Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный контекст мироощущения художника.
Опыт первой русской революции показал, что в обществе сформировались новые социальные силы. Однако процесс обновления общественных отношений - объективная потребность наступившего XX века - всячески тормозился. Царь высочайше одобрил создание в 1906 г. черносотенных " Союза Русского народа" и " Союза Михаила Архангела". Поражение первой русской революции тяжело отразилось на духовном климате общества. Общенациональный демократический подъем с его радужными надеждами и ожиданиями сменился апатией и разочарованием. Это шараханье из одной крайности в другую было весьма характерно для той, в общем значительной части русской интеллигенции, отличительным свойством которой была большая или меньшая оторванность ее от народа. Именно она горячо увлекалась очередной " спасительной" иде- ей, возводила ее в принцип, в абсолют, загоралась ею, боролась за нее, шла на каторгу, даже - на эшафот, но, убедившись в ее непригодности к условиям российской действительности, так же быстро остывала, чтобы увлечься новой. В ее стихийных порывах было много юного и романтичного, душевного и сострадательного, но не было привычки постоянного, повседневного труда, необходи- мой черновой работы, рассчитанной на историческую перспективу, на традицию, благами которой могли бы воспользоваться далекие безвестные потомки. Даже в интеграции интеллигенции в социальную структуру российского общества всегда было что-то двусмысленное и неорга- ничное. Не случайно, процесс становления ее гражданского само- сознания предполагал оппозицию к государственной власти, отказ от сотрудничества. И вины интеллигенции в этом нет: в условиях опутавшей Российскую империю бюрократии, тотального чинопочитания, преклонения перед мундиром и властью любой служащий воспринимался как безликий функционер соответствующего департамента; личность его никого не интересовала, она была, как выражаются математики, мнимой величиной. Азиатское мышление самодержавия, выводящее идею личности за государственные скобки, в критический для себя момент не нашло и нужных спасительных идей. Развитие капиталистических отношений в Западной Европе сопровождалось большей или меньшей социальной свободой. В России при самодержавном правлении даже солидный финансовый капитал еще не обеспечивал торгово-промышленному классу политических прав, участия в решении проблем государственных. Глухота власти к новым явлениям жизни, ее историческая неготовность к радикальным переменам обусловливала уникальную ситуацию в русском общественном процессе предреволюционного десятилетия - взаимное отчуждение всех сословий. Необходимая для нормального развития общества социальная связь, интеграция общественных групп отсутствовала. Каждая группа решала свои проблемы, естественно, считая их главными. Растянувшись на долгие месяцы и годы, война со всей очевидностью показала административное бессилие власти в безотлагательном решении назревших государственных задач. По выражению П. Н. Милюкова, " здоровый патриотизм" буржуазии «постепенно сменился " патриотической тревогой". Власть теряла историческую интуицию, ее социальная база стремительно сокращалась. В предреволюционную эпоху, в то переломное для культуры время, уже бродило молодое вино нового искусства: формировалось пролетарское искусство, представленное творчеством Д. Бедного, А. Серафимовича, Ф. Шкулева, А. Гастева и других поэтов и прозаиков, идейным лидером которых был М. Горький. В эти же годы читающая публика открывала в стихах и поэмах Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова, Б. Верхоустинского, А. Ширяевца и других авторов неведомую ранее поэзию крестьянской Руси. Фабрично-заводские ритмы жизни капиталистического города отражались в творчестве футуристов - нового течения в русском искусстве. Уже заявили о себе В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, А. Родченко, В. Татлин, Эль Лисицкий, А. Экстер и другие. Однако сущность их новаторского поиска, их устремленность к будущему еще не была осознана современниками. И это, видимо, не случайно. Эстетическая позиция и творчество художника прямо зависели от его идейных убеждений. Поэтому за яростными дискуссиями тех лет, последовательным утверждением или ироничным развенчанием художественных направлений стоит, в действительности, извечный спор о судьбах России и о русской культуре. Процесс культурного развития всегда сопровождается в истории неизбежными потерями - это закономерное условие его самодвижения. Зеленеющие ростки нового воспринимаются обычно устоявшимся взглядом современников как сорняки на ухоженной ниве культуры. Даже М. Горькому, общепризнанному и уважаемому мэтру, потребовалось известное гражданское мужество, чтобы наперекор всем дать футуризму положительную оценку: " Они молоды, у них нет застоя, они хотят нового свежего слова, и это достоинство несомненное. Достоинство еще в другом: искусство должно быть вынесено на улицу, в народ, в толпу, и это они делают, правда, очень уродливо, но это простить можно" 555 0. Увы, авторитет мэтра не спас тогда Горького от обвинения в защите " творческого свинства" (которое предъявил ему известный в литературных кругах Арк.Бухов); футуризм оставался литератур- ным изгоем. В январе 1917 г. Н. Радлов задумался: " Но может быть, за его [футуризма.-Г. Д.] разнузданностью таится уверен- ность в своих силах, в неизбежной победе новой, варварской культуры? " 556 0. И все же в этом, достаточно лояльном на фоне ос- тальных оценок, отношении к новым явлениям художественного про- цесса со всей определенностью вычитывается эстетический идеал, обращенный в прошлое. Культурный контекст времени, в котором осуществлялся худо- жественный поиск, способствовал появлению множества соперничаю- щих течений, школ, группировок, от участников которых требова- лась верность принятому направлению и заявленной доктрине. В широковещательных манифестах одни отвергали прошлое, сбрасывали великих с " парохода современности", другие, наоборот, указывали " на дорогие могилы Шекспира, Рабле, Вийона" как на своих пред- теч; искусство объявлялось " свободным", художник провозглашался мерой всех вещей, и все хором возвещали, что именно им и только им открыта эзотерическая тайна " святого искусства" 557 0. Скандалы стали обычным явлением художественной жизни, сво- его рода литературной нормой, и как вспоминал позднее их актив- ный участник и устроитель поэт В. Г. Шершеневич, " скандал в до- революционной России был одним из способов протеста. Скандал был и способом саморекламы" 558 0. Читающая публика уже привыкла к разным эпатирующим декларациям и почти что не обращала на них внимания; они писались скорее в силу сложившегося обычая, тре- бующего от каждой новой группировки определения своего места под солнцем искусства. Поражение первой русской революции, последовавшая реакция и разочарование привели к раздроблению художнических сил в стране. Большинство из них было лишено " объективной идеи" (М. Горький), и поэтому весь их незаурядный талант, вся их творчес- кая энергия затрачивалась в основном на решение формальных эс- тетических задач. Действительно, именно в это предреволюционное десятилетие в России в литературе возникают символизм, акмеизм, эго-ку- бо-футуризм; в живописи - " Голубая роза", " Бубновый валет", " Ослиный хвост" и т. д.; открываются Старинный, Свободный и Ка- мерный театры; продолжаются сценические опыты К. С. Станиславс- кого в студиях МХТ, Вл.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхоль- да; начинают свой собственный поиск в сценическом искусстве Е. Б. Вахтангов, К.А. Марджанившили, М.А. Чехов и другие. Конечно, удавалось далеко не все, однако сама атмосфера довоенного времени создавала своего рода концентрированную " пи- тательную среду" для появления новых эстетических идей и худо- жественных направлений. В жизни общества это были годы напряженного духовного по- иска. В мучительном процессе познания русская философская мысль искала альтернативу рационалистическому позитивистскому знанию, жаждала откровений мудрой Софии, намечала идейные вехи. Но в философских размышлениях идея предмета, как, впрочем, и в ис- кусстве - его образ, важнее самого предмета. В жизни, однако, господствует власть реального, а в России тех лет традиционные ценности смещались, двоились в общественном сознании, перевора- чивались, и в пестром калейдоскопе модных идей уже не было мес- та священному и табуированному. Темп жизни болезненно ускорил- ся, настоящее проживалось лихорадочно, со спорадическими им- пульсами деятельности, энергия которой уже давно исчерпала свои моральные ресурсы. Блестящая плеяда деятелей искусства определяла и высокий уровень творчества и многоцветное богатство художественной жиз- ни России в первое десятилетие XX века. В ситуации общественно- го подъема на рубеже веков " отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись - с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка - с Рахманиновым, Скря- биным и Глазуновым; литература - с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и казалось, что вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами" 559 0. Сегодня, осмысливая постфактум художественную жизнь этого времени, мы понимаем, что все лучшее из созданного художниками в те годы вошло в сокровищницу не только русского, но и мирово- го искусства. Но это - наша современная оценка, наше, в опреде- ленном смысле, музейно-почтительное отношение потомков к унас- ледованному художественному богатству, которое существует для нас как самодостаточная ценность. Наше отношение к нему законо- мерно очищено от всех сложных перипетий конкретной исторической ситуации и того реального контекста, в котором оно осуществля- лось. В общем виде вопрос о расхождении оценок творчества худож- ника у современников и потомков как нравственную антиномию ге- ниально поставил Ф. М. Достоевский в своем парадоксе о чувствах переживших страшное землетрясение лиссабонцев, которые наутро увидели бы в газете стихотворение - " нечто вроде следующего: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья" и т. д. Ф. М. Достоевский пишет, что, по его мнению, лиссабонцы " тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта", но, " через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи" 560 0. Однако знать точку зрения современников необходимо, и не только пото- му, что это интересно, но прежде всего потому, что это - важное условие понимания исторического процесса. Вообще нет ничего поразительнее судьбы истинного произве- дения искусства - чем дальше оно отходит во времени от конкрет- ной ситуации своего возникновения, тем большей становится его смысловая наполненность и тем выше его собственно художествен- ная субстанция. Именно таким, очищенным от мирской суеты, от всего наносного и второстепенного, входит прошлое искусство в наш 5 0- 5 0воображаемый или реальный 5 0- 5 0музей. Но у каждого поколения - свои музеи, свое представление об искусстве, свои критерии его оценки. В восприятии части современников культура предреволюционного десятилетия осмыслялась как " хамское время". Об этом писал в 1907 г. И. Э. Грабарь в письме к А. Н. Бенуа, обсуждая связь искусства с жизнью: " Эта связь есть даже в наше хамское время; пусть по-твоему: хамскому времени-хамское искусство" 561 0. На этом же настаивали А.А. Блок, В.И. Качалов и другие, а редакция журнала " Аполлон" в самом начале 1917 г. так характеризовала сущность художественного процесса: " Страшно вымолвить, но ничего не поделаешь: одичание. Это ли не регресс, не возвращение к... грубости неприкрытого художественного варварства" 562 0. Насколько правомерно доверять этим суждениям и оценкам, быть может, вырвавшимся у их авторов в порыве раздражения? Ответ на этот вопрос совсем не прост и требует более подробного анализа. В процессе исторического развития в русском обществе сфор- мировалась отдельная социальная группа - художественная интел- лигенция, чьи идеалы, ценности, нормы поведения и - шире - жиз- ненный миропорядок отличались особым отношением к культуре, личности, творчеству. Был в этой группе художнический индивиду- ализм, что вполне естественно, была и гордость избранника - аристократа духа, было - в разной мере - ощущение исторической вины за страдающий, угнетаемый народ, было и сострадание к нему и желание просвещать его, и попытки хоть в чем-то помочь ему. Однако большая часть художественной интеллигенции имела о наро- де скорее книжное, весьма приблизительное представление, и он, по признанию Достоевского, продолжал " стоять загадкой. Все мы, любители народа, смотрим на него, как на теорию, и, кажется, ровно никто из нас не любит его таким, каков он есть на самом деле, а лишь таким, каким мы его каждый себе представили" 563 0. Такое положение сохранялось. И. А. Бунин писал в 1915 г.: " Те- перешний городской интеллигент знает... о мужиках-по извозчи- кам и дворникам,... говорить с народом не умеет" 564 0. Как и все другие социальные группы, художественная интел- лигенция жила в своем особом мире, в котором отношение к твор- честву и культуре своеобразно переплеталось как с общими проб- лемами русской жизни, осознаваемыми в контексте идей своего со- циального времени, так и с европейскими представлениями о лич- ности и ее роли в историческом процессе. Активное пробуждение стихийных сил, с одной стороны, и идейное бессилие власти - с другой, лишь укрепляли в них чувс- тво растерянности, способствовали уходу в рафинированный мир художественной мечты. По словам Тютчева, " когда стоишь лицом к лицу с действительностью, оскорбляющей и сокрушающей все твое нравственное существо, разве достанет силы, чтобы не отвратить порою взора и не одурманить голову иллюзией" 565 0. Но так же верно и то, что в столкновении с жестокой правдой жизни иллюзия уле- тучивается, как дым, оставляя человеку пепелище сконструирован- ного мира. Можно сказать, что в годы войны в ситуации исторического перелома выбор своего реального жизненного пути как главная проблема интеллигенцией еще не осознавался, хотя момент истины был уже недалек. Как всегда в переломные для культуры периоды истории, ког- да неизвестно, что сулит будущее, опорой чаще всего становится эстетизированное прошлое. Поэтому сегодня, реконструируя крите- рии оценок, мы обязаны учесть, что представления А. А. Блока, И. Э. Грабаря и А. Н. Бенуа, например, о хамстве могли сущест- венно отличаться от нашего. Их художническое мироощущение 5 0- 5 0и это закономерно - вытекало из эстетического, во многом романти- ческого, отношения к действительности. Однако окружающая их социальная реальность формировалась по жестоким законам " чумазого", как называл зарождающийся фаб- ричный капитализм М. Е. Салтыков-Щедрин. " Чумазый" властно ут- верждал в жизни свою систему отношений между людьми, свою мо- раль, навязывал обществу свои вкусы и диктовал буржуазно-потре- бительское отношение к искусству, так как в подавляющем своем большинстве русские капиталисты не имели какой-либо культурной традиции за спиной. Разрыв между идеалом и реальностью воспри- нимался большинством художников трагически. Понятно поэтому, что русская художественная интеллигенция была по преимуществу антибуржуазной: она отвергала эту систему отношений, ее мораль и ее культуру. К. С. Станиславский, напри- мер, категорически не принимал незлобинского театра, спектакли которого вызывали у него даже " нервный тик", потому что эстети- ческая цель этого театра заключалась в стремлении обслужить вкусы буржуазной публики. В ноябре 1910 г. он пишет Вл. И. Не- мировичу-Данченко: " И кажется, что антихрист в нашем деле ро- дился - это Незлобин. Опаснее, в смысле художественного развра- та, у нас не было врагов. Все красивенько, будуарно изящно, до хамства безвкусно, но все подлажено под вкус публики и крити- ков, с которыми умеют ладить" 566 0. Мощная экспансия буржуазного вкуса - особенно в годы войны - вызывала у художественной интеллигенции чувство физического отвращения. Жизнь перерождалась, из нее уходило горнее, возвы- шенное, благородное, одухотворенное. В ухоженном буржуазном бы- те тосковала неухоженная душа. Тон в жизни задавали буржуазные ценности - акции, займы, проценты, дивиденды. Слом норм сущест- вования проходил по-живому, поэтому нередко человек порывал с ухоженным бытом. Трагический пример - судьба знаменитого в свое время са- лонного художника К. Е. Маковского, который " в расцвете своей славы вдруг как-то затосковал и резко изменил всем своим преж- ним пристрастиям и привычкам. Начал пить, почувствовал отвраще- ние ко всякого рода благообразию и ушел из семьи, порвал совер- шенно с той средой, на которую и для которой работал всю жизнь". И - грустный российский парадокс - его сын, главный ре- дактор журнала " Аполлон", С. К. Маковский, по-прежнему отправ- лял свои рубашки " для стирки в Лондон, считая, что только там белье накрахмалят так, как следует" 567 0. Антибуржуазность была свойственна не только интеллигенции и рабочему классу, но не меньше - люмпен-пролетариям. Правда. эти последние не делали особой разницы между интеллигенцией и буржуазией, и, как писал И. Грабарь Б. Кустодиеву, " просто нес- частье эта босяцкая гордость и " презрение к буржуям", какими она считает каждого человека, носящего не грязный и не мятый воротник" 568 0. Как бы то ни было, даже эти " издержки отношений" есть лишь дополнительное свидетельство общей антибуржуазной направленности русского общества. Развитие капиталистических отношений неминуемо вовлекало практически все социальные группы в процесс обуржуазивания, а оно, в свою очередь, приводило к широкому распространению ме- щанства 569 0. Само понятие мещанства имеет два смысла - сословный и ду- ховный. Сложность анализа заключается в постоянном смешении этих двух смыслов. Россия нуждалась в мещанском сословии- эту тему прозорливо почувствовал А. С. Пушкин и наметил ее неодноз- начную трактовку в " Медном всаднике" и " Моей родословной". Со- циальная база мещанского сословия в XIX веке неуклонно расширя- ется; это дает А. И. Герцену повод констатировать: " Снизу все тянется в мещанство, сверху все само падает в него по невозмож- ности удержаться" 570 0. Мещанин не рвется к недостижимому, его не волнует далекое будущее - этим, считает он, озаботятся потомки. Вся его социальная энергия уходит на обустройство своей реаль- ной жизни в конкретных, предлагаемых временем обстоятельствах, и он по-своему гармонизирует и очеловечивает эту жизнь по мерке своей личности. Заземленность запросов, " стремление к уравнове- шенной середине между бесчисленными крайностями и полюсами че- ловеческого поведения" (Г. Гессе) по самой своей сути нуждается в стабильной структуре общественных отношений, и потому мещанс- кое сословие всегда и везде поддерживает существующий миропоря- док. Мещанское сословие - основа стабильности общественных от- ношений; его сила - 5 0в эмпирическом, реальном консерватизме жиз- ненных ценностей, которое чурается неожиданных изменений и но- вовведений. В силу такого социального положения мещанство как сословие становится выразителем мещанского духа, а сословное понятие трансформируется в духовно-мировоззренческое. В этом смысле ме- щанству одинаково чужды и искусительная гордыня Дьявола, и ас- кетическое самоотречение святого. В ухоженном миропорядке меща- нина вечные проблемы Бытия сводятся к быту, общественные отно- шения - к психологическим отношениям, космос человечества сужа- ется до семьи и дома. На этих мироосновах зиждется идеал ме- щанского счастья. И именно такой идеал яростно неприемлет русское искусство. Уже Помяловский иронично развенчал этот идеал в афоризме: " Вот, честное слово, провались Италия сквозь землю, я и не помор- щусь", а Достоевский гениально обобщил в рассуждении: " Да я за то, чтобы меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить" 571 0. Для русс- кого искусства с его великой болью за " униженных и оскорблен- ных" мещанское " ожирение сердца" (А. Белый) было врагом номер один, оно было тем камнем преткновения, который " решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец" (А. Герцен). Художествен- ная интеллигенция России не принимала мещанства; и если кто-то, приспосабливаясь, обслуживал идейно-эстетические ожидания ме- щанства, то большинство решительно, в той или иной форме, боро- лись с ними. Так, по признанию А. Я. Таирова, для него " внут- ренне самым существенным был бунт против чудовищной мещанской атмосферы, царившей у Незлобина, Корша" 572 0. Отметим, однако, что сколь бы яростным ни был этот протест, постепенно именно мещанские ценности становились господствующими в обществе. В этой атмосфере закономерно изменяется модус функционирования искусства. Трагические противоречия социального времени не сулили ху- дожнику в скором будущем коренных изменений, и в полном соот- ветствии с духом времени его неприятие действительности выража- лось в формах эстетизации искусства. Отсюда, как это ни пока- жется странным, непримиримость в оценке культуры своего времени была у художников тем большей, чем сильнее в них было чувство эстетического. Их любовь к красоте была столь же по-русски тре- бовательной, как, например, любовь публики к артисту, о которой Ф. И. Шаляпин пишет: " Почему это русская любовь так тиранически нетерпима? Живи не так, как хочется, а как моя любовь к тебе велит (...). Горе тебе, если ты в чем-нибудь уклонился от моего идеала" 573 0. Преимущественная ориентация на идеал - духовная тра- диция России, и мышление художника в этом смысле не было исклю- чением. Увы, жизнь всегда и неизбежно уклоняется от идеала; разница лишь в том, что масса воспринимает это как будничное, обыденное явление, а художник - как личную трагедию. В контексте мироощущений творческой интеллигенции, необхо- димо отметить еще один важный момент. Искусство в России всегда было сродни священнодействию - сначала во имя бога, позже, начиная с XIX века, - во имя народа. Конечно, рукописи, картины, статуи, ноты продавались и покупа- лись, но свою лиру, кисть или резец художник посвящал народу. Роковая трагедия русского художника в условиях самодержа- вия в том, что народ, которому он посвящал свое искусство, чаще всего о нем не слышал. Более того, круг людей, интересующихся искусством, был не очень значителен. Еще Н. А. Некрасов мечтал о времени, когда мужик " Белинского и Гоголя с базара понесет"; Л. Н. Толстой, как известно, пытался решить этот мучивший его вопрос публикацией дешевых книг для народа; а группа художни- ков, объединившихся в " Товарищество передвижников", устраивала выставки по городам России. Изменилась ли эта ситуация к началу десятых годов XX века? В чем-то, безусловно, да. Однако для более точного ответа нам необходимо дифференцированное представление о публике. Нормальное развитие искусства и - шире - художественной деятельности невозможно без существования в обществе различных групп публики. В вертикальном разрезе это может выглядеть при- мерно так: рядом с художником должна быть поддерживающая, пони- мающая его искания публика; ниже - публика, усваивающая искусс- тво; еще ниже - публика, только начинающая приобщаться к ис- кусству и т.д. Очевидно, что границы между этими группами зыбки и условны, но предложенная схема дает в первом приближении не- обходимое представление о дифференциации публики. На рубеже веков в России значительно выросла читающая пуб- лика, увеличилось число зрителей театра и кинематографа, но это были, скорее, группы усваивающей и приобщающейся публики. Поэ- тому в январе 1910 г. А. Н. Бенуа в заметках о художественной жизни писал: " Все обстоит по-старому - благополучно и неблаго- получно. (...), все так же без признания, без настоящего прило- жения своих дарований продолжает существовать (до ужаса малень- кая в сравнении со стомиллионной Россией) кучка лиц, что-то еще ведающих о красоте, имеющих живое к ней отношение и неустанно ее ищущих" 574 0. " Король фельетонистов", известный театральный критик В.М. Дорошевич выразился по этому поводу более энергично и лапидар- но: " Поощряются художники, но не поощряется искусство" 575 0. Тревожное чувство социальной обособленности формировало в художнике самоощущение бастарда - незаконнорожденного и забро- шенного сына общества. Поэтому большая часть предпочитала уеди- ниться в своем индивидуальном художническом мире. Талантливый поэт К. Д. Бальмонт, бывший в эти годы модной знаменитостью, не без кокетства провозглашал: Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество - Моя пустынная душа. Ему вторила влиятельная в литературных кругах 3. Н. Гиппи- ус: " Люблю я себя как бога". В мире художника утверждалась своя система ценностей, в которой " этика становится эстетикой, расширяясь до области пос- ледней" 576 0. Настроение художественной интеллигенции хорошо пере- дают слова М. Горького, которого никак нельзя упрекнуть в эсте- тизме, однако же и он в январе 1906 г. на встрече в небезыз- вестной " башне" Вяч. Иванова утверждал: "...в скудной России и существует только искусство, мы здесь ее " правительство", мы слишком преуменьшаем свое значение, мы должны властно господс- твовать..." 577 0 Здесь следует учитывать " исторический воздух" времени, когда искусство в мировосприятии художника становилось жизнью, а жизнь театром (не случайно в художественном процессе предре- волюционного десятилетия так сильна струя театральности, маска- радности, отмеченная А. А. Ахматовой). Действительно, и нарастающие противоречия социальной жиз- ни, и война, перечеркнувшая все гуманистические надежды, и предсказание скорого " заката Европы", и тягостное ощущение об- щей неустойчивости и неустроенности жизни - способствовали дальнейшему раздроблению сил русской интеллигенции. В духовной мысли тех лет преобладающей становится идея новой религиознос- ти, в нравственной сфере 5 0- 5 0идея " нескольких правд". Самоочевид- ная дисгармония жизни осмыслялась деятелями русской культуры в контексте расторжения связей некогда цельного человека 578 0. Явная разорванность естественного единства индивидуума на множество исполняемых им социальных ролей, его своеобразное общественное лицедейство давало беспокойному уму определенные основания ут- верждать идеи " всеобщей театрализации" жизни. " Театр для себя" Н. Н. Евреинова, и " театр - литургия мне" Ф. К. Сологуба, и в какой-то мере нашумевший доклад Ю. Айхенвальда об отрицании те- атра лишь отражали общую атмосферу времени. Особенно популярной была идея Вяч. Иванова театра как " всенародного соборного действа", в котором, по мысли автора, восстанавливается гармоническая цельность человека. " Мы хотим собираться, - утверждал увлеченный этими идеями В. Мейерхольд, - 5 0чтобы творить 5 0- 5 0" деять", а не созерцать только" 579 0. И хотя все эти идеи были щедро приправлены и теологическими, и эстетичес- кими рассуждениями, но все же есть в них, на наш взгляд, и сво- еобразная потребность в коллективистских, общинных началах жиз- ни. Не случайно А. В. Луначарский в 1908 г. считал, что театр в социалистическом будущем - это " свободный религиозный культ", когда общество превратит " храмы в театры, а театры в храмы" 580 0; а В. Фриче, отталкиваясь от этой мысли, писал, что " театральные зрелища с их разделением на зрителей и актеров уступят место коллективным празднествам, торжественным процессиям, массовым хорам и т. и." 581 0. Вообще, идеи, как и книги, имеют свою судьбу. Отголоски этих идей в той или иной форме проявятся и в последу- ющие, двадцатые годы - в " коллективном опыте" А. А. Богданова, в " театре массовых импровизаций" П. М. Керженцева и других. Время и общественное настроение прельщали сценических дея- телей идеей " театрализации театра", " театра как такового". Ре- пертуар, режиссура, сценография и даже манера артистического исполнения в большей или меньшей мере резонируют этим новым ве- яниям времени. Свою дань этому отдают и В. Э. Мейерхольд (в пе- риод работы с В. Ф. Комиссаржевской), и А. Я. Таиров, и Н. Н. Евреинов, и даже в какой-то мере МХТ. В. Дорошевич не преминул сыронизировать над собирательным типом " искателя нового" в театре: Он глубочайше уверен, что: - Театр переживает кризис. - Театр гибнет. Он добавляет: - Театр как таковой. Хотя при чем тут " как таковой" - неизвестно. Так умнее" 582 0. Огово- рим, что из-за разобщенности интеллигенции рассматри- ваемое течение было распространенным, но отнюдь не господствую- щим, - ему активно противостояла реалистическая традиция русс- кого театра. Изложенное позволяет, хотя бы в самом первом приближении, понять совсем не простой контекст мироощущений художественной интеллигенции того времени, но была еще одна причина, которая в описываемые годы влияла на содержание и тенденции культурной жизни. Исторически так совпало, что процессы перелома русской культуры, переплелись во времени с первой мировой войной, кото- рая дала им мощный импульс ускорения. Война для любого общества - суровое испытание на прочность всех принципов общежития: социальных, культурных, нравственных и т. д. Первая мировая война оттеснила на периферию российской общественной жизни механизмы защиты культуры. " Каждый лишний день войны, - писал А. А. Блок, - уносит культуру" 583 0. В куль- турной жизни тон начинают задавать дорвавшиеся до военного чина и получившие хоть какую-то толику власти верноподданные рос- сийские обыватели, земгусары, новоявленные нувориши. Годы безв- ременья были временем их триумфа; как болотная нечисть они по- вылезали из всех пор и трещин переламывающейся жизни, навязывая культуре свои неокультуренные желания 584 0. В угоду их неразборчи- вым вкусам дирекция фарсовых театров, кабаре и кафе-шантанов требовала от артистов " скабрезности, пошлости и сала" и оцени- вала их " дарование исключительно по счетам буфетов" 585 0. Позже В. Шверубович вспоминал, что в эти годы офицеры всех рангов " были так пропитаны... особым военным хамством " тыканья" каждого сверху вниз и вытягивания и щелканья каблуками снизу вверх.. . так удручающе отвратительны, что Василий Иванович [Качалов. - Г. Д.] испытывал чувства панического ужаса: " Ведь это же расп- ространяется как эпидемия, ведь такими делаются каждый день все новые и новые сотни тысяч людей", - говорил он" 586 0. Современник так оценивал это явление: " Я не спорю, что хам был и раньше. Но я не видел этого хама. Оно было где-то дале- ко" 587 0. Теперь же именно их запросы, весомо подкрепленные туго на- битым бумажником, определяли лидерство фарсовых и шантанных те- атров, их репертуар и, особенно, зрелищную эстетику. Эта пос- ледняя настолько выходила за рамки общепринятых приличий, что в " Обозрении театров" зритель резонно вопрошал: " Какое мы имеем право называться культурными людьми, если их допускаем? ". Ре- дакция только констатировала " Железный закон спроса и предложе- ния здесь на зрелищном рынке - в полной силе" 588 0. Судя по репер- туару большинства фарсовых театров, так оно в действительности и было, хотя и среди них попадались такие жемчужины, как, нап- ример, легкая, грациозная " Летучая мышь" и гротескное " Кривое зеркало". Здесь особенно интересно отметить, что эти расплодившиеся зрелища - своего рода перевертыш идеи соборного театра. То, что своя, как говорится, своих не познаша, объясняется вполне по- нятными причинами: пользуясь выражением Ф.М.Достоевского ска- жем, что " честная идея попала на улицу и приняла самый уличный вид" 589 0. Это заземление, пародирование элитарной идеи могло, види- мо, принять другой, менее вульгарный " уличный вид", однако вой- на резко обострила процессы обуржуазивания культурной жизни, придала им массовый характер. Согласие Е. И. Рощиной-Инсаровой возглавить кафе-шантан " Павильон де Пари" свидетельствовало о том, как изменились в эти годы в обществе художественные и даже этические нормы культурной жизни.
|