Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утопия большевиков
Политизированное сознание народных масс жаждало немедлен- ного социального результата, и эту их надежду, их веру в чудо и справедливость всячески поддерживали большевики. Они обещали народу всеобщее равенство - сразу и всем тем, кто трудится; обещали власть - Советам, обещали - на Апрельской конференции - свободу слова, стачек, демонстраций, государство - без полиции, без постоянной армии, без привилегированного чиновничества. Вне всякого сомнения эта программа была чистой воды утопией, но... Но она отвечала и глубинным, и успевшим сложиться за годы войны чаяниям и потребностям народа. Мы уже указывали, что развитие капиталистических отношений взрывало традиционный уклад народной жизни, люмпенизировало вчерашних крестьян. В непривычных для себя условиях жесткого социального выживания человек терял освященные традицией при- вычные точки опоры. Утрата внутренних ценностных начал компен- сировалась надеждой на внешнее - на государство, его мощь и си- лу. Однако военные неудачи и поражения, бессчетное число убитых и увечных разрушили веру в мудрость самодержавной власти, рево- люция окончательно разметала по ветру все прошлые идеалы и ми- фы. Но общественное сознание, и тем более общественное сознание традиционного общества, к которому мы относим Россию, не может существовать без мифов. Рациональное индивидуалистическое соз- нание творит своих кумиров, исходя из принципов предпринима- тельской этики. Его заповеди - нормы здравого смысла, его герои - удачливые победители, добившиеся успеха. Традиционное же об- щество нуждается в мифе, можно даже сказать - в большом мифе, который способен интегрировать все самые разнородные, разнонап- равленные общественные группы. Ни славянофилы, чей идеал был в прошлом, ни западники, ориентированные на европейский идеал, в это смутное для России время не могли составить конкуренцию блистательному мифотворчеству большевиков. Действительно, миф не только объясняет мир, но и дает обществу, его гражданам уверенность, надежду. Большевистский миф содержал в себе все это и даже больше: он обещал России лидерство в мировом историческом процессе. Не замкнутая и отчужденная Россия славянофилов, не идущая на поклон к богатому Западу бедная просительница, отнюдь нет, в мифологеме большевиков Россия являлась провозвестницей нового исторического пути, по которому за ней рано или поздно пойдет весь мир. (В скобках отметим, что мы не обсуждаем здесь вопрос о том, насколько искренне сами большевики верили в эту утопию). Программа и лозунги большевиков были большим мифом, в ко- тором нуждалась страна. Не только рабочие массы, но и часть ин- теллигенции считала, как например, А.Н.Бенуа в апреле 1917 г., что с " ленинцами" можно будет ужиться, от чего-то придется от- казаться, но зато наградой будет " такое беспредельное счастье, такой абсолют счастья, как возобновление чисто человеческих от- ношений между людьми" 5280 0. Ни одна из трезвомыслящих политических партий России не могла предложить народу конкурентноспособной программы ради- кального переустройства жизни, и не потому лишь, что такая программа изначально была нереальной, но и потому еще, что жили они в контексте старых, прошлых представлений. Русская буржуа- зия, ее политические партии и их лидеры были пленниками идей свободы и демократического развития без какого-либо поправочно- го коэффициента на российскую действительность, народные массы которой только-только выходили из векового рабства и государс- твенного принуждения. Национально-культурные особенности русской жизни в расчет не принимались. Как ни старались они вырваться из рокового кру- га традиций государственности, ничего не получалось - выросшие в лоне самодержавия, они своей пуповиной были связаны с ним всем кругом идей. Стихийный народный максимализм, как и попу- листские требования были им, европейски мыслящим интеллигентам, глубоко чужды. Временное Правительство не имело надежной соци- альной опоры. Оно лавировало " между страхом революции и страхом реакции" (М.Арцыбашев), но удлиняя срок своего пребывания у власти, оно стремительно теряло историческую перспективу сохра- нения основ этой власти. После июльской генеральной репетиции большевиков по захва- ту власти, в августе пришла очередь военных: 25-го двинул каза- чий корпус и " дикую дивизию" на Петроград Л.Г.Корнилов. Его по- литическая программа, как, впрочем, у всех, кто рвется к влас- ти, обещала многое - восстановление прав гражданина без разли- чия пола и национальности, уничтожение классовых привилегий, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова и печати, свободные, без давления, выборы в Учредительное собрание и т.д. Впрочем, и большевистская партия - в лице И.В.Сталина - обыгры- вала те же самые лозунги и требовала " восстановления свобод, декретирования демократической республики и немедленного созыва Учредительного собрания" 5281 0. А.Ф.Керенский сам метил в спасители - еще бы, " любовью гимназистки влюбилась Россия [точнее было бы - ее интеллиген- ция. - Г.Д.] в Александра Федоровича Керенского" (А.Мариен- гоф) 5282 0. Он обратился к верным правительству частям. Ему на по- мощь пришли большевики, для которых победа Л.Г.Корнилова озна- чала крах всех честолюбивых вожделений власти. А.Ф.Керенский повел себя беспринципно - ни в какой форме он не отмежевался от этого дара данайцев, и, возомнив себя опытнейшим политическим дрессировщиком, безрассудно сунул голову в львиную пасть боль- шевиков. История в конечном итоге - увы, только в конечном - не прощает политиканства и безнравственности. Акцию с корниловским мятежом А.Ф. Керенский выиграл, но всю партию проиграл. Больше- вики подняли на борьбу с мятежниками Красную гвардию и матросов Балтфлота. Переворот не удался, генерал А.И.Крымов застрелился, Л.Г.Корнилов после символического ареста ретировался на Дон. Мятеж военных был подавлен, А.Ф.Керенский организовал Дирекцию (Совет пяти), но все понимали, что это ненадолго. К сентябрю Временное Правительство окончательно потеряло кредит доверия, страна была в хаосе, оперетточный комик А.Д.Ко- шевский пел в " Сильве" куплеты на злобу дня: Мы сами губим нашу честь, Садимся в грязь бесславную, - Эх, если б порку произвесть - Всеобщую, прямую, тайную и явную 5283 0. [Последнее слово - или сознательный парафраз идеи " рав- ную", или опечатка.- Г.Д.] Интеллигенция еще надеялась на чудо, на дееспособность избранного демократическим путем " хозяина земли русской" - Уч- редительного собрания, но идея сильной власти уже витала в воз- духе. " Страна искала имя, " - вспоминал позднее А.И.Деникин. Сам М.И. Терещенко писал в сентябре А.Ф.Керенскому, что " контррево- люция, хотя и не непременно монархическая, представляет единс- твенную надежду на спасение родины" 5284 0 - призрак грядущей дик- та 5- 0 туры 5 0уже бродил по стране.
|