Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа театральной реформы А.Р.Кугеля
Между тем сладкое вино наступившей свободы пьянило теат- ральную общественность. Все бросились рьяно защищать свои кор- поративные интересы. Правда, готовых программ переустройства театрального дела не было, были, скорее, неопределенные прожек- ты и мечтания, за одним-единственным исключением. Этим исключением явилась программная статья, опубликованная А.Р.Кугелем в первом же послереволюционном номере редактируемого им журнала " Театр и искусство". В начале статьи он предлагал разрушить " понаставленные ро- гатки", ущемляющие свободу театра. Революция, по мнению А.Р.Ку- геля, должна принести театру: " 1. Освобождение от всяких цензурных стеснений, заставляю- щих либо трусливо прятать мысль, либо отказываться от изображе- ния многих сторон жизни.(...) Театр должен получить свободу вы- ражения мысли и чувств. 2. Театр должен быть освобожден от клерикальных и церков- ных ограничений в отношении поста и канунов двунадесятых празд- ников... 3. Театр должен получить определенную законом право и де- еспособность и освободиться от системы разрешения полицейской власти, решительно ни на чем не основанной и совершенно произ- вольной. Необходима выработка особого театрально-административ- ного кодекса и защита интересов театра, нарушенных действиями администрации, путем судебного иска" 529 0. Под этими словами могли подписаться многие деятели россий- кого театрального искусства. Желание освободиться от вицмундир- ных административных указаний объединяло их всех. Хотя некоторых могла насторожить не совсем понятная кугелевская новация в виде " театрально-административного кодекса". Истины ради следует также отметить некоторую передержку в первом пункте: изображение многих сторон русской жизни цензурой никак не воспрещалось. Поэтому, несмотря на широкий замах, перечисление запрещенных к показу на сценических подмостках тем вышло жидковатым: " Для театра были закрыты не только сатирические обличения несовершенств, например, духовенства или офицерской и судейской среды, но подчас и самый быт их представлял запретную область. (...) Не только евангельские сюжеты, но и малейшее касательство к библейским сказаниям являлись уже святотатственным покушением" 530 0. Вроде бы все верно, хотя, с другой стороны, это еще как считать - была ли, например, сентябрьская премьера в 1911 г. " Живого трупа" в МХТ " обличением судейской среды", или ни авто- ром, ни режиссерами такое обличение и не предполагалось? Если судить по воспоминаниям современников, то А.Р.Кугель в своей оценке существенно разошелся с остальными зрителями. Обратимся теперь к рассмотрению той позитивной программы, которую предлагал Александр Рафаилович. Учитывая значение пред лагаемых им реформ, мы вынуждены привести его программу без существенных купюр: " С падением царской власти (и даже при возрождении ее в ограниченной форме конституционной монархии) упраздняются императорские театры. Их место должны занять национальные театры, которых строй должен коренным образом отличаться не только по форме управления, но и по содержанию художественных задач от императорских.(...) Каждый театр должен иметь своего директора или управляющего, действующего совершенно самостоятельно и подчиненного министру изящных искусств.(...) Кроме театров государственных в тесном значении слова, следовало бы также установить смешанный тип театра, содержимого и руководимого известными театральными деятелями, по определенной и одобренной министром программе, но с субсидией от казны. Артистам национальных театров придется забыть свое прежнее положение изнеженных баловников и прихлебателей старого режима. Народ потребует - и будет прав - чтобы труппы национальных театров полными ансамблями гастролировали в народных театрах провинции и столичных предместий, показывая небогатой народной публике по дешевым ценам свое искусство и основной репертуар. Из национального театра должна быть изгнана нынешняя бесс- мысленная роскошь постановок, и ценою этой экономии улучшено довольствие младших тружеников театра. В национальном театре совершенно недопустимы развратные гонорары, платимые разным знаменитостям, и развратные цены на места с участием этих знаменитостей. (...) Состав трупп национального театра должен быть подвергнут радикальному пересмотру и обновлен не менее, чем на половину. Найдутся (...) и такие частные театры или, по крайней мере, за- родыши таких частных театров, которые было бы справедливо и по- лезно превратить в национальные. Вместе с тем правительство но- вой свободной России не может оставаться безучастным к вопросу об устройстве народных домов и театров, которым должна принад- лежать роль культурного центра в жизни русской деревни" 531 0. При всей лаконичности, выдвинутая программа в достаточной мере системна: в ней предусмотрены государственные театры, луч- шие из которых получают статус национальных. Они финансируются государством, управляются по принципу единоначалия в театре, осуществляемым директором (управляющим). Предусмотрены смешанные театры, получающие субсидии из казны, частные и сельские театры, народные дома. Стоит, однако, отметить, что системность театрального про- цесса у А.Р.Кугеля базируется на социалистических идеалах. Это выразилось в фантастическом предложении проведения гастролей " национальных театров полными ансамблями" в провин- ции. Вообще, соблазн этой наивно-уравнительной социалистической идеи столь велик, что в 1920 г. ее попытается реанимировать П.М.Керженцев, правда, безуспешно, зато в 1930 г. она станет составным элементом Постановления СНК РСФСР " Об улучшении театрального дела", в котором предусматривалась " переброска цент ральных и областных театров на продолжительные сроки в промыш- ленные районы и районы сплошной коллективизации", что и было сделано. Это нашло отражение и в его рассуждениях о " бессмысленной роскоши постановок" и " недопустимости развратных гонораров" - только при социализме принято считать деньги в чужом кармане: не случайно, Н.Бердяев считал социализм идеологией зависти. Это видно в идее, которая дважды проходит в тексте, как нечто само собой разумеющееся - мы имеем в виду министерство изящных искусств. Тогда становится понятным, что выражение " те- атрально-административный кодекс" у А.Р.Кугеля - не случайное словосочетание. Необходимость административного регулирования условий деятельности художественных организаций требует органа власти, осуществляющего эти функции - министерства. Но если это так, тогда вполне логично, что " смешанные те- атры", содержимые и руководимые известными театральными деяте- лями, работают по программе, " определенной и одобренной" самим министром. Конечно, все это - нонсенс, и А.Р.Кугель очень быстро ос- вободится от социалистических иллюзий. Но как пьянит голову да- же трезвомыслящим людям " прыжок из царства необходимости в царство свободы"! (К.Маркс).
|