Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анафема порнографии.
Безысходность и подсознательный страх смерти обусловливали в эти месяцы ситуацию проживания (прожигания) жизни во всей ее чувственной полноте. Фарсовые театры лишь обслуживали эти глу- бинные ожидания публики в низовых, площадных формах. Сколько благородного гнева, пафоса, язвительной иронии выражено в прессе в эти месяцы в бессчетных рецензиях о засилье порнографии. Видимо, больно задела она за что-то очень живое, уж коли вызвала такой широкий общественный резонанс. Конечно, масштабы самого явления оказались нежданно-пугающими, но только ли в этом дело? Лика Авилова в голодном 1921 г. перечитывает арцыбашевскую " Жену" и записывает в дневнике: " И возмущена еще острее, чем раньше. И ненавижу еще ярче, чем раньше: ненавижу (...) всю эту грязь и мерзость, распущенность, грубость и бессмысленность" 5245 0. Отдадим должное их воспитанности и интеллигентности, но попробуем все-таки разобраться - истина дороже. Понять и объяснить эту яростную нетерпимость части российской интеллигенции - невозможно, если исходить лишь из собственно порнографического момента в искусстве. Рассуждая строго, ни в арцыбашевских писаниях, ни в умеренно обнаженных артистках Каменской и Кастальской, игравших Леду, не было ни грязной эротики, ни особой " клубнички", даже с учетом всех последовавших нравственных и эстетических поправок на границы " дозволенного" в искусстве. Думается, что кроме воспитанности, порядочности, скромности и естественной брезгливости было и что-то другое, что вызывало у них такую реакцию неприятия и отторжения. Что? Можно предложить гипотезу, что среди творческих деятелей России была представительная группа, которая ощущала свое слу- жение искусству как гражданский долг, как выполнение ответс- твенной художнической миссии перед обществом, народом. Предс- тавление об искусстве как деятельности художника в сфере чистой эстетической формы не было в России преобладающим. Более расп- ространенным был воспринятый от XIX века завет " служения наро- ду", который давал творцам мощное психологическое оправдание своей деятельности как общественно важной и нужной работы, как благородного труда по просвещению и окультуриванию народа. Только при этом то, чем они занимались, их " жизнь в искусстве" была не блажью сытых людей, не личными забавами, нет, совсем нет - они несли народу Свет, Добро, Красоту и многое другое возвышенное с таких же прописных букв. А арцыбашевы, порнографические спектакли и все иже с ними торгаши от искусства снижали эту благородную мотивацию, перево- дили священность художнического служения народу в разряд вуль- гарной коммерции. Тем самым у части творческой интеллигенции рушились механизмы психологической защиты и морального самооправдания своей деятельности. Думается, что по этой самой причи- не она столь яростно отвергала так называемую порнографию, уни- жающую их благородную миссию служения народу. Главный объект критических стрел - П.Кохманский - попробо- вал объясниться: " Цель, которую преследует " Леда" - оправдание публичного выявления красоты человеческого тела; в этой цели, если отбросить существующую мещанскую мораль, ничего порнографического не заключается". Оппонируя своим хулителям, " людям с загрязненным воображением", он делает сильный ход и обвиняет их в том, что во фрейдизме называется " проекцией": " в реалистической и правдивой картине нравов Шницлера они узнают в герое (...) свои собственные черты, свое собственное искривленное похотью лицо" 5246 0. В принципе, так бывает - в середине 50-ых годов в СССР бдительные коменданты молодежных общежитий срывали со стен репродукции " Спящей Венеры" Джорджоне, усмотрев в ней " голую бабу". Поэтому трудно в общем виде судить - кто прав: антрепренер или критик, увидевший в спектакле " женщину в одних туфельках. Одетую " во все голое" 5247 0. Как бы то ни было, но абсолютное большинство сочло спектакль порнографией, а владельцы здания на Тверском бульваре бр. Паршины, который арендовал П.Кохманский, предъявили ему иск на расторжение контракта, ссылаясь на нарушение условий договора - " художественное воплощение на сцене всех отраслей серьезного искусства" 5248 0. Вообще, интеллигенция России оказалась совершенно неподго- товленной к вызову " теневой культуры", отражавшей вкусы разно- шерстной публики этого смутного, переходного времени. Пресса и архивные материалы тех лет наглядно демонстрируют их наивные романтические иллюзии о революции, которая делается " по Шилле- ру". Увы, шквал социальной революции сметает, не замечая, все аптекарски выверенные в немецких кабинетах рецепты, кипящая ла- ва революции торит себе дорогу стихийным путем. Грубая проза жизни разительно разошлась с красивой мечтой, шокированная ин- теллигенция была близка к панике: " Хам пришел! Хам пришел! " 5249 0 Революция гуляла по России разинско-пугачевской вольницей, культурная жизнь резонировала этой вседозволенности, и интелли- генции оставалось только печалиться: " В темные мрачные дни русский актер говорил как Шиллер и презирал подъячих, а теперь у него какие-то рыбьи и слова и рыбье дело" 5250 0. Убеждать хватких театральных предпринимателей прекратить показ срамного, но прибыльного репертуара - дело бесполезное. Можно понять некоторую растерянность и даже нравственное смущение А.Р.Кугеля, который всю жизнь воевал с цензурой, но в сло- жившихся обстоятельствах был вынужден хоть частично признать ее правоту: " Театр пока что получил от " свободы" полную свободу порнографии. (...) " Хоровод" Шницлера цензура запрещала. Умно она делала или нет? Я всегда спорил с цензорами, доказывая, что " Хоровод" - грандиознейшая поэма, что она проникнута неким мис- тическим началом рока... " Настолько я изучил Шницлера"... - говорил я обыкновенно. Но любезные цензора меня прерывали: " Вы знаете Шницлера, но вы не знаете наших антрепренеров". И, ка- жется, что они понимали своих клиентов лучше, чем я" 5251 0. А че рез две недели, досадуя на " всеобщую растерянность" правитель- ства, на " нежелание пользоваться теми же законами, которое оно само же издало", он недвусмысленно подталкивал их " власть упот- ребить" против " порнографических безобразий Кохмано-Каменского содружества... А местные комиссары хоть бы что, и в ус себе не дуют" 5252 0. Думается, однако, что запретительные меры правительства были бы малоэффективны в эти дни хаотической русской свободы. " Власти, - отмечал критик, - при осуществлении своих законных прав, в настоящее время вряд ли встретят необходимую поддержку зрителя, разнузданного и развращенного, алчущего и жаждущего всего пошлого, ультрапикантного и прямо циничного" 5253 0. Не совсем корректно обвинять во всех грехах публику в целом, однако вывод, что " порнография на сцене уже пустила глубокие корни" - в общем виде справедлив, естественно, при условии, что порног- рафия понимается в контексте прошлых, а не современных предс- тавлений. Власть совсем не спешила с цензурно-карательными акциями - то ли по причине своего полного бессилия, то ли из-за предан- ности идеям демократии. Тогда вмешалась совсем другая властная сила. Труппа Троицкого фарса получила решительный отпор в Кронштадте, в котором восставшие матросы захватили заложников и не признавали никакой власти. Труппа намеревалась показать в городе " Царскосельскую благодать", однако " артистам (...) было объявлено от имени местного Совета солдатских и рабочих депута- тов, что ежели только они вздумают пьесу исполнить, то (...) будут арестованы. " Царскосельскую благодать" пришлось экстренно везти обратно". Изложив этот инцидент, редакция порадовалась: " Многое простится кронштадскому Совету (...) за то, что они приняли " благодать" в штыки" 5254 0. Не остались в стороне и союзы. После сравнительно недолгой раскачки Исполком московского союза артистов " пришел к убежде- нию", что театр Кохманского " не преследует никаких целей, кроме исключительно порнографических" 5255 0. В итоге бурных дебатов Исполком " заклеймил деятельность Кохманского и выразил порицание артистам, выступившим в " Леде" и " Хороводе" 5256 0. Однако на общую театральную ситуацию в стране это решение никак не повлияло - чуть ли не каждую неделю возникали всевозможные экзотические театры, как например, " Театр красивой жизни", театр изящной комедии " Пэл-Мэл", театр " Улыбка", " Веселый" театр, " Театр смеха и веселья", " Молодой театр", театр " Мозаика", " Интимный театр", театр " Ренессанс", театр художественной сатиры " Ко всем чертям", " Театр для всех", какой-то совсем непонятный " Народно-семейный театр " Шут", " артистическое предприятие совершенно интимного характера - товарищество " вечеринки Коломбины" и т.д.
|