Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа самоуправления.
Во многом справедливые, на наш взгляд, рассуждения влия- тельного критика еще не образуют позитивной программы, альтер- нативной идее министерства. А такая программа существовала. Ее выдвинул 21 марта в Троицком театре на общем собрании федерации деятелей " Свобода искусству" В.А. Денисов. В 14 тезисах он обосновывал принципы организации художественной жизни России на демократических самоуправляемых началах. Попробуем - неизбежно кратко - проследить за его логикой: " Ни регулирование, ни управление художественными делами не должно находиться в руках государственной власти. Как нет ми- нистерства науки и министерства религии, так не нужно и минис- терства искусств, которое никакой положительной роли в жизни искусства все равно не может играть. Ему противопоставляется идея независимых художественных учреждений и обществ, свободно конкурирующих или согласующихся между собой. (...) Решение воп- роса о материальной поддержке различных учреждений, музеев, те- атров, оркестров, капелл и т.п. (...) подсказывается самой жизнью. (...) во всех городах они станут содержаться на средс- тва их самоуправлений. Эта идея аналогична демократической же идее в области государственно-правовой: (...) децентрализации управления. Осуществление ее обещает оживление местной жизни повсюду в провинции, из которой все лучшие силы выкачивались в столицы. (...) Итак, полнейшая децентрализация и автономия... В каждой местности образуются из представителей всех художествен- ных учреждений и обществ, (...) всех течений, художественные советы для сношения с городскими и общественными самоуправлени- ями и для испрошения у них необходимых кредитов. (...) Для ре- шения вопросов искусства общегосударственного значения, которые будут выдвигаться самой жизнью, (...) созываются съезды и орга- низуется всероссийский союз деятелей искусства" 581 0. Прервем цитирование, ибо главная идея В.Денисова - переход к принципам децентрализации и самоорганизации культурной жизни - очевидна, остальные тезисы касаются, скорее, частностей - роспуска академий, организации художественных школ, музейного дела и т.д. Насколько продумана и реальна выдвинутая программа? Имела ли она хоть какие-нибудь шансы на свое воплощение в жизнь? Это не риторические вопросы - мы должны соотносить наш ответ с рос- сийской реальностью тех лет. Идея министерства искусств не противоречила всей предшест- вующей истории России. Тотальность самодержавно-бюрократического управления страной сформировала объективные предпосылки для создания такого органа государственного управления искусством. Более того, в условиях слома старых структур управления министерство мыслилось как властно-организующее начало, способное противостоять развалу культуры. Укорененная традиция государственного решения общественных проблем определяла выбор и части художников, и деятелей Временного правительства. И хотя художники, поддерживающие эту идею, не получили большинства в спонтанно возникающих митингах, шансы на организацию министерства были, как мы показали, реальны. Однако это отнюдь не означает, что никакой альтернативы министерству не было. К Февральской революции Россия пришла, накопив определен- ный опыт самоорганизации культурной жизни. Местное самоуправление обеспечивало развитие культуры; благодаря деятельности го- родских дум и земств в стране возникали " очаги" культуры, тепло и свет в которых поддерживали энергичные предприниматели, меце- наты, благотворительные организации, различные общества, фонды и просто бескорыстные радетели российской культуры. Рядом с традиционными культурными центрами, такими как Киев, Харьков, Одесса, Вятка, Орел, Курск, Казань, Воронеж, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Омск, Томск, Иркутск и т.д. вырастали новые - Керчь, Сумы, Полтава, Липецк, Козлов, Уфа, Челябинск, Пяти- горск, Кавминводы. Принимали зрителей летние театры в Гжатске, Подольске, Мытищах, Малаховке и т.п. Разумеется, бремя местного самоуправления было не легким: мешали бескультурие, чиновно-бю рократические рогатки центральной власти, не всегда хватало средств и опыта работы. И, все же, культурная жизнь России - в столицах и крупных центрах - была интересной, напряженной, ищу- щей. Без этой подпочвы никогда не было бы " серебряного века" нашего искусства. Понятно поэтому, что предложенный В.Денисовым принцип де- централизации художественной жизни тоже имел определенные шансы на успех. Более того, возможная в дальнейшем демократизация общественной жизни в значительной мере " работала" бы на эту идею.
|