Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новая, буржуазная публика военного времени
" Новый зритель появился в таком количестве, - писал в 1916 г. московский критик, - что его с избытком хватает на все теат- ры. Он неразборчив, этот новый зритель (...) и явился, может быть, бессознательно, законодателем наших театральных дел. Те- атры учитывают его вкусы и к этим вкусам приноравливаются" 5129 0. Ему вторил киевский рецензент: " Публика, выражаясь вульгарно, прет в театр, и публика эта в массе случайная, страшная, мало- культурная" 5130 0. Их казанский коллега делился впечатлениями о городском оперном театре, сданном в 1916 г. в шестилетнюю арен- ду сибирскому фабриканту Степанову: " Репертуар был обычный, но- вых опер не ставилось. И все-таки, несмотря на это, публика осаждала театр. Видя, что зритель невзыскателен и приемлет все, что ему ни дай, Степанов к концу сезона перестал заботиться и о репертуаре, и об исполнителях. Что бы ни пели, как бы ни пели и кто бы ни пел, - все равно, дескать, сойдет" 5131 0. Театральная общественность широко и взволнованно, как ни- когда раньше, обсуждала этот нежданный феномен зрительского на- шествия: " Веселый спекулянт, сытый беженец, торгаш, все, кому " улыбнулось счастье" в военное время, нахлынули победоносной, определяющей волной к театральным дверям, и предприниматели ра- душно распахнули свои двери их аппетитам и вкусам.(...) Сколько толковали о том, что в " наши великие дни театр должен сыграть свою культурную и патриотическую роль" (...). Удержаться бы хо- тя только на прежнем уровне сравнительной культурности" 5132 0. Но даже это пожелание не осуществилось, потому что " вооду- шевленность режиссера, актеров отошла в область преданий. Идей- ность (...) гм (...) зачем она, если бьет по карману (...). Меркантильные соображения одержали верх над идейно-художествен- ными запросами", - писал киевский корреспондент и заключал, что театр стал " послушной игрушкой в руках ненасытных антрепренеров и малокультурных зрителей" 5133 0. Перерождение вкусов публики в военные годы зашло так дале- ко, что известный театральный критик А.Р.Кугель вынужден был высказаться: " Что же касается мнения публики, то хотя она всег- да права со своей точки зрения, - это не мешает нам, с нашей точки зрения, глубоко презирать правоту ее взглядов и верность ее собственным вкусам" 5134 0. Ощущение безысходности толкало на самые экстравагантные и неожиданные поступки. К. А. Марджанишвили в апреле 1916 г. возглавляет петроградский опереточный " Палас-театр", пытается организовать кабаре " Би-ба-бо", но, как потом он признается в письме к сыну, " сам попадаю в самую гущу этой пошлости" 5135 0. В этой атмосфере нравственной вседозволенности из театра уходит его душа - уходит волшебная тайна искусства. " Оригиналь- ность выдыхается (...). Ужасно много хищений (...). Хитят позы, тон, голоса, манеры играть, и даже манеру жить" 5136 0. Переживае- мое театром время называли " днями имитации": " Кто говорит об искусстве в эти дни имитации (...). Театральный зритель стал пустым местом, пустым нумерованным стулом, он меняется, меняет лицо, но что бы ни говорилось и пелось со сцены (...) все идет как в вату, как в мягкую тину, как в пустое место лениво апло- дирующее и неуклонно наполняющее зал" 5137 0. Известно, что самолет взлетает, опираясь на воздух; подъем сценического искусства тоже нуждается в опоре - в театральной культуре зрителя. Но именно эта культура в годы первой мировой войны стремительно сокращалась. Не случайно театры художествен- ных исканий предпочитали в эти годы позицию неучастия. Но таких театров было немного, большинство приспосабливалось к невзыска- тельным вкусам публики. " Будущий историк, - писал критик, - с изумлением отметит, до какой степени " по мерке" публике оказал- ся нынешний наш, безыдейный, бесталанный, оминиатюрившийся те- атр (...). Не умирает ли театр самой грустной из смертей - ес- тественной смертью? " 5138 0 Очень соблазнительно ответить, что русский театр нашел бы в себе силы для возрождения, но ответ уже дан - и К.С. Станис- лавский, и Вл.И.Немирович-Данченко, и другие видные деятели те- атра утверждали, что только наступившая Октябрьская революция спасла сценическое искусство в стране. Правда, говорили они все это уже в годы советской власти, когда никто не мог позволить себе роскошь усомниться в ее благодеяниях. И все же какая-то доля истины в их словах есть, во всяком случае - для театраль- ной жизни России в 20-ые годы. В экономическом же смысле театральное дело в годы войны процветало. Современник так оценивал происходящее: " Никогда мне лично не представлялось так непреложно очевидным, что у нас не кассы существуют при театрах, а театры при кассах, и что руко- водители наших театров совершенно свободны от каких бы то ни было задач, идей и принципов" 5139 0. Причина материального успеха театров - не в вершинных достижениях; его объяснение - в специ- фике времени, в том, что Сен-Жюст называл " идиотизмом, присущим эпохе". Действительно, в это ненадежное время, видимо, только искусство давало хоть какую-то надежду: одним - сохранить свое человеческое достоинство, другим - оправдать бессмысленность проживаемых дней. А новоявленные толстосумы предвкушали будущие барыши на удачно вложенный в искусство капитал. " Лозунг нашего времени: кому горе - кому прибыль. А потому - лови момент", 5140 - писал журнал " Кулисы" в начале 1917 г. Ажиотаж по поводу искусства в России в эти военные годы беспрецедентен. Вот несколько примеров. В январе 1915 г. в Москве состоялся цикл поэзовечеров И.Северянина. Очевидец его выступлений П.А.Марков свидетельствует, что " напевы, однотонные и однообразные (...) утомляют слушателей", но он же отмечает, что " зал переполнен", " успех поэт имел громадный", " зала стона- ла и ревела от восторга" 5141 0. А рядом, по соседству, на аукцио- нах состязались разбогатевшие обыватели, " очень ретиво приобре- тающие всякие антики" 5142 0, - фарфор, бронзу, мебель. Выставки известных и не очень известных художников всех направлений - передвижников, мирискусников, модернистов, - несмотря на вырос- шие цены, раскупались чуть ли не на корню. " Проклятые деньги, - писал рецензент, - делают (...) небывалый успех художникам: ху- дожники теперь все продают. Но такой успех не есть успех ис- кусства - это скорее успех кокоток военного времени, проститу- ция времени в искусстве" 5143 0. Несколько огрубляя, но с достаточным основанием можно говорить об а у к ц и о н н о м о б р а з е и с к у с с т в а т е х л е т - его " святой храм" прочно оккупировали менялы и торжники. Такая тотальная коммерциализация искусства была новым явлением в общественной жизни России. И если московский корреспондент журнала " Аполлон" А. Ростиславов характеризовал материальный успех в искусстве только как " любопытный признак", то правительство имело свои виды и планы на этот счет. Затянувшаяся война требовала денег. Основным источником их поступления становились займы - внутренние и внешние. Государс- твенный долг за годы войны увеличился с 8, 8 млрд.руб. В 1913 до 50 млрд. в 1917 5144 0. В этой ситуации растущая коммерциализация искусства приводит к тому, что в высших правительственных сфе- рах художественная культура начинает осознаваться как значимый экономический фактор и возможный источник доходов. Включение театра в сферу экономических отношений ориенти- ровало его деятельность на законы капиталистического хозяйство- вания. " С театром, - писал А. Р. Кугель в январе 1917 г., - произошло то же, что и со всякой производительностью: продукт понизился. Все предметы " роскоши" понемногу исчезают из обихо- да. Сокращается и культура театра" 5145 0.
|