Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неготовность театров к свободе.
Исследуемый нами период российской истории охватывает все- го - навсего восемь месяцев. Первые полтора из них - с учетом времени возобновления спектаклей - театры доигрывали старый ре- пертуар, лето прошло в борьбе за профессиональные союзы, в бес- конечных собраниях, конференциях, заседаниях. Автономия вызвала всплеск групповой борьбы, сценические деятели, независимо от профессии, стремились не упустить своего шанса при этом переде- ле власти. Тем временем приближалось открытие нового сезона (он начинался в сентябре, в Александринке - даже 22 сентября), а от него до 25 октября - рукой подать. Понятно, что для спокойного, углубленного осмысления всего происходящего и его художественного отражения театрам было от- пущено слишком мало времени. По этой причине было бы не совсем корректно ожидать слишком много от театров, ориентированных на подлинное творчество. Более логично - обсудить их готовность к работе в новых условиях. 27 апреля Постановлением Временного Правительства " О над- зоре за публичными зрелищами" отменялась предварительная цензу- ра. Ее сменил принцип регистрации произведений, предназначенных к публичному представлению, в Книжной Палате и местным Комисса- ром Временного Правительства. Дарованная властями свобода застала театры врасплох. Пуб- лика справедливо ожидала обновления репертуара, но что-нибудь достойного и заслуживающего внимания в запасниках у драматургов не оказалось. Ожидания, что в цензурных шкафах полки ломятся от запрещенных пьес, тоже не оправдались. Их количество, констати- ровала пресса, " чрезвычайно ограничено. " Ткачи" Г.Гауптмана, " Заговор Фиеско в Генуе" Ф.Шиллера, " Дурные пастыри" О.Мирбо, " Павел I" Д.Мережковского, " Савва" и " К звездам" Л.Андреева, " Рюи Блаз" В.Гюго - вот, кажется, и все" 5230 0. К этому списку можно добавить еще сатирическую комедию В.С.Курочкина " Принц Лутоня", " Хоровод" А.Шницлера и " Царь Иудейский" вел. кн. К.Ро- манова. Скудость репертуара, отвечающего изменившимся запросам публики, отчетливо проявилась в плане постановок Малого театра на новый сезон. Из 11 рекомендованных репертуарно-художествен- ным комитетом пьес пять были классикой - " Гамлет", " Тартюф", " Свадьба Фигаро", " Бешеные деньги" и " Шутники"; еще три - сов- ременных зарубежных авторов - " Саломея" и " Женщина без всякого значения" О.Уайльда и " Мезальянс" Б.Шоу, и лишь три пьесы при- надлежали современным российским авторам - " Декабрист" П.Гнеди- ча, " К звездам" Л.Андреева и " Пастухи" Д.Айзмана. Можно предпо- ложить, что на уменьшение доли современных российских пьес пов- лияло принятое решение о повышении отчислений драматургам. Еще большее недоумение у общественности вызвал список пь- ес, одобренный к постановке литературной комиссией " образцово- го" Александринского театра в составе А.А.Блока, П.О.Морозова и П.Н.Сакулина 5 0(в сентябре его сменила Е.К.Леткова): те же " Пас- тухи" Д.Айзмана, " Волк" Л.Урванцева, " Светлое заточение" С.Ра- зумовского, " Конец рода Коростомысловых" и " Кукушкины слезы" А. Н.Толстого. Шокированная таким выбором критика писала: " Кажет- ся, нигде не было проявлено столько убожества художественной мысли, как в вопросе составления репертуара на предстоящий ху- дожественный сезон (...), где без всякой программы, чисто меха- нически были соединены пьесы, совершенно различные по своей ху- дожественной ценности" 5231 0. Неожиданный выбор членов комиссии в какой-то степени можно объяснить мощным давлением труппы, хотя, конечно, это не снима- ет с них ответственность за принятое решение. Бал в театре пра- вила актерская воля, по поводу которой А.Р.Кугель зло иронизи- ровал: " Как известно, мы имеем не только самую " свободную в ми- ре армию" (...), но и самый свободный в мире театр. Мы имели бы, вероятно, как полинизейцы, и самый свободный в мире костюм, если бы не мешали климатические условия" 5232 0. ...Сезон 1916/1917 гг. закончился в государственных теат- рах тускло и невыразительно. Александринцы под занавес выпусти- ли " Зарево" Е.Карпова, имевшей более идейное, чем художествен- ное значение. 5 0В Михайловском театре В.Э. Мейерхольд поставил " Идеальный муж" О.Уайльда, в спектакле были заняты учащиеся школы сценического искусства. Критика отмечала, что пьеса ока- залась не по силам ученикам и ученицам, мало знакомым с основ- ными принципами какой-либо артистической техники. В Москве те- атры доигрывали старый репертуар: в Малом шли " Без вины винова- тые", " Сестры Кедровы", " Светлый путь", " Ночной туман"; в МХТ - " Три сестры", " Вишневый сад", " Нахлебник", " Смерть Пазухина", " На дне", " На всякого мудреца...", " Хозяйка гостиницы"; в теат- ре им.В.Ф.Комиссаржевской - " Электра", " Гимн рождеству", " Коме- дия об Алексее", " Ванька-ключник и паж Жеан", " Трагедия об Иу- де, принце Искариотском" и т.д. Посещаемость театров в радужные весенние месяцы была не очень высокой. Это было неожиданно - в предыдущем сезоне " Моск- ва, и глазом не моргнув, внесла три миллиона в кассы", 5233 0 хотя честно признавалось, что " деньги плачены " зря". Не стоил мос- ковский сезон тех миллионов, которых он скушал" 5234 0. Равнодушие публики объясняется не только бесцветными пос- тановками - вряд ли они были намного хуже, чем в предшествующем сезоне. Изменились не постановки - изменилась жизнь, ценностные ориентиры, изменилась система общественных ожиданий к искусс- тву, которое в первые месяцы свободы не могло еще вырваться из плена старых, привычных тем и идей.
|