Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Театральная жизнь России от Февраля к Октябрю.
Первого марта 1917 г. 51 0 бессменный директор императорских театров В.А.Теляковский не успел допить традиционную чашку ут- реннего кофе, как в дверь постучали - требовательно и нагло. На пороге толпился отряд вооруженных солдат во главе с унтер-офи- цером Волынского полка, мобилизованным артистом Александринско- го театра Б.Н.Вишневецким. " Вы арестованы! " - объявил он Теля- ковскому и приказал следовать за ним. Еще неделю назад камергер двора Его Величества никак не мог предположить такого неожиданного реприманда. Пока он безро- потно надевал пальто, Вишневецкий с плебейской завистью разгля- дывал квартиру и громко возмущался: " Вот в каких царских хоро- мах живут сановники, в то время как народ голодает" 52 0. Аресто- ванный спустился вниз, и машина лихо понеслась к зданию Госу- дарственной Думы. " Театральному владычеству В.А.Теляковского (...) положен конец, - ликовала часть артистов.- Первого марта (исторический день!) он был арестован по поручению группы лиц в его квартире артистом Б.Н.Вишневецким. (...) В итоге ареста получилось раск- репощение артистов и служащих казенных театров от самодержавия ставленника бывшего министра гр. Фредерикса" 53 0. Б.Н.Вишневецкий стал героем дня и охотно раздавал ин- тервью: " Я всегда возмущался режимом Теляковского. (...) Я ре- шил, что необходимо арестовать Теляковского хоть на два часа, чтобы артисты, почувствовав свободу, могли заговорить о своих нуждах" 54 0. Артисты действительно заговорили " о своих нуждах", загово- рили страстно, хором, хотя и вразнобой, как, впрочем, и вся Россия, однако к аресту Теляковского это ровным счетом никакого отношения не имело. А между тем у растерянно-озабоченных политиков Государс- твенной Думы и ее Временного комитета дел было невпроворот. На них неожиданно, но неумолимо надвинулась гигантская глыба госу- дарственных проблем, требующих срочного, безотлагательного ре- шения, но ни практического опыта, ни даже сколько-нибудь под- робных теоретических проработок их не было. И хотя все они кля- лись в любви к " великой свободной России", однако и природу ее величия, и границы ее свободы понимали, разумеется, по-разному. Понятно, что деятелям Государственной Думы было совсем не до В.А.Теляковского. Бессмысленно проведя в ее коридорах целый день, он в четвертом часу пешком вернулся домой, записал - по давней привычке - происшедший казус в " Дневник" и стал покорно ждать дальнейших событий. А в эти переломные для судеб России " горячие дни" они не заставили себя долго ждать. Жизнь закрутилась, завертелась, и мало кто успевал осмыс- лить быстротекущее время. Все казалось " чудом, феерией, сном" - прекрасным и необъяснимым: падение самодержавия, бесцензурное слово, общий радостный порыв, демократическая республика, впро- чем, нет, не демократическая, этого даже в правительственном сентябрьском указе не было, было просто " Российская республи- ка". Но все равно - голова кружилась от свободы и счастья, светлых надежд, радужных перспектив. Столичные казенные театры тоже старались шагать в ногу со временем. " Все, напоминавшее прежний режим, из театров убрано, - радостно сообщала пресса. - Бывшие императорские ложи называ- ются теперь ложами правительства или правительственными ложа- ми" 55 0. Артисты бывших императорских театров одели красные банты, зачеркнули красными чернилами в своих документах слово " импера- торский", вписали вместо него " государственный" и добровольно отказались печатать на афишах звание " заслуженный артист". В Москве с бывших императорских лож сбили золотые орлы и передали в Бахрушинский музей - для истории. Капельдинеры сменили пышную придворную ливрею на серые пиджаки. На афишах царский герб за- менили " изображением политически-целомудренной лиры" (К.Держа- вин). Антимонархический посыл был так силен, что решили даже поломать устойчивую традицию: открыть новый сезон в Мариинском театре " Русланом и Людмилой", а не привычной " Жизнью за царя", которую постановили " исключить совсем из репертуара" 56 0. Правда, случались и накладки: 28 февраля в Ростове-на-Дону в антракте перед 3-м действием в честь присутствующей на спек- такле французской делегации артисты спели " Марсельезу", а за- тем, вместе с хором, - " Боже, царя храни". " Впрочем, это вполне понятно, - комментировала редакция, - ввиду неполучения никаких телеграмм из Петрограда и Москвы" 57 0. Конечно, дело - не в телеграмме, просто театральная об- щественность была не готова к великому в истории России собы- тию. И это неудивительно - после стольких лет (даже веков) нес- вободы, жизни с оглядкой на " верха", страха перед начальствен- ным окриком нельзя приказать себе стать свободным в один день. Занавесить белым полотном золотые орлы на царской ложе совсем несложно, гораздо труднее избавиться от " рабьей привычки прек- лоняться перед палкой", 58 0 быть не на словах, а на деле свободным гражданином.
|