Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргументы за министерство
Петроградцы не только устраивали собрания и принимали ре- золюции, они активно внедряли в общественное сознание идеи в пользу министерства. Рассмотрим их аргументы подробнее. Н.Боголюбов опубликовал большую статью, в которой, охарак- теризовав себя " противником бюрократии", выступил однако сто- ронником министерства и так обосновывал его необходимость: " ко- ординирование и правильное распределение способов художествен- но-музыкального образования, постановка занятий живописью, ар- хитектурой, скульптурой (...), область драматических, оперных театров, народных театров и театров кинематографических, - вот та огромная область национальной жизни, где, при массе подраз- делений, все властно требует, в сущности, одного государствен- ного плана, единой регистрирующей власти". Прервем цитирование и зададимся вопросом - а почему, собс- твенно, все перечисленные области художественной жизни, даже " при массе подразделений" требуют единого государственного пла- на? Разве названное им " чудесным цветком" русское искусство вы- росло на почве " единой регистрирующей власти"? Это - передерж- ка, причем существенная. Однако послушаем его дальнейшие рас- суждения: " Во всем этом насущно необходим общий центральный государственный план, обоснованный на правильном распределении национальных богатств в смысле финансовых средств, в смысле средств исполнительных и сил организаторских. Состав работников министерства сразу может быть наполнен тем подбором деятелей [о которых можно сказать - Г.Д.] " настоящие люди на настоящих местах". Необходима в составе будущего демократического правительства такая компетенция, такой орган, который не только охранял то, что до сих пор счастливо завоевано русским искусством, - этого мало! - надо, чтобы организация министерства изящных искусств облегчила (...) всему мощному и урожайному русскому искусству, право работать и цвести и развиваться в нормальных экономических и общественных условиях" 559 0. Рассуждения автора о " наполнении" министерства " настоящими людьми на настоящих местах" настолько наивны, что мы опустим их обсуждение. Тезис, что " общий центральный государственный план" способен " правильно" распределять " финансовые и исполнительные средства и организаторские силы" представляется абсолютно спра- ведливым, но... лишь в условиях казарменно-тоталитарного госу- дарства. Мировой опыт показывает, что местное самоуправление справляется с этими проблемами гораздо эффективнее. И, наконец, нигде и никогда министерство не обеспечивало - и не способно обеспечить! - " расцвет и развитие" искусства, сие, как говорит- ся, от него не зависит. На следующий день после собрания в институте графа В.Зубо- ва Л.Гуревич энергично и наступательно защищала эту же позицию, но уже по другим основаниям: " Разве идея министерства или како- го-либо иного государственного органа в новом свободном истинно демократическом строе сама по себе подразумевает какое-либо стеснение художественному творчеству? Каким счастьем, каким нравственным освобождением было бы для искусства, если бы художники могли бы не искать себе слу- чайных меценатов, а обращаться за необходимою поддержкою - в тех своих начинаниях, которые должны дать нечто ценное народу, - к народной же казне" 560 0. Скажем прямо, ее аргументы не выдерживают критики. Кто и на основании каких критериев будет решать, что именно эти, а не другие художественные " начинания" способны " дать нечто ценное народу"? А если такие " начинания" будут конкурировать друг с другом - как, в этом случае, распределять казенные средства? Разве художественная истина зависит от большинства голосов? Или - мнения признанного мэтра? Но ведь и сам Н.А.Римский-Корсаков писал о партитуре фортепианного концерта молодого А.Скрябина как " пачкотне новоявленного " гения"... В общем виде неверно и ее утверждение о поддержке, причем, как следует из текста, постоянной, а не " случайной", начинаний художников из " народной казны". Дело даже не в том, что автор в полемическом азарте незаслужено обидела меценатов, бескорыстные усилия которых способствовали расцвету российского искусства на рубеже веков. Ее предложения по сути отменяют художественный рынок, на котором без всякого вмешательства государства устанавливается и иерархия талантов, и рыночная ценность их искусства. Конечно, рынок - жесток, но он во сто крат гуманнее государственной " заботы" об искусстве. Если в стране не сформировалось открытое гражданское общество, способное укротить экспансию государства, то власть, финансируя искусство, устанавливает свои " правила игры". При этом иерархия талантов в " табели о рангах" в искусстве выстраивается по критериям целесообразности административной системы: в лидеры, как правило, выходит энергичная посредственность со своим специфическим талантом - быть послушным художественным функционером. Эволюционируя, система со временем узурпирует право устанавливать рамки творческой свободы и контроля художественной жизни в стране. Петроградцы не случайно шли в авангарде сторонников минис- терства. Целых два века город был центром чиновно-бюрократичес- кой России. Конечно, его интеллигенция, включая творческую, по- нимала опасность и бюрократизации, и ведомственного произвола, - так, как было при царской власти. Однако, опыт их жизни пока- зал, что если быть настойчивым, то при такой системе, благодаря знакомствам и личным связям - всегда можно было добиться свое- го. Поэтому они, сознательно или бессознательно, надеялись - если в министерстве будут " свои люди", то с ними всегда можно будет договориться, получить поддержку своим " начинаниям". Идею огосударствления искусства в северной столице разде- ляли не все, были и умудренные скептики. Так, С.Маковский, об- суждая идею министерства, писал: " Слишком больно кольнула наш художественно-артистический " пролетариат" мысль (...) о казен- ном мундире на искусство, да еще в дни всеобщей тяги к вольнос- ти" 561 0. Тем не менее инициатива министерства получала все большую поддержку: в ее защиту выступило собрание Академии художеств; президиум Вокального общества послал телеграмму М.В.Родзянко, в которой просил " способствовать образованию министерства изящных искусств" 562 0. Пресса сообщала: " В художественных и артистических кругах передают о том, что за последние дни подадут об организации Министерства искусства. Кандидатами на должность управляющих новым министерством называют С.П.Дягилева... и А.Н.Бенуа" 563 0. Идея министерства искусств была не вчуже таким ответственным деятелям Временного правительства, как Ф.А. Головин и В.Д. Набоков и, при определенных условиях, могла быть воплощена в жизнь.
|