Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация союзов.
Тем более весомым был их реванш на делегатском съезде в марте 1917 г., что и вызвало такую неадекватную реакцию петрог- радцев. Их заявление о " своем театральном обществе" было не пустой угрозой: еще 7-го марта, в дни заседаний в Москве деле- гатского съезда, в Малом (Суворинском) театре собрались сцени- ческие деятели Петрограда для создания самостоятельного Союза. " Определено было в Союз принимать всех сценических тружеников, не считаясь с размерами сцены и ее категорией, как-то миниатю- ры, кино, цирки и т.д., и называться Союзу: " Союзом Петроградс- ких артистов" 597 0. Выделим последнее слово - " артистов", потому что театраль- ная общественность выражала недовольство персональным составом нового Совета РТО: " в большинстве, как это ни странно, актеры выбрали представителями своих интересов антрепренеров" 598 0. А.Р.Кугель считал, что падение старого режима вызовет рост профессиональных союзов, а посему, по его мнению, необходима " профессиональная организация, освобожденная от всяких дилетан- тов, и распадающаяся на два союза - работников и предпринимате- лей" 599 0. Отметим, что идея объединения сценических работников по признаку профессиональных интересов - не нова. Еще до революции в Петрограде возник " интересный", по оценке прессы, замысел - основать " союз театральных критиков". Однако в чиновно-бюрокра- тическом государстве между замыслом и его воплощением - дистан- ция очень и очень немалая. В ситуации же слома прежних структур власти театральные работники для защиты своих корпоративных ин- тересов стали энергично объединяться в союзы. Однако, была и другая причина - лидеры объединений видели в них альтернативу " старорежимному" РТО. 20 марта по инициативе артистов частных театров состоялось общее собрание для утверждения устава профессионального Союза петроградских сценических деятелей. Целью Союза объявлялось " поднятие и развитие театрального дела, улучшение положения и охрана труда сценических деятелей" 5100 0. В Союз решили принимать артистов варьете и цирка, а антрепренеров - нет. Впрочем, как было оговорено в примечании, художественные деятели сцены, при- нимающие участие в антрепризе, не теряют права на вступление в союз. В эти же дни здесь, в Петрограде, под председательством Л.Б.Яворской состоялось общее собрание " Союза русских драмати- ческих актрис". Правда, пресса удивлялась: " но почему забыли актрис недраматических - оперных, оперетточных, балетных? " 5101 0 Не остались в стороне и москвичи. 29 марта в театре им.В. Ф.Комиссаржевской состоялось учредительное собрание I-го Рос- сийского профессионального союза работников сцены. Кроме хозя- ев, в нем участвовали и провинциальные артисты, приехавшие в Москву в надежде на великопостные контракты. Целями Союза про- возглашались: защита экономических, этических и художественных интересов и - что весьма знаменательно - " изъятие театральных предприятий из рук частных лиц и организация союза театральных товариществ" 5102 0. Основной докладчик - С.А.Корсиков-Андреев - построил свое выступление на идее противостояния актеров антрепренерам и РТО. " Русский актер, - говорил он, - эксплуатируется безгранично, театральный промысел бесконтролен. Артист сейчас продает не только свой труд, но и свою душу. (...) РТО, учрежденное с целью ограждения актера от хищнических предпринимателей, своей задачи не выполнило и выродилось в бюрократическое учрежде- ние" 5103 0. В Союз постановили принимать всех " тружеников сцены", кро- ме антрепренеров и администраторов. На собрании было зачитано воззвание: " в Союзе труженик сцены найдет только своих товари- щей, друзей, которые его поймут, поддержат и сумеют заклеймить и бойкотировать того, кто глумится над актером, кто топчет та- лант, душу актера в грязь, эксплуатирует актера беззастенчиво и нагло. Наш Союз - боевая организация актерства, организация силы и сплочения актеров, организация, ничего никогда не прощающая и не знающая никаких компромиссов" 5104 0. В обращении к театральной общественности заявлялось: " Не забудьте, товарищи, что свободен только тот, кто работает сам на себя" 5105 0. Это был далеко не единственный союз в Москве. 26 - 27 ап- реля в помещение МХТ состоялось учредительное собрание " Союза московских актеров" с широким представительством артистов дра- мы, оперы, оперетты, балета. Устав и программу съезда разрабо- тал А. Я.Таиров, который и был основным докладчиком. Как и другие, Московский союз актеров обещал многое: охра- ну труда и улучшение материального положения артистов, создание собственных предприятий, " содействие к переходу" существующих частных предприятий в товарищества (кооперативы). Но были в его программе и новые акценты: союз брал на себя ответственность за судьбу театральных школ, а со временем посулил даже учредить академию. В организационно-управленческом плане предлагалось отстаивать переход театров на годовой бюджет. В отличие от пет- роградского устав московского союза не делал никаких исключений для антрепренеров, даже если были они одновременно художествен- ными деятелями сцены. Московский союз актеров недвусмысленно заявил о своих пре- тензиях на власть: " все сделки должны проводиться членами Союза в собственном бюро Союза. Это, - комментировала пресса, - нача- ло конца Театрального общества" 5106 0. Эта ориентация на власть была закреплена в §15 Устава, в котором объявлялось стремление союза " к тому, чтобы ни один те- атр, возникающий на народные средства, не имел права функциони- ровать вне художественного контроля со стороны союза" 5107 0. Не слабый, совсем не слабый пункт! Что это не досадная случай- ность, видно из следующих слов А.Я. Таирова: " Союз в своей программе проводит то, чего нет, но то, что должно быть и за что мы будем бороться" 5108 0. Собрание утвердило устав, программу, и избрало Совет, в который вошли А.А.Бренко, Г.С.Бурджалов, И.И.Гедике, О.В.Гзовская, Ф.Ф.Комиссаржевский, М.Ф.Ленин, Ю.Э.Озаровский, Н.Ф.Монахов, Вл.И.Немирович-Данченко, О.А.Прав- дин, А.А.Санин, Л.В.Собинов, К.С.Станиславский, А.Я.Таиров, А.И.Южин, А.А.Яблочкина и другие. Председателем Московского со- юза актеров был избран А.Я.Таиров.
|