Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Недееспособность власти
Сегодня, анализируя постфактум это время, видно, что мало кто из них понимал тогда главное - в этой революции менялись не формы власти, переламывалась вся прошлая российская жизнь, ее духовные, нравственные, ценностные устои. Революция поставила перед интеллигенцией массу вопросов, они решались на ходу, и ответы чаще всего были неверными - довлели новомодные ценности и идеалы, очень далекие от российской действительности тех лет. Страна проходила испытание безвластием, но ее политические лидеры оставались рабами революционной фразы, хотя еще А. де Токвиль предупреждал: " Свобода тем страшнее, чем она новее. На- род, никогда не слыхавший, чтоб перед ним рассуждали о госу- дарственных делах, верит первому встречному народному орато- ру" 573 0. За бесконечными речами и шумными аплодисментами никто из них, кажется, так и не усмотрел потаенного страшного портрета времени - из него уходила культура, совесть, честь, сострада- ние. Традиционная для массового религиозного сознания России восприимчивость к нравственности - в ее бытовом, общежитейском смысле - пошла прахом в кострах военных и классовых битв. Нас- тупало время торжествующего русского нигилизма, о котором В.В.Розанов писал, что у него две постоянные сквозные идеи: " до нас ничего важного не было" и " мы построим все сначала" 574 0. Страна нуждалась в срочной реорганизации общественной жиз- ни, всех ее институтов, однако неуверенное в своей легитимности правительство оттягивало время, опираясь на успех популярных лидеров и митинговых ораторов. Проводимые демократические пре- образования - запрещение " Союза русского народа", отмена смерт- ной казни и т.д. - не затронули принципиальных основ социальной и экономической жизни. И это закономерно - до июльских событий каждый шаг правительства контролировался Исполкомом Совета ра- бочих и солдатских депутатов. И есть правда в словах кн. Г. Е. Львова, что " правительство - власть без силы, а СРД - сила без власти". Сознание масс было пропитано авторитарным мышлением, обер- нувшимся в эти революционные месяцы кровавой анархической воль- ницей. В мае 1917 г., задумываясь о судьбе арестованной царской семьи, но, в действительности, размышляя в более широком кон- тексте, А.Блок провидчески писал: " трагедия еще не началась: она или вовсе не начнется, или будет ужасна, когда они встанут лицом к лицу с разъяренным народом (не скажу с " большевиками", потому что это неверное название; это - группа, действующая на поверхности, за ней скрывается многое, что еще не прояви- лось)" 575 0. Эту тяжкую правду жизни не поняла, не захотела понять ни крупная буржуазия, ни либеральная интеллигенция, ни их поли- тические партии. В любезных сердцу интеллигентного россиянина бесконечных разговорах, на бурных митингах, в множестве спешно создаваемых комиссиях и общественных комитетах как-то само собой отошло на самый дальний план даже не понимание, а чувствование ужаса бездны, на краю которой очутилась страна. Там, внизу, ширилось массовое народное требование справедливости, которое имело са- мый широкий спектр толкований - от примитивной уравнительности до гарантий самоуправления, требований мира, земли, хлеба. Мощ- ные рабочие демонстрации были сначала выражением воли, а затем - благодаря непрерывной и успешной агитации левых партий, и, прежде всего, большевиков - переросли в угрожающую демонстрацию силы. Взрывная радость первых дней и недель революции постепен- но сменялась нетерпимостью, ожесточением и озлоблением народа. Не будем рядиться в тогу запоздалых ревнителей общественной нравственности. Даже В. В.Розанов признавал: " Демократия имеет под собою одно п р а в о (...) хотя, правда оно очень огромно (...), проистекающее из г о л о д а (...). О, это такое чудо- вищное право: из него проистекает убийство, грабежи, вопль к небу и ко всем концам земли" 576 0. Это поистине " чудовищное" и страшное право из российской действительности не выкинешь. Перефразируя В.Хлебникова, ска- жем: " Горе политикам, взявшим неверный угол сердца" в это судь- боносное для страны время. Увы, все четыре сменивших друг друга правительства потому и остались навечно " временными", что буду- чи неопытными, близорукими политиками, взяли " неверный угол" к народу. Народ по-прежнему признавался объектом мечтательных поклонений, но кровавая пугачевщина народных масс страшила. Не случайно А.Р.Кугель в июле 1917 г. писал: " Как проиграна демок- ратическая ставка на народ, оказавшийся " взбунтовавшимся ра- бом", безумною и слепою яростью ненавидящим все, что в России есть просвещенного и культурного, так проиграна ставка на " де- мократизацию искусства". Подсолнух - вот орхидея современного театра. Куда девалась русская интеллигенция? Одних уж нет, ибо перебиты на полях Галиции - выстрелами в спину, которыми их угощали взбунтовавшиеся солдаты. Другие - влачат жалкое существование, будучи нищи в буквальном смысле слова. И театр они воздвигали по образу и подобию своему – убогий до гадости, цинический до скандала, грязный, как угол Обводного канала" 577 0. Справедливо, что в годы военного безвременья, распада им- перии, мощной приливной волны коммерциализации художественной жизни, театр растерялся: старые привычные ориентиры он расте- рял, новых - еще не нашел. Однако в своих лучших проявлениях русский театр первого десятилетия ХХ века не был ни " убогим", ни " циническим", ни " грязным". Наоборот, его творческий поиск, его художественные достижения стояли, как минимум, вровень с лучшими европейскими образцами, а иногда и задавали тон в миро- вом сценическом искусстве. Широкое разнообразие театральных те- чений, великолепный букет режиссеров, навсегда вписавших свое имя в историю искусства, выдающиеся артисты балета, оперы, опе- ретты, удивительное созвездие разнообразных драматических та- лантов, целая когорта замечательных художников. Разве можно на- зывать все это " убогим"? ... Между тем события в столицах развивались своей не сов- сем ожиданной чередой. На следующий день после митинга худо- жественной общественности в Михайловском дворце, отвергнутая на нем идея министерства стала потихоньку, явочным бюрократическим порядком, воплощаться в жизнь: по предложению Ф.А.Головина " ко- миссия Горького" была преобразована в " Особое совещание по де- лам искусств". В его состав дополнительно был включен П.М.Мака- ров и кооптированы И.Я.Билибин, Э.И.Гржебин, И.Э.Грабарь, А.А.Зилоти, Е.Е.Лансере, Т.И.Нарбут, В.А.Щуко и А.В.Щусев. Со- вет рабочих и солдатских депутатов признал " Совещание" состоя- щей " при Совете комиссией" и ввел в его состав П.М.Неведомско- го, Н.Д.Соколова и А.В.Тихонова. Председателем " Совещания" ос- тался М.Горький. Лелеемая Ф.А.Головиным мечта начинала приобретать весьма зримые очертания. Поэтому " Союз деятелей искусств" (СДИ), орга- низованный 21 марта на общем собрании федерации деятелей ис- кусства " Свобода искусству", повел решительную борьбу с ново- рожденным " Особым совещанием". На имя Временного Правительства стали поступать обращения, письма, телеграммы и петиции протес- та. Вскоре СДИ мог праздновать победу - 19 апреля " Особое сове- щание", " огорченное, - как заявил М.В.Добужинский, - недовери- ем, незаслужено ему высказанным рядом организаций", 578 0 прекрати- ло свою деятельность. Но то была пиррова победа: буквально че- рез месяц с небольшим - 28 апреля - при Ф.А.Головине образуется новая организация - " Совет по делам искусств", состав которого - 38 человек - формируется уже не выборно, самими художниками, а личным комиссарским назначением 579 0. Вполне допустимо, что именно это послужило причиной отказа - в конце мая - М.Горького от обязанностей Председателя " Совета по делам искусств", хотя в заявлении прессе он никак не прокомментировал свое решение. Итак, на первом этапе развернувшейся борьбы попытка созда- ния министерства не удалась, хотя бы формально. Нужно отметить, что особого идейного единства по этому поводу между творческими единомышленниками не было. Так, С.Маковский резко и аргументи- ровано возражал: " Учредить министерство искусств не так хитро. Юридически и практически это вполне осуществимо (люди действи- тельно, найдутся)... но что, если от этого произойдет не поль- за, а вред для искусства, что, если это именно то, чего н е н а д о делать, дабы уберечь искусство от рутины и патентованного безвкусия, что, если государственная опека в широких размерах не создаст " великолепия, достойного самых славных страниц прош- лого", а только помешает развиться частной и общественной ини- циативе, во сто крат, быть может, более призванной в наши дни к художественному творчеству? (...) Надо же смотреть правде в глаза. Централизация художест- венного управления не удалась культурнейшей из европейских де- мократий [имеется в виду Франция - Г.Д.]. Что же будет у нас? Какой бы партией ни была призвана новая власть на Руси, что сможет она дать искусству? (...) Не диктаторствовать должна власть, а - не мешать, поддерживать и защищать по мере возмож- ности и разумения" 580 0.
|