Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Децентрализация: про и контра
Отдавая должное денисовской программе устроения культурной жизни, отметим, что есть в ней романтические, оторванные от ре- альной российской действительности представления. Мы имеем в виду, что децентрализация культурной жизни ни- как не соотносилась у В.Денисова с гигантскими, немыслимыми для обычной европейской страны масштабами России. И дело даже не в пространственно-географическом факторе, хотя и он немаловажен. Более существенной нам представляется дифференциация культур великого множества народов, населяющих Россию. В этом смысле только последовательная великодержавная политика русификации скрепляла и удерживала в относительном равновесии культуры на- родов христианского - со всеми его разновидностями, мусульманс- кого, ламаистского ареала, вплоть до языческого. Потому-то и защищала Екатерина Великая в письме к Д.Дидро неизбежность мо- нархии, утверждая - по своему логично - что без сильной цент- ральной власти страна, как унитарное государство, развалится. Есть органичная взаимосвязь явлений, когда одно тянет за собой другое; есть такая связь и в делах государственных. Оче- видно, что целостное системное видение этих переплетающихся связей предполагало понимание и, соответственно, авторское от- ношение к неизбежным в условиях свободы центробежным тенденциям. Культурная автономия объективно приводит к росту нацио- нального самосознания и всплеску националистических настроений, на волне которых местные политические лидеры рвутся к власти с лозунгами государственно-политической независимости. Возможна ли реальная культурная автономия множества разных народов - каждый со своей историей, традициями, ценностями, жизненным ук- ладом - в жестких объятиях унитарного государства? Разве непо- нятно, что неизбежные в этом случае конфликты рано или поздно взорвут единство страны? Ответ - самоочевиден, монаршья правда Екатерины II подтвердилась полтора века спустя: в декабре 1917 - ноябре 1918, когда от России отпали Польша, Финляндия, При- балтика, Украина и Закавказье. Культурная автономия возможна при федеративном государс- твенном устройстве. Однако подавляющая часть русского общества не была готова пожертвовать идеей " великой и неделимой" России. Более того, вполне естественное желание украинцев получить культурную автономию было сначала отвергнуто Временным Правительством. Тогда Украина объявила о своей " самостийности", выб рала Центральную Раду, Председателем совета и министром внут- ренних дел которой стал драматург В.К. Винниченко. " Киiевская Мiйска Рада", в состав которой вошли представители всех украин- ских политических партий и культурно-просветительских професси- ональных организаций, в середине июня обратилась к Н.Н. Синель- никову и С.Т. Варскому с предложением - добровольно отказаться от аренды театра Троицкого народного дома в Киеве, чтобы отдать помещение под " постоянный украинский национальный идейный театр" 582 0. Арендаторы были вынуждены согласиться, при условии компенсации убытков. Разумеется, к этим и подобным им сообщениям русская общественность относилась крайне негативно. Более того, 2 июля министры-кадеты подали в отставку в связи с проектом соглашения правительства с Радой. Вот эта большая и болевая для России проблема никак не вошла в контекст рассуждений В.Денисова. Есть и другой момент, который необходимо обозначить. Мы имеем в виду денисовский максимализм, вполне, впрочем, понятный в это переломное время. И все же странно, что не было никакой корректировки на переходный период: в полном соответствии с традициями интеллигентского российского сознания рубежа веков напрочь отвергалась идея эволюционного развития, желанного иде- ала проектировалось достичь сразу же, не благодаря, а вопреки жизненным реалиям. Но как связать " это сладкое слово - свобода" с культурой, если разъяренные толпы народа, почувствовав крова- вый вкус свободы-вольницы варварски грабили и уничтожали все ненавистное им, когда культурный вандализм низов становился уже нормой общественного бытия? Свобода, переходящая в анархическую вседозволенность, по закону взаимосвязи явлений низводит куль- туру до одичания - таков трагический результат февральской по- пытки прыжка через пропасть - от самодержавия к демократии. Отталкиваясь от фактов реальной российской жизни, С.Ма- ковский оппонировал В.Денисову: " Осуществление этой децентрали зации будет ли действительно п о л е з н о русскому искусству? Можно ли полагаться на " жизнь" которая " сама все подскажет"? Нет ли случаев, когда очень важно подсказать жизни? Может ли обойтись наша столь бедная культурой страна без контрольного органа, хотя бы по охране, хотя бы в устройстве " художественных университетов? " 583 0 Денисовский проект децентрализации управления культуры - достойный памятник свободолюбия, но его автор в своих представ- лениях опирался преимущественно на мощный культурный пласт обеих столиц. Но можно ли было надеяться, что там, в российской глубинке, уже утвердилась общественность, способная нести бремя ответственности культурного самоуправления? Любой однозначный ответ, думается, будет неверен. Тогда есть правда в грустном комментарии С.Маковского к этому проекту: " Возлагая все заботы об искусстве (охрана, музеи, театры, школы, поощрение и т.д.) на городского самоуправления, мы не должны забывать печальной русской действительности. Наши муниципалитеты, при каком угодно способе выборов, не дадут сразу того просвещенного большинства, которое сумеет принять к сердцу нужды искусства. Городские хозяева на Руси, особенно в первое время, не застрахованы от самых вопиющих ошибок. С годами все образуется (...), но все же могут быть допущены в отдельных случаях такие (...) р а з р у ш е н и я, которых не вознаградить ничем" 584 0. Эти опасения были небезосновательны. Расплодившиеся орга- низации - гражданские и военные - торопились занять брошенные царские и великокняжеские дворцы, обставленные замечательными произведениями искусства. В полной тревожными, паническими слухами стране спешно распродавались коллекции и наследственные сокровища. Этим не преминули воспользоваться иностранцы, организовавшие их скупку через своих агентов. Большие опасения внушала судьба архитектурных памятников, статуй, картин, антикварной мебели, бронзы, фарфора в помещичьих усадьбах, по которым уже вовсю гулял красный петух. Особую ненависть вызывала иконография и памятники царской фамилии: в Нахичеване на Дону толпа сбросила опекушинский памятник Екатерине II и разорвала ее портрет. В Екатеринбурге солдаты в городском сквере паровым молотом разбили " на осколки" чугунные бюсты Петру I и Екатерине II, а в управе - портреты и бюсты Романовых. Были сброшены царские памятники в Одессе, Екатеринославле, Таганроге и других городах - их предполагали перелить на снаряды и только энергич- ное вмешательство М.Горького и А.Н.Бенуа предотвратило такой неразумный шаг. Плебейская ярость толпы получила свое оправда- ние у некоторых интеллигентных идеологов; так, в защиту разру- шения династических памятников выступили писатели А.В. Амфитеатров, Ф.К.Сологуб, критик Вс.Дмитриев. Естественная озлобленность первых дней Февраля против царской эмблематики - это только цветочки, ягодки проклюнулись позднее, когда начался повсеместный грабеж дворцов и музеев. Такого криминального всплеска Россия не знала - это аукнулось бездумное мартовское решение выпустить из тюрем уголовников. В июле обокрали дворец великого князя Александра Михайловича, в августе был разгромлен музей великого князя Михаила Николаеви- ча, украдены иконы, миниатюры, " Спаситель" кисти Корреджо. Шайки грабителей потрудились на славу в Сенате и увезли наворованные ценности на автомобиле. Были разграблены Александровский (в Царском селе) и стрельнинский дворцы, похищены картина А.Ватто, исторические гобелены, редкий фарфор. В новогрудском уезде солдаты разгромили и подожгли усадьбу кн.П.Д.Святополк-Мирского, та же участь постигла и усадьбу кн.Вяземского. Впрочем, все не перечислить. Сообщения газет чуть ли не ежедневно дополняли этот грустный мартиролог ценностей русской культуры. " Синодик погибшего и гибнущего все увеличивается, - подытоживал критик. - В переживаемое время устаешь ужасаться и скорбеть. В общей его стихийности хулиганские вандализмы и грабительства, обусловленные дикостью и невежеством, может быть неизбежны. Гораздо печальней по существу (...) покушения на памятники старины и искусства, совершаемые организациями" 585 0. По мнению критика " жертвами революции" стали Таврический и Смольный дворцы. Самое неожиданное произошло в Минске: в августе командированный в армию священник Елашенцев на одном из съездов выступил с горячей речью, предлагая " снять золотые крыши с церквей и заменить их черным железом, снять драгоценные камни с риз, драгоценные балдахины с мощей, какую-то лестницу с колокольни Ивана Великого колоссальной ценности, взять сокровища Александро-Невской, Киевско-Печерской и Троице-Сергиевой лавр, тяжелые золотые митры и пр.", необходимые, как он объяснил, для закрепления " священной свободы" 586 0. Речь вызвала бурные овации, постановлено было ее напечатать и разослать духовенству. Впрочем, это отдельный сюжет более позднего времени. Будем справедливы, в этой вакханалии бессмысленной, но беспощадной ярости масс художественная интеллигенция России пы талась - и личным вмешательством, и через созданные ею органи- зации - хоть как-то спасти культурные ценности страны от народ- ного вандализма и почуявших легкую наживу зарубежных скупщи- ков 587 0.
|