Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проект монополизации кинематографа.
В пользу нашего предположения свидетельствует не только вся совокупность приведенных выше фактов театральной жизни. Буквально через месяц после мертворожденной идеи организации казенных театров художественная интеллигенция России была фрап- пирована " небывалого рода" инициативой власти. После публикации брошюры В.Дементьева " Кинематограф как правительственная религия" (1915 г.) предпринимаются попытки государственной монополизации кинематографа. " В правительственных кругах, - сообщал журнал " Театр и искусство", - закончен разработкой проект (...) монополизации всего кинематографического дела, в виде прави- тельственных кинематографов (!). Проект (...) преследует две основные цели: финансовую - пополнение бюджета и просветитель- ную - воспитание народных масс на известных принципах". Неуди- вительно, что проект " встретил полное сочувствие" у председате- ля Совета министров Б. В. Штюрмера, поспешившего сделать о нем " доклад в сферах, принципиально его одобривших". Реакция подав- ляющей части интеллигенции была иной: " Как известно, - отмечал журнал " Театр и искусство", - мы далеко не принадлежим к пок- лонникам кинематографической индустрии, и полагаем, что этот продукт нашего механического века требует " глаза". Однако про- ект правительственной монополии в области искусства, хотя бы низшего, механического, в области, если не творчества, то сочи- нительства, представляется делом совершенно неслыханным. (...) Вообще, " гомерические идеи", к каковым должно отнести монополию кинематографов, столь блистательные на вид, в действительности являются гомерическим экспериментаторством. Почему не пойти далее? Не монополизировать театры? Литературу? Печать? Живопись? " 5210 0 Пристальный интерес правительства к кинематографу имеет, на первый взгляд, свое естественное - экономическое - объясне- ние: возмещение убытков, причиненных государственному бюджету упразднением винной монополии. Война, губительно отразившаяся на искусстве театра, как это ни парадоксально, одновременно способствовала энергичному росту отечественной кинематографии. Завоз иностранной " фильмы" прекратился, в стране возникало множество мелких полукустарных киностудий и ателье, значительно расширили производство крупные кинофабрики Ханжонкова, Ермольева, Венгерова, Тимана, Харитонова и других. Известно, что если в 1910 г. русский кинематограф выпускал 30 фильмов, то в 1916-уже 500. Ежедневная посещаемость 4000 кинотеатров составляла в этом году 2 млн. зрителей 5211 0. Золотая кинолихорадка вовлекла в свою круговерть артистов театров, которые, к неудовольствию режиссеров, охотно снимались в фильмах и даже участвовали в кинодивертисментах. Артистов, однако, можно понять. В своих воспоминаниях о первых годах ра- боты в МХТ артист В. Гайдаров пишет: " Жажда творческой работы, стремление приобрести имя и популярность и, наконец, простая необходимость пополнить свой тощий кошелек (...) все это вместе взятое толкало в объятия кино" 52120. Действительно, большинство артистов, особенно молодежь, нуждалось в дополнительном прира- ботке. В феврале 1916 г. журнал " Сцена и арена" так комментиро- вал результаты проведенного театральным обществом анкетного оп- роса артистов по поводу их заработка в театрах: " Как выясни- лось, среднее жалованье драматического артиста в России равня- ется 5 руб. 20 коп. в день, а оперного - 11 руб. 05 коп. Таким образом, - подытоживал журнал, - в среднем, русские актеры нем- ного зарабатывают" 5213 0. Но это, на самом деле, статистическая средняя цифра, ариф- метический результат сложения и деления множества совершенно разных по своему уровню заработков, Вообще, ни в какой другой сфере приложения труда этот разрыв в оплате не был столь рази- тельным, как в театре. Если премьеры и премьерши императорских драматических театров получали ежегодно до 13 тыс. рублей, а модные знаменитости в частных театрах зарабатывали и того боль- ше, то основной массе начинающих артистов антрепренеры платили 25-50 руб. в месяц. Понятно, что Ф. И. Шаляпин со своими 40 ты- сячами за 50 ежегодных выступлений на оперной сцене представ- лялся миллионером. Большей части провинциальных артистов не помогали даже распространенные тогда бенефисы. Мы подчеркиваем - провинциальных, так как в мае 1914 г. Дирекция императорских театров пос- тановила окончательно отменить юбилейные бенефисы: " Вместо бе- нефисов юбилярам будут выдаваться наградные в размере годового оклада содержания" 5214 0. Но это - в императорских театрах, во всех остальных ситуация была иной и, думается, был прав критик, утверждая: " Я могу уверено сказать, что 80 процентов работников сцены живут далеко не безбедно, а зачастую и впроголодь" 5215 0. Поэтому для провинциальных актеров, особенно для актрис, чье жалованье уходило в основном на обновление гардероба, бенефисы были необходимостью, " актерскими именинами". Они позволяли артисту выступить в выигрышной роли, завоевать или укрепить свое положение в труппе, и, естественно, хоть как-то поправить расстроенные финансы, тем более, что актер, уверенный в сборе, мог рискнуть и назначить " возвышенные" цены на билеты. Вместе с тем не следует думать, что бенефисы всегда обес- печивали артисту материальный прибыток; отнюдь, это достигалось далеко не всегда и далеко не всеми артистами. Были и грошовые суммы, не окупавшие даже расходов. Более того, со временем в театральной практике утвердились и " верхушечные" бенефисы, ког- да артист, кроме расходов, выплачивал антрепренеру обычный сбор от спектакля, были и " номинальные" бенефисы, кассовый сбор ко- торых делился на всех участников спектакля и т. д. И соглаша- лись артисты на все это, лишь бы не объявил антрепренер " форс- мажор", то есть свою полную некредитоспособность. Неудивительно поэтому, что артисты охотно шли в коммерчес- кий кинематограф, который использовал в рекламных целях не только талант и шарм артистов, эксплуатировалась и марка из- вестных театров, где они выступали. Эта беспардонная наглость возмущала руководителей серьезных, имеющих эстетическую прог- рамму театров. В специальном обращении к труппе МХТ Вл. И. Не- мирович-Данченко выговаривал артистам: " Участие в синематогра- фических снимках перешло среди наших в какую-то вакханалию (...). Шарлатанам, вовлекающим в это занятие наши молодые сце- нические силы, конечно, все равно. В огромном большинстве эти люди ничего не смыслят в искусстве (...)" 5216 0. Шарлатаны, или, может быть, энтузиасты или даже родона- чальники русского кино - история рассудит потом. А пока кинема- тографическая курочка исправно несла золотые яйца, кинопромыш- ленники наживали огромные барыши, возбуждающие финансовое вожделение властей. Уже в апреле 1914 г. министерство финансов предписало " всем управляющим казенными палатами представить в самое короткое время подробные сведения о размере арендной пла- ты и о числе мест всех имеющихся в России кинематографов. Это понадобилось, - сообщал журнал, - для решения вопроса о промыс- ловом обложении кинематографа" 5217 0. Монополизация кинематографа мыслилась властями как необре- менительная виктория по приращению доходов казны, и уже это бы- ло достаточно весомой причиной монопольных устремлений госу- дарства. Весомой, но подчеркнем - не единственной; по предложе- нию министра внутренних дел Н.А. Маклакова в 1915 г. были вы- работаны " особые правила по наблюдению за кинематографами. Этими правилами, - отмечала пресса, - установлена цензура кинема- тографических лент" 5218 0. Совсем не случайно либеральная редакция журнала " Театр и искусство" очень глухо упоминала (как о чем-то само собой разумеющемся) об " известных принципах" воспитания, которым будет подчиняться деятельность государственного кинематографа. Есть основания предполагать, что монополизация кинематог- рафа была бы успешно осуществлена, и если этого не произошло, то, как говорится, по не зависящим от правительства обстоятель- ствам - Февральская революция менее чем через два месяца сняла этот вопрос с повестки дня. Проект организации казенных театров провалился еще и пото- му, что у частного театра были свои укоренившиеся традиции в русской культуре. Кинематограф был моложе, гораздо моложе; у него - для многих тогда " испошленного ремесла синематографа" (Вл. И. Немирович-Данченко) - еще не было таких одержимых за- щитников, как у театра. Как бы то ни было, очевидно, что независимо от декларируе- мых целей, в действиях государственной власти достаточно явс- твенно прослеживается стремление к дальнейшей " утилизации" ху- дожественной культуры. " Проект монополизации кинематографа, ка- завшийся шуткой, - писал журнал " Театр и искусство" в самом конце декабря 1916 г. - оказывается, однако, вполне серьезным намерением (...). Куда мы идем, - сетовала редакция, - если та- кие идеи находят сторонников и серьезно обсуждаются? " 5219 0 Больше того, журнал усмотрел в действиях инициатора проек- та, правоверного октябриста, министра внутренних дел А. Д. Про- топопова, чуть ли не крамолу, обвинив его в " своеобразном пре- ломлении идей государственного социализма" 5220 0. Безусловно, важную роль в этих попытках огосударствления культуры свою роль сыграла ситуация военного времени - необхо- димость нормированного учета и распределения ресурсов объектив- но способствала энергичному вмешательству государства в различ- ные сферы общественной жизни. Для нас рассуждения журнала " Театр и искусство" представ- ляют интерес еще и тем, что выражают позицию достаточно внуши- тельной части русской интеллигенции в таком важном вопросе, как взаимоотношения государства, общества и искусства.
|