Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требование автономии государственных театров.
Работники бывших императорских театров волновались, не зная, какая судьба ожидает их в будущем. В.А. Теляковский, лицо как-никак официальное и формально еще не смещенное, решил пойти " по инстанциям". Но его опередили артисты. После некоторой рас терянности и бесполезного ожидания они, наконец-то, решились действовать сами. 1-го марта заслуженный артист Александринско- го театра Р.Б.Аполлонский пошел в Государственную Думу, " дабы, - как написал в " Дневнике" В.А.Теляковский, - заявиться новому правительству и просить автономию театру. Аполлонский, вероят- но, думает, что теперь время новому Правительству заниматься артистами" 517 0. Он ошибся - М.В.Родзянко принял Р.Б.Аполлонского. (Истины ради отметим, что по этому эпизоду есть разночтения и, думает- ся, совсем не случайные. Так, по версии Р.Б.Аполлонского, его вызвал к себе телефонным звонком М.В.Родзянко. Учитывая, одна- ко, как сложившуюся в эти дни ситуацию, так и всю совокупность последовавших действий, есть веские основания полагать, что инициатором встречи был Р.Б.Аполлонский). На встрече председа- тель Временного Комитета Государственной Думы уполномочил своего собеседника " передать всем товарищам следующее: 1) Что он назначит к нам на днях комиссара, который будет ведать делами театра, и постарается найти такого, который любит театр; 2) Что жалованье он прикажет выдать нам своевременно; 3) Что спектакли начнутся, вероятно, через неделю" 518 0. Неизвестно, сколько дней раздумывал бы М.В.Родзянко, но вмешался энергичный В.А.Теляковский, который 3-го марта поехал в Думу, уже по собственной воле, и, проведя там три часа, до- бился назначения правительственного комиссара - им стал лидер прогрессистов, князь Н.Н.Львов. В этот же день комиссар прибыл в Дирекцию и объявил первые приказания: " 1. Впредь до последующих распоряжений высшей Правительст- венной власти сохранить за В.А. Теляковским функции по управле- нию Дирекцией театрами и Училищами, как Петроградскими, так и Московскими. 2. Предоставить право В.А.Теляковскому разрешить конторам выдавать ассигновки по неотложным потребностям в установленном порядке. 3. Все новые ассигновки получать из кабинета Его Величест- ва не иначе, как с моего, Н.Н.Львова, разрешения и подписи" 519 0. Распоряжение комиссара в финансовой части артистов успоко- ило, кадровое - нет. " Нас очень удивило и огорчило оставление Теляковского на посту директора", 520 0 - выражали свое недовольство обиженные, но Н.Н.Львов, человек далекий от театра, не мог предложить реаль- ную альтернативу В.А.Теляковскому. Его десятидневное комиссарс- тво ознаменовалось переименованием императорских театров в го- сударственные (6 марта), назначением подпоручика В.Ф.Безпалова, бывшего артиста Мариинки, комендантом петроградских государс- твенных театров, А.И.Южина-Сумбатова - уполномоченным комиссара по управлению конторой московских театров и театрального учили- ща. Не случайно энергичный и практический В.А. Теляковский, по- дытоживая свои впечатления от Н.Н.Львова, записал: " бесспорно, очень правдивый, добрый и симпатичный человек - но едва ли го- сударственный" 521 0. Если же верить другому мемуаристу, то более злые на язык старики Александринки " сокрушенно качали головой - угораздило же кого-то послать комиссаром в театр эдакого раз- варного судака" 522 0. А тем временем политические события раскручивались в стре- мительном темпе: 2-го марта царь отрекся от престола в пользу своего брата Михаила и назначил князя Г.Е.Львова председателем Совета министров, а 3-го - отрекся от престола великий князь Михаил. Нейтрально-выжидательная позиция театральной обществен- ности сразу же после этого взорвалась эйфорией бесконтрольной свободы. Вся актерская громада страстно, перебивая друг друга, заговорила о своих попранных правах, требуя, наконец-то, худо- жественной свободы во всей ее возможной полноте. В телеграмме на имя М.В.Родзянко общее собрание артистов Большого и Малого театров выразило надежду, " что в новой сво- бодной России воцарится свободное искусство, и Большой и Малый театры получат автономное управление" 523 0. В Мариинском театре Г.Андреев тоже заявил Н.Н.Львову: " Изжив тиски старого режима, мы ясно сознаем, чего нам не хватало, что было нашим тормозом. (...) Мы видим единственный выход из существовавшего до сего времени положения только в самой широкой автономии" 524 0. Если для артистов теперь уже государственных театров сво- бода ассоциировалась прежде всего с самоуправлением, то у дра- матургов была своя излюбленная мишень - цензура. Правление Союза драматических и музыкальных писателей, " считаясь с требованиями, предъявляемыми к русскому театру но- вым строем жизни, сочло необходимым выяснить, какие пьесы русс- ких авторов были за последние годы запрещены драматургическою цензурою к постановке" 525 0. Театры нуждались в новом репертуаре, и общественность была уверена, что " многие пьесы, бывшие ранее под цензурным запре- том, могли бы удовлетворить эту потребность в свободном, неско- ванном слове, сказанном писателем с театральных подмостков" 526 0. Уверенность была так велика, что в редакционной статье журнал " Кулисы" радостно обещал: " Гнет мысли, гнет слова исчез, и те- атры в ближайшие же дни дадут гражданам новый репертуар. Он уже снят с запыленных полок и спешно готовится. За работу!! " 527 0. Конечно, при смене власти всегда найдутся обиженные, и по-человечески понятно их желание несколько преувеличить свои прошлые разногласия с свергнутой властью, чтобы предстать в глазах общественности если уж не мучеником, то хотя бы либера- лом-прогрессистом. В России была и цензура, и пресса нередко прибегала к эзопову языку, но общественные представления о цен- зурном самовластии были существенно, очень существенно преуве- личены. В этом была скорее какая-то, ставшая традиционной куль- турная норма, своего рода социальная игра с неписаными, но, как ни странно, соблюдаемыми всеми участниками " правилами игры", когда власть что-то запрещала, и это охотно раздувалось либе- ральной прессой, стремящейся продемонстрировать широкой публике свое гражданское свободомыслие. В действительности же, все сколько-нибудь достойное в художественном отношении рано или поздно в России публиковалось. Поэтому более проницательным оказался журналист, резонно вопрошавший: " В цензуре шкафы ломятся под тяжестью загубленных трагедий, драм, комедий, но какой процент из них представляет хоть какую-нибудь художественную ценность? " 528 0 Последующие события, как будет показано ниже, подтвердили его скептицизм.
|