Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идейное противостояние в обществе.
При всем при том созидательного конструктивного единомыс- лия, конечно же, не было. Каждая из многочисленных групп интел- лигенции объединялась на основе своей идеи путей развития Рос- сии. Редкие публицисты, призывавшие к здравому смыслу, к терпи- мости, объявлялись правыми, консерваторами, ретроградами. Об- щественное мнение было не на их стороне. Идейные ориентации ин- теллигенции в массе можно охарактеризовать как левые, даже ра- дикально-левые, и этому во многом способствовала неумная, реп- рессивная политика царского правительства к революционерам. Ин- теллигенция сострадала высылаемым в Сибирь и на каторгу " геро- ям" и " еретикам", в разной форме выражая свое несогласие с по- литикой власти. Центристские позиции в стране были очень слабы, стрелка политического компаса занимала, как правило, крайние идейные позиции. И великие реформы Александра II, и революция " снизу" (1905 г.), и " революция сверху" П.А.Столыпина дали мощный импульс экономическому развитию России. До войны ее экономическое сос- тояние, как впрочем и ее валюта, котировались в мире высоко. Западные страны охотно предоставляли ей займы - еще бы, ежегод- ные темпы роста национального дохода составляли в среднем 8%, или, другими словами, примерно каждое десятилетие страна удваи- вала национальное богатство. Правда, война привела к перенапря- жению экономики: промышленность работала на оборону, жизнь до- рожала, рубль обесценивался. Крестьяне припрятывали продоволь- ствие - продавать его на бумажные рубли стало невыгодно. Тогда государство перешло к административным методам воздействия на экономику: начала эксперименты с продразверсткой, ввела норми- рование продуктов. Уже опыт войны с Японией убедительно показал, что модерни- зация промышленности должна сопровождаться широкими реформами - в армии, в сельском хозяйстве, в идеологии, в социальных отно- шениях. Однако слабые попытки реформ наталкивалась на сопротив- ление; противодействие шло и справа - от властно-бюрократичес- ких структур, и слева - от революционеров, страстно жаждущих понукания неторопливого исторического процесса. Традиционная православная нравственность русского общества разрушалась атеистической интеллигенцией - церковь была слишком близка и зависима от " кесаря". Она оказалась неспособной под- держать своим авторитетом инициативу правящей власти в проведе- нии реформ; неизбежные при этом социальные издержки приписыва- лись злой воле " верхов", и широкая общественность, как правило, принимала сторону революционеров, клеймивших самодержавие. Тра- гический пример - судьба П.А.Столыпина, которому вставляли пал- ки в колеса носители власти, ненавидели революционеры, и даже Лев Толстой - совесть и властитель дум русской интеллигенции - категорически не принял его методов обновления страны. Конечно, дальновидные мыслители предупреждали о возможных трагических последствиях мифологизации революционеров, формиро- вания из них образа героев - мы имеем в виду и " Бесы" Ф.М. Дос- тоеского, и вышедший в 1909 г. сборник " Вехи", полный трагичес- ких предчувствий. И если " бесовщина", благодаря таланту писате- ля, интеллигенцией обсуждалась, то " Вехи" прошли для нее неза- меченными, хотя его идеи подверглись критике и правыми и левы- ми. Россия по-прежнему оставалась страной преимущественно крестьянской (80 % населения), но именно на селе рушилась века- ми налаженная жизнь, разваливались ее устои. Война ускорила процессы разложения патриархального жизненного уклада. Вообще трагедия этой войны не только в миллионах погибших, увечных и пленных; она обозначила слом европейских гуманистических идей, во всяком случае - в их традиционном понимании. Она способство- вала росту люмпенов и маргиналов, людей, потерявших свои корне- вые устои и не обретших новых начал жизни. Естественное ожидание быстрых общественных перемен при медлительной неповоротливости верховной власти сопровождалось ростом радикальных настроений. Но такое революционное нетерпе- ние смещало и корежило истинный масштаб социальных явлений. Предреволюционные годы - время брожения самых немыслимых идей, какого-то самоодурманивания прогрессистскими концепциями, дис- куссиями об " особых путях" российского развития. Если правящая власть недальновидно противилась необходимым социальным реформам, то революционерам выход виделся не в усво- ении уроков истории, а в немедленном проведении в жизнь книжных теорий, заманчиво сулящих скорое царство справедливости на зем- ле. Неизбежные в процессе общественного развития социальные конфликты и противоречия получали простое и доходчивое объясне- ние - в немудреной логике классового противостояния. Надо от- дать должное революционерам - в ситуации ценностного вакуума их агитация была успешной: трудящиеся чувствовали себя обделенны- ми, но зато хорошо знали своих классовых врагов - помещиков и капиталистов. Как жесткое рентгеновское излучение изменяет ге- нетический код, так и жесткие условия войны, разрухи, анархии меняли культурный код общества - по стране прокатились погромы, заполыхали подожженные усадьбы, начались самосуды и расправы. В обществе не было иммунитета к насилию, поэтому цена человечес- кой жизни упала до самого ничтожного уровня. В годы войны страна переживала глубокий кризис - структур- ный, экономический, нравственный, а общество по-прежнему оста- валось разделенным. В этой ситуации долгожданное " свободное" бесцензурное слово лишь усиливало противостояние сторон. Не по- могли и призывы горьковской " Новой жизни": " переживая эпидемию политического импрессионизма, подчиняясь впечатлениям " злобы дня", мы употребляем " свободное слово" только в бешеном споре на тему о том, кто виноват в разрухе России. А тут и спора нет, ибо - все виноваты. И все - более или менее лицемерно - обвиня- ют друг друга, и никто ничего не делает, чтобы противопоставить буре эмоций силу разума, силу доброй воли" 572 0. Русскую интеллигенцию объединяло ее неприятие настоящего и устремленность в будущее, в котором она надеялась увидеть " небо в алмазах". Естественным, даже мозолящим глаза идеалом-вызовом была Европа с ее демократическими гражданскими институтами, хо- тя мало кто задумывался, что это было результатом длительного - не одно столетие - эволюционного развития. Каждая из многочис- ленных интеллигентных групп знала свой ответ на все болевые вопросы российской жизни, и только он один признавался единс- твенно верным. Потому-то, видимо, и считали они все А.П.Чехова аполитичным либералом, что наперекор всем он не только сам не претендовал на априорное знание п р а в и л ь н ы х норм об- щественной жизни, но и отказывал в таком знании всем остальным. " Норма мне неизвестна, - утверждал он в письме к А.Н.Плещееву (9 апреля 1889 г.), - как неизвестна никому из нас". Но таких, как А.П.Чехов, было считанные единицы, все остальные считали себя обладателями " истины" - пути к человеческому счастью были им известны и возведены в абсолют. Как писал Д.Н.Овсянико-Кули- ковский, " норму" хорошо знали либералы, радикалы, народники, социалисты, революционеры всех оттенков". Дело оставалось за малым - немедленно воплотить их в жизнь. С таким мироощущением интеллигенция и вошла в Февральскую революцию.
|