Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дискуссии о пролетарской культуре. Оформление Пролеткульта
Великая российская культура создавалась веками. Свою лепту в ее сокровища внесли все слои общества, вершинные же ее достижения связаны с просвещенным 5 0классом. Однако знамением этого нигилистического времени стало утверждение классового подхода не только в политической, но и в культурной жизни страны. Инициатором дискуссии о " пролетарском искусстве" был А.А.Богданов, его поддержали М.Горький, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский и другие. Правда, их партийный коллега А.Потресов в 1913 г. сомневался - " образуется ли (...) еще в рамках капиталистического строя, культура пролетарского художества? ", разумно предлагая не самообольщаться на этот счет, так как без помощи интеллигенции рабочий класс способен создать, по его мнению, только такое общество, в котором " будет господствовать психика (...) пролетарской Спарты и не могут создаться Афины" 5292 0. Его главный оппонент - А.В. Луначарский - в 1914 г. соглашался, что " быть может, еще нет решающего шедевра, нет еще пролетарского Гете", 5293 но выражал уверенность, что " как сказочный царь Мидас, к чему бы не прикасался, все превращал в золото, так пролетарское искусство, что бы оно не выражало, превратит всякий материал в оружие в деле самосознания и спайки рабочего класса" 5294 0. В Феврале проблема пролетарской культуры перешла из теоретических сфер в область практической работы. В июне 1917 г. А.В.Луначарский, рассуждая об " отношении общечеловеческой культуры и культур классовых", признал, что " всякий разговор о 2пролетарской 0 культуре (...) находил весьма ожесточенный прием" и так высмеял " буржуазные" представления по этому поводу: " Как! Вносить классовую рознь даже в область культуры? Скоро будут говорить не только о пролетарской музыке, но о большевисткой скульптуре и меньшевистской архитектуре! Эти партийные люди все на свете хотят разрезать по квадратикам своей отвратительной классовой сетки" 5295 0. Комментируя эти, на наш взгляд, разумные и, как показал исторический опыт нашей страны, справедливые опасения, он просто отмахнулся от них, обозвав их " ветхой фразеологией". " Наш ответ, - провозглашал он, - (...) короток и ясен. Пролетариат по самому своему существу есть 2культурный 0 класс", который " уже теперь, в подвале капиталистического дворца (...) начинает ковать свою культуру: прежде всего - культуру-меч, культуру борьбы против угнетателей, а потом также культуру-меч- ту, культуру - цель своих стремлений, свой классовый идеал правды и красоты" 5296 0. Его точку зрения разделяло большинство в ленинской партии - в эти же месяцы " Правда" самоуверенно провозглашала: " Пролетариат - этот титан всех революций и строитель светлого будущего человечества - должен иметь свое мощное искусство, своих поэтов, своих художников". Сразу после революции в столицах при Советах рабочих и солдатских депутатов (СРиСД) организуются активно действующие художественно-просветительские комиссии. В мае Исполком СРиСД принимает решение " не отправлять на фронт с маршевыми ротами" артистов-солдат. А через месяц приказом военного министра все они передаются в распоряжение театральных комиссий при СРиСД. По сообщениям прессы из них предполагалось формировать отдельные труппы и посылать на фронт " для показа спектаклей - бесплатных и платных". 17 июня в Москве художественно-просветительская комиссия СРиСД (председатель - В.В.Вересаев, секретарь - Е.К.Малиновская) подписала договор о передаче ей " Солодовниковского театра и театрального имущества С.И.Зимина". " Оперная труппа Зимина, организованная на автономных началах, - сообщила пресса, - целиком переходит в новое предприятие" 5297 0. Занавес взвился 6 сентября - шел " Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, и если быть точным, то историю 2советского 0 театра надо отсчитывать именно с этого дня. Затем, 23 сентября - новая премьера: " Орестея" С.Танеева. А еще через месяц - 25 октября - в бывшем саду " Аквариум" открылся уже драматический театр СРиСД, получивший название " Военный" или " Солдатский" театр. Перед постановками и симфоническими концертами солдатам читались лекции. На сцене театра б.Зимина труппы МХТ и его студий договорились показать в сезоне 1917- 1918 г.г. 32 спектакля по общедоступным ценам. Дотацию на это выделил СРиСД. В августе, выступая на правлении МХТ, В.И. Немирович-Данченко говорил: " Ч р е з в ы ч а й н о в а ж н о, - даже в политическом смысле, чтобы появление всех частей наших на сцене СРД было обставлено и с к л ю ч и т е л ь н о й п о р я д л и в о с т ь ю, дисциплиной и вообще культурностью" 5298 0. Согласованный для показа репертуар включал такие постановки МХТ, как " Горе от ума", " Моцарт и Сальери", " На всякого мудреца", " Царь Федор Иоаннович", " Смерть Пазухина", " На дне" и т.д.; Первой студии - " Потоп" и " Двенадцатая ночь". Комитет общественных организаций Москвы обещал бесплатно передать СРиСД еще пять районных театров. Пример Москвы оказался заразительным: в Риге дума сдала городской театр местному Совету рабочих депутатов сроком на один год - для организации латышского рабочего театра 5299 0. Предприимчивость и деловитость художественно-просветительской комиссии СРиСД встречала поддержку у творческой интеллигенции Москвы. Впрочем, кугелевский " Театр и искусство", откровенно недолюбливавший, как он их называл, " товарищей" остался и тут верен себе: " Московский совет рабочих депутатов, занявшись в широких размерах антрепренерской деятельностью (...), посещает и премьеры других театров. (...) Для полноты универсальной власти СРиСД остается исполнительному комитету еще писать рецензии" 5300 0. Но " товарищи" не только приняли этот " буржуазный", по их мнению, вызов, но и дали на него свой ответ. В.Волькенштейн опубликовал в " Новой жизни" статью, где доказывал, что " лучший зритель - демократ, зритель - " народ". Этот зритель " доверчив, он восторжен, он благоговеет перед театральным занавесом, он все поймет и все оценит. (...) С волнением, с почтением к театру расселись по местам эти неискушенные в наслаждениях люди. Они пришли на праздник. Они ждут чуда". В отличие от такого зрителя " холодными глазами встречает буржуа спектакль, осторожно похваливает, капризно поругивает - и в этой душной атмосфере опошляется и вянет искусство" 5301 0. Для идеологизированного сознания уже не суть важно - дает ли жизнь действительные основания для такого ликующего восторга, укладывается ли все многообразие жизни в схемы и ярлыки? В нашем случае мифотворящая идеология с манихейской непримиримостью разводит по разные стороны белую кость - " народ" и черную кость - " буржуа". Можно понять возмущение критика, комментирующего волькенштейновские пассажи: " С одной стороны - тьма египетская и вместо людей какие-то маньяки и " сердцем хладные скопцы"... С другой стороны - светлый рай и в нем ангелы! Полутонов и полутеней нет! Все на удивление прямолинейно и на редкость выдержано в стиле классовой борьбы" 5302 0. В этом же духе классового отчуждения завершилась и I-ая Петроградская конференция культурно-просветительских организаций, длившаяся с 16 по 19 октября. В списке одобренных резолюций было и предложенное А.В. Луначарским заявление: " Пролетариат охотно принимает в культурно- просветительском деле сочувствие и помощь социалистической и даже беспартийной интеллигенции. (...) Но он считает необходимым критически отнестись ко всем плодам старой культуры, которую он воспринимает не как ученик, а как строитель, призванный воздвигнуть новое здание из камней старого" 5303 0. И хотя верная себе редакция " Театра и искусства" в очередной раз съязвила по их адресу: " Ах, фразеры, фразеры! ", никто тогда и помыслить не мог, что на этой конференции организационно оформился всесильный на ближайшие годы Пролеткульт.
|