Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Репертуар фарсовых театров
Первыми на " злобу дня" откликнулись мобильные фарсовые и миниатюрные театры, и откликнулись соответствующим репертуаром. Можно допустить, что и в социальных процессах действует ка- кой-то аналог ньютоновского закона - " действие равно противо- действию". В Феврале в репертуаре господствует логика перевер- тывания. Цензурные ограничения на изображение августейших особ были отменены, и фарсово-кабаретные театры во-всю изгилялись над " священной" еще вчера особой императора, его семьи, Распутина и их ближайшего окружения. На сценических подмостках разыгрыва- лись охотно посещаемые пьески, такие, как " Крах торгового дома " Романов и К°", " У отставного... царя", " Гришка Распутин, му- жик всероссийский", " Как Гришку с Николкой мир рассудил", " Царскосельский чудотворец", " Гришкин гарем", " Распутин весе- лится", " Распутин в аду", " Чай у Вырубовой", " Сегодня ты, а завтра я" с легко узнаваемыми персонажами - Распутник, Горемы- ка, Штюрмерфон, Протопопкин и т.д. Поставленная Б.А.Горин-Горя- иновым в Литейном театре " Комедия двора" была в том же ряду - " клубнички" в ней мало, но пошлости много", - писала пресса 5235 0. Такая небрезгливая охота копаться в чужом грязном белье вызывала естественное отвращение у людей воспитанных и интелли- гентных. В.Д.Набоков, например, обвинил прессу, что она ведет " не к чистым высотам, где веет свободой и разумом, а вводит в вонючую атмосферу старой крепостнической лакейской, где свобод- ные от барского глаза рабы судачат о своих господах" 5236 0. Эти слова с полным правом можно отнести и к репертуару фарсово-ка- баретных театров. Отдавая должное воспитанности и благородству В.Д.Набокова, нельзя все же не удивиться защищаемым им правилам поведения - в стране всего лишь 65 лет назад было отменено рабство. Мы лишь краешком коснемся такого большого вопроса, как революция и нравственность - это тема отдельного самостоятельного исследо- вания. Скажем только, что в претензиях В.Д.Набокова, - безус- ловно, справедливых - есть удивительная для политика наивность, но есть и брезгливость барина, откровенно отдающая высокомерным снобизмом, не совсем уместным в это смутное время. Летом скандальные " разоблачения" тайн царской семьи стали охотно разыгрываемой " козырной картой" фарсовых театров. " Рас- тет (...) черный список вульгарно-бессмысленных пьес, творцы которых подобно пиявкам присосались к свободному слову" 5237 0 - на смену дневному распутинскому непотребству предлагаются его " Ночные оргии", " Светлый черт", " Судьба Николая II", " Наместни- ки Николая", " Последние монархисты" и " Царскосельская блудни- ца". Кроме " скандально-разоблачительной" линии репертуара в этих театрах получило мощное ускорение и распространение другое направление - порнографическое. Напомним - начало этому процес- су положила война. В первые дни революции критик возмущался, что при самодержавии " обыватель приучался краснеть, созерцая на сцене раздевальное " искусство" и предвкушать смак сальной кухни такого театра, читая названия пьес вроде " Покажите, что у вас есть" и т.п." 5238 0. Отчасти так оно и было, но только отчасти. " Смак сальной кухни" объясняется ситуацией военного времени - " каждый день войны уносит культуру" (А.Блок), а не самодержави- ем. Скорее даже наоборот, при авторитарном царском режиме пре- делы одобренного и допустимого в искусстве контролируются нед- реманным оком цензуры, революция рушит заборы ограничений - на сцене под громкие крики о свободе торжествует репертуарная все- дозволенность. Нужна длительная традиция, нужен мощный пласт культуры, нужны усвоенные с детства нормы нравственности, чтобы художественная жизнь могла выдержать соблазн различных, в том числе - эротических, искушений. И - одновременно - необходима добровольная общественная поддержка искусства. Без такой весо- мой финансовой помощи искусство, прежде всего - зрелищное, не- избежно склоняется перед экономическим интересом. Чтобы удержаться на плаву, владельцы фарсовых театров ста- рались заманить и ублажить публику всеми возможными способами. Еще не успели просохнуть чернила на царском отречении, как со- держатели шантанов подали петицию " о разрешении торговли до 3 часов ночи и о разрешении виноградных вин". Правительство на это не пошло - продажа алкоголя крепостью свыше 1, 5° запреща- лась. Предприниматели отыгрались на репертуаре - его " злачная" линия была представлена как никогда широко: от гривуазной " Ку- рортной плутовки", " Любовных шалостей", " Любовного кавардака", " Веселого рогоносца", " Аромата греха", " Шальной бабенки" через " Гетеру", " Прелюбодейку", " Содержанку на паях", " Дамочку с ус- ловием", " Любовь в ванной", " Ночи любви", " Гаремного надзирате- ля", " Шпанской мушки", " Пуговки от штанов", " Развратницу Митро- дору" к " Леде" А.Каменского, " Двум Ледам" С.Беловой вплоть до откровенно скабрезной " Царскосельской благодати", автор который спрятался под псевдонимом " соч. Маркизы для окон". Этот последний " фарс-эпизод из жизни Гр.Распутина" стал гвоздем сезона. Пресса возмущалась, критика негодовала, а пос- тановка делала битковые сборы. Рецензент возмущался: " Мы комби- нировали на все лады все новые благодатные условия: и падение цензуры, и театральную автономию, и театральные союзы - и ра- достно вздыхали: - Ну, теперь пойдет музыка не та! Теперь на театр снизой- дет благодать! ... И дождались! Снизошла " Царскосельская благодать"... Публика, " оскорбленная действием", спешила покинуть театр. Вот, стало быть, какая " благодать" пришла. (...) Мы ругали старый театр - театр цензуры и " рабского слова". Но теперь, после постановок, подобных " Царскосельской благодати", мы не имеем права ругать старый театр! Нам всякий теперь скажет: - Помилуйте, даже прежде, в дни рабства, никогда не было такой гадости в театре" 5239 0. Оставим в стороне эмоции и пафос критика, зададимся прос- тым вопросом - если публика " спешила покинуть театр", почему тогда эта постановка шла практически ежедневно? Неужели антреп- ренер сознательно работал себе в убыток?.. Все имеет издержки, даже демократия. Условия военно-рево- люционного времени были " благодатны" для " заразы порнографии", заполонившей подмостки фарсово-кабаретных театров. Репертуарное непотребство было столь явным, что критика растерялась: " Неуже- ли наш (...) осиянный революционными лучами театр не сможет удержаться (...) на краю той чистой свободы, за которой начина- ется яма свободы порнографической и идиотски грязной? " 5240 0 Все эти ламентации, призывы " не переступать черту", " быть достойным" и т.д. были гласом вопиющего в пустыне, и вот поче- му. Есть лишь несколько способов регулирования репертуара - ад- министративно-командный, идеологический и экономический. Если общество выбрало путь самоорганизации культурной жизни, то - при отсутствии цензуры и весомой финансовой поддержки театрального искусства - содержание репертуара зависит от интересов (в том числе - меркантильных) антрепренера и запросов (как правило, неразвитых) массовой публики. Можно сколько-угодно возмущаться, но в Феврале на сценах шло то, что должно было идти, потому что в революции оказался выброшенным за борт за ненадобностью нравственный опыт страны, а желание театральных предпринимателей " сорвать куш" совпало с неразборчивым вкусом новой публики. И разве случайно, что именно в конце февраля 1917 г. закрывается Камерный театр? Это событие дало Н.Россову право обвинить публику в том, что она " в сущности не любит никакого искусства, кроме буржуаз- ной фотографии своих личных ощущений, услужливо так предоставляемых для нее буржуазными актерами на сцене" 5241 0. Не стоит поминать всуе " буржуазию" - вряд ли именно это понятие характеризует всю новую публику того времени, когда неумолимо перерождался воздух времени, размывалась нравственность, рушились традиционные ценности. Для теоретиков-идеалистов человек представляется существом ангелоподобным; для практиков-реалистов он изначально греховен, потому и разрабатывают они самые разнообразные - этические, экономические, идеологические, ценностные - механизмы интегра- ции эгоистических целей и устремлений человека в коллективную общественную жизнь. При самодержавии низменные инстинкты публики сдерживались цензурой, ее отмена в условиях военно-революционного времени привела к закономерному результату. По сценам российских театров самоуверенно дефилировали об- наженные " Леды". Упомянутый выше П.Кохманский организовал на паях с А.Каменским ни много ни мало " Театр дерзаний и парадоксов" и лихо прокатывал в провинции его " Леду" и " Хоровод" А.Шницлера. Это дало повод прессе позлословить: " В Самаре " дерзания и парадоксы", а мы, грешные, в Москве, думали просто порнография. (...) Голая баба с лекцией! Самарские банщики, трепещите! " 5242 0 Осенью, в полном согласии с уже новыми веяниями, А.Каменский завлекал публику на " Вечера социализированной красоты", которые были ни чем иным, " как обычной порнографией, к которой наклеен модный и ходкий по теперешним временам ярлык" 5243 0. Всплеск так называемой порнографии коробил российскую интеллигенцию. Вообще это очень интересная и совершенно неразработанная в нашей культурологической науке тема - табуированное отношение российской интеллигенции к чувственно-эротическому началу в искусстве и к нарушению этого табу. Будем откровенны, выросшее в строгих этических нормах пра- вославной ортодоксии общество было в этом вопросе традиционно пуританским. Ведь даже очаровательную Анастасию Вяльцеву чопорная критика упрекала в эротичности ее песенной музы. А.Р.Кугель был вынужден растолковывать доморощенным святошам, что " элементы эротики вообще неразлучны с большей частью художественных впечатлений" 5244 0. Он прав - и в целом, и в частности: утвердившийся в начале века стиль modern в самых разнообразных символах обыгрывал элементы эротики. Но, думается, есть и другая причина анализируемого явления. В это смутное, тревожное время люди жили с ощущением распада империи, надвигающейся катастрофы, что подтверждается резким всплеском самоубийств и необычным ростом преступности. В стране вдруг объявилось множество ведунов, прорицателей и других носителей оккультного знания. Газеты и журналы широко рекламировали " ясновидящую Олю Зубареву, 8 лет", " знаменитую ясновидящую Люцию, 9 лет", " гениальное дитя - ясновидящую и угадчицу чужих мыслей Маню Умницкую, 6 лет"; давала спиритические сеансы " гений мнемотехники и телепатии медиум м-сс Бетти и ее индуктор м-р Джек" и многое другое, аналогичное.
|