Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театр и общество
Разрыв между прошлым и настоящим переживался тем болезнен- нее, что театр в России всегда был не развлечением, а " духовной потребностью первой необходимости" (Ф. Шаляпин). " В Москве во- обще, - 5 0писал журналист, - 5 0искони театральный сезон играл ту са- мую роль, какую, например, играет парламентская сессия в круп- ной западноевропейской столице" 590 0. Действительно, не только в Москве, но вообще в России, театр был не только культурным, но и очень значимым общественным явлением. Русский реалистический театр был для зрителя не только ис- точником эстетических впечатлений, но и гражданской трибуной, нравственной школой, сердечной привязанностью. Вольнолюбивые монологи шиллеровских героев, гоголевский смех сквозь слезы, глубокая печаль Островского, чеховская мечта о новой лучшей жизни всегда находили благодарный отклик в душе русского зрите- ля. В этом единении сцены и зала было не только очищающее душу сопричастие; театр был страстным призывом добра, разума, света. Понятно поэтому, что движимая горячей любовью к театру молодежь жаждала выступать на сцене. Казарменная атмосфера общественной жизни России при Нико- лае Палкине развитию любительского театрального искусства от- нюдь не способствовала - тем более мощной была волна любитель- ского движения на рубеже 70-80-х годов, в стране повсеместно возникают театральные кружки и общества. Позднее - и в предреволюционное десятилетие, и сразу после революции - это повторится в еще больших масштабах, хотя, разу- меется, причины общественного интереса к театру были в каждый период разными. В 70-80-е гг., по наблюдению Г. Успенского, " жажда найти облегчение от современной тяготы жизни - явление решительно повсеместное. Надо жить и дышать (...) и область ис- кусства как искусства и искусства как увеселения - есть единс- твенная область, где скучающий интеллигент (всякого звания и состояния) чувствует себя совершенно свободным, говорит и дума- ет не стесняясь, критикует, обсуждает, входит во всевозможные тонкости обсуждения - словом, чувствует себя полным хозяином (...). Все хотят устроить, среди безобразия и мусора современ- ной действительности, что-нибудь уютное, укромное, какой-нибудь уголок, куда бы не доносилось уличное хрюканье" 591 0. В целом этот наплыв на сцену был таким мощным, что люби- тельские выступления стали даже перебивать зрителя у провинци- альных трупп. Последние, естественно, возмущались этой неждан- ной конкуренцией и считали, что в театре искусство " вытесняет и губит форсированный дилетантизм. В каждом почти городе, на каж- дом шагу наталкиваетесь на общества любителей или, как харак- терно окрестили их актеры, " губителей" драматического искусс- тва" 592 0. Неудовольствие артистов понять можно. Однако любительское движение обеспечивало постоянный приток молодых свежих сил, по- ощряло обращение к новому репертуару, развивало интерес к новым театральным формам. Конечно, в стремлении молодежи попасть на сценические подмостки было и увлечение внешней, показной сторо- ной театра, юношеский порыв к вольной, интересной жизни, мечта об успехе, славе, аплодисментах - все это, разумеется, было. Но было и другое, главное: страстное гоголевское желание сказать со сцены " миру много добра", и даже " перевернуть все чувства души, перестроить общественный строй человечества" 593 0. Движимая искренней любовью к высоким идеалам служения на- роду, работы на благо общества, молодежь получила в любитель- ском и профессиональном театральном движении хоть какую-то воз- можность принять посильное участие в решении общественных проб- лем. За этим ее стремлением - идея русской интеллигенции, что искусство должно служить " правде" - истине, справедливости, на- роду. Конечно, искусство, и в том числе искусство театра, само по себе не может " перестроить общественный строй". Неизбежно упрощая, скажем, что искусство театра во многом держится на слове. На первый взгляд, слово никак не может быть делом. Но еще В. И. Ленин критиковал такой упрощенный подход: " Вульгарный революционаризм не понимает, что слово тоже есть дело; это по- ложение бесспорное для приложения к истории вообще или к тем эпохам истории, когда открытого политического выступления масс нет, а его никакие путчи не заменят и искусственно не вызо- вут" 594 0. Мечты об артистической карьере получили особый стимул пос- ле возникновения МХТ, наглядно показавшего всей своей деятель- ностью, что и вне императорских театров актер может оставаться интеллигентным, культурным, уважаемым в обществе человеком. Но это уважение приобреталось кропотливым трудом, усвоением и дальнейшей разработкой основ профессионального мастерства. Поэ- тому в столицах и крупных губернских городах открываются част- ные драматические классы, театральные школы, драматические кур- сы, школы сценического искусства. Не только при театрах, но и при университетах, землячествах, разного рода обществах возни- кают многочисленные театральные студии со своим художественным поиском, истовым служением искусству и удивительной атмосферой театрального братства. Их возглавляли молодые ищущие актеры и режиссеры, в них опробовались новые театральные идеи, экспери- ментировали щедро и раскованно, в противовес " отказавшемуся от исканий актерскому " генералитету" 595 0. Последовавшая за объявлением войны мобилизация, призывы и наборы буквально опустошили студии. Они повсеместно закрыва- лись, что рикошетом ударило по театральному процессу в целом.
|