленные предварительным совеща- нием временные правила по регламентации театральной жизни. Предполагалось также избрать комитет, обеспечивающий выполнение пунктов регламента, но тут произошла накладка. Артисты театра им В.Ф.Комиссаржевской устроили шумную обструкцию и в конце концов покинули собрание. Театральный зоил, как с легкой руки артистов называли А.Р. Кугеля, не преминул съязвить по поводу этих " временных правил", которые вводили предварительную цензуру афиши и давали право прекратить " от дальнейших повторений нежелательные представле- ния": " Сколько регламентаций, Создатель! И сравнить с Петрогра- дом, где ничего этого нет, и, однако, кроме нескольких случаев, нежелательных с точки зрения доброго вкуса сцен, все идет без регламентации гораздо более чинно, чем со всеми регламентация- ми! " И хлестко подытоживал: " Перенести весь аппарат полицейско- го режима из полицейского участка в комитет при театральном об- ществе - не значит изменить режим" 5109 0. Дискутировали долго и разошлись только в 6 утра, чтобы через неделю собраться снова. В состав избранного 17 апреля комитета вошли: от предпринимате- лей - Ф.А.Корш, Н.Ф.Балиев, Я. Д.Южный; от артистов - А.М.Трос- тянский, Карпов, 5110 0 Н.А.Салама; от служащих и административного персонала - Н.Н.Званцев, К.И. Кареев, С.А.Трушников. Между тем специальная комиссия РТО проводит в мае заседа- ния по выработке нового устава общества. В них, кроме Совета и ревизионной комиссии РТО, участвуют кооптированные лица и нахо- дящиеся в Москве участники делегатского съезда. Понимая, что кредит доверия к РТО у театральной общественности исчерпан, что надо срочно менять образ и перестраиваться, комиссия принимает два принципиальных решения: первое - создать внутри общества отдельные профессиональные союзы, тем самым превратив его в со- юз театральных союзов; и второе - созвать в августе в Москве Всероссийский съезд сценических и театральных деятелей с учас- тием антрепренеров. Обратим внимание, что по замыслу РТО намечалось создание отдельных п р о ф е с с и о н а л ь н ы х союзов. Такая, на первый взгляд, самоочевидная формулировка была на самом деле жестко-ограничительной и вот почему. В эти переломные дни ра- ботники самых различных театральных профессий энергично объеди- нялись для защиты своих интересов. Правда, и здесь не обошлось без склок и амбиций. Так, драматические артисты ругали своих коллег из фарсовых театров, те - оперетточных, а все вместе - " миниатюрных", так что последние откололись и решили создать свой союз. Лозунгом времени было - " В единении - сила! " И мно- жество союзов актеров, и союз артистов-воинов, и союз театраль- ной прессы, и всероссийский союз оркестрантов, и союз хористов, и союз мастеров сценического искусства режиссеров и декорато- ров, и профсоюз работников сцены, и союз рабочих театра и сце- ны, и профсоюз театральных тружеников - все эти и несть им чис- ла союзы возникали для защиты профессиональных интересов 5111 0. Это естественно и закономерно, однако... Однако дело в том, что в стране, наряду с союзами для защиты чисто профессиональных интересов, возникло множество самых различных театральных объ- единений. Мы уже упомянули о союзе драматических актрис, но ос- нований для группировок было много, например, по национальнос- тям. Так, в конце апреля прошел съезд еврейских артистов и хо- ристов, затем - украинских, армянских, артистов-профессионалов Туркестанского края, Ростовского военно-артистического союза и т.д. Самая характерная примета этого времени - распад унитарной централизованной модели театрального сообщества на множество мелких территориальных союзов. Кроме Москвы и Петрограда неза- висимые театральные союзы и аналогичные формирования возникали в Саратове, Одессе, Иркутске, Новочеркасске, Симферополе, Рос- тове и других городах. В Киеве действовали три союза - сцени- ческих деятелей, хористов и музыкантов. Кстати, последний при- нял резолюцию, категорически запрещающую въезд в Киев " иного- родних музыкантов". Саморасширяющийся процесс разъединения и противостояния деятелей сценического искусства вызвал законную озабоченность у театральной общественности, она забила тревогу: " В Петрограде свой союз, в Москве - свой, а то и несколько, в Киеве будет свой, В Одессе свой и т.д. (...) будут друг с другом конкуриро- вать, враждовать, хиреть и нарождаться. (...) Актер не прикреп- лен к одному какому-либо городу. Он служит этот сезон в Сарато- ве, следующий - в Самаре. Неужели же он будет переходить все время из одного союза в другой, рвать с одним и поступать в другой. Разве это мыслимо? " 5112 0 В Москве артисты, осознав печальные последствия многосою- зия, заговорили в апреле о федеративном союзе сценических ра- ботников. И в Петрограде к концу апреля появились новые мотивы: " если профессиональному союзу актеров суждено получить значение и укрепиться, то, разумеется, это может случиться только при условии организации Всероссийского профессионального Союза, а никак в состоянии территориальной раздробленности" 5113 0. Совет РТО почувствовал изменение общественного настроения и, перехватив инициативу, выдвинул идею союза союзов, но только - профессиональных, оставляя, тем самым, территориальные и про- чие образования вне структуры общества.
|