Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репертуар государственных театров






 

... Лето заканчивалось, приближалось открытие сезона. В

Петрограде усиленно циркулировали слухи о возможной сдаче горо-

да, эвакуации и ликвидации различных предприятий. Все тревожи-

лись, но слухи, к счастью, не подтвердились. Государственные

театры начинали сезон " без всякой уверенности в завтрашнем дне.

Но этой уверенности, - вынуждена была признать пресса, - нет не

только в театрах - ее нет у всей страны" 5271 0.

Особые заботы были связаны с репертуаром. Весной Ф.А.Голо-

вин рекомендовал александринцам открыться запрещенным ранее к

постановке " Павлом I" Д.С.Мережковского, благо это совпадало с

желанием автора. Труппа, однако, отказалась - нет денег на пос-

тановку, пьеса уже заиграна в провинции, и вообще, по какому

такому праву комиссар указывает автономной труппе, что ей ста-

вить?! Время было потеряно, и ближе к осени уже сам Ф.Головин

отклонил просьбу Малого театра открыться " Павлом I", мотивируя

это тем, что в " настоящее время" такая постановка явилась бы в

" политическом отношении бестактной". Опасения комиссара были

преувеличены - пьеса широко игралась в провинции, шла на сплош-

ных аншлагах (и это при том, что спектакль длился 5 часов - с

половины восьмого до полпервого ночи) в Московском драматичес-

ком театре, где заглавную роль с большим успехом исполнял

И.Н.Певцов.

Мариинцы открылись не обещанной в марте " Русланом и Людми-

лой", а " Князем Игорем". На спектакле случилась неприятность:

исполнитель заглавной партии П.З.Андреев упал вместе с лошадью

и не смог продолжать спектакль. " Сезон начался при неблагопри-

ятных ауспициях" - писал по этому поводу рецензент, но его наб-

людение возможно трактовать в более расширительном смысле.

Малый театр начал сезон " Шутниками" А.Н. Островского. Осо-

бого успеха они не имели, " непонятно, - удивлялась пресса, -

зачем понадобилось возобновление? " 5272 0

Выше уже отмечалось, что александринцы тоже готовили во-

зобновление - " Смерть Иоанна Грозного". Однако труппа раздели-

лась на два яростно противоборствующих лагеря: первый, во главе

с Н.Н.Ходотовым, отвергал пьесу как " контрреволюционную" [в те-

атре их прозвали " большевиками" - Г.Д.]; второй - их мнение за-

щищал в прессе Ю.М.Юрьев, - считал ее пьесой на все времена,

способной украсить сцену, независимо от политической обстановки

в стране. Страсти разгорались, " Е.П.Карпов слезно умолял посе-

щать репетиции, говорил большевикам о необходимости труда, о

том, что нельзя игнорировать исторические пьесы, иначе надо от-

менить и " Дмитрия Донского", и " Самозванца" 5273 0. В этой ситуации

художественно-репертуарный комитет, как мы писали, в полном

составе подал в отставку, его функции принял на себя дуумвират

- Ф.Д.Батюшков и Е.П.Карпов. " Таково начало конца, - злорадс-

твовал " Театр и искусство", - бессмысленнейшей игры в автоно-

мию, которую проповедывал наш известный театральный социал-де-

мократ Ф.Д.Батюшков" 5274 0.

На премьере " Смерти Иоанна Грозного" произошел инцидент

" политико-сумбурного характера": действие " прерывалось в нес-

кольких местах демонстративными аплодисментами и соответствен-

ным шиканьем с другой стороны двух разных партий" 5275 0 в зале.

Второе представление тоже вызвало " манифестацию политического

характера", но все, в конце концов, обошлось, и артисты доигра-

ли спектакль до конца.

Рецензенты, оценили спектакль и игру актеров " слабой, неу-

дачной, никчемной". Кадетская " Речь" объявила даже, что " театр

докатился до спектакля, после которого можно считать покончен-

ным его художественное бытие" 5276 0. Сказано резко и в общем на

наш взгляд, несправедливо: художественная неудача спектакля

имела прежде всего общественно-политическое объяснение.

И в частных театрах начало сезона художественных потрясе-

ний не принесло: в Петрограде Незлобинский театр открылся " Ка-

саткой" А.Н.Толстого, показывал " Екатерину Ивановну" Л.Андрее-

ва, готовил премьеру " Царя Иудейского", все первые представле-

ния которого были заранее закуплены Георгиевским Комитетом в

пользу нужд общества " Друг инвалида". В театрах столиц шли пь-

есы Е.Карпова, А.Косоротова, Н.Григорьева-Истомина, П.Невежина,

В.Рышкова, Л.Урванцева, И.Шпажинского, плодовитого А.Н.Толсто-

го. Охотно игралась классика - русская и мировая, театры обра-

щались к зарубежным авторам - Г.Ибсену, К.Гамсуну, Б.Шоу и т.д.

Особым успехом пользовались пьесы О.Уайльда: в октябре сразу в

трех театрах Москвы шла его " Саломея" - в Малом, " Молодом" и

Камерном театрах. Последний возобновил свою деятельность благо-

даря субсидии РТО, а в бывшем его помещении на Тверском обосно-

вался театр Я.Д.Южного.

23 октября В.Э.Мейерхольд выпустил в Александринке " Весе-

лые расплюевские дни" (по А.В.Сухову-Кобылину). Рецензий, в си-

лу известных политических событий, практически не было, но пос-

тановка, видимо, не стала этапной для режиссера, что впрочем,

естественно, учитывая расклад сил и общую атмосферу в Александ-

ринке.

Театральный Февраль открылся 12 марта " Веселыми днями Рас-

путина" С.Шиманского в Никольском театре и закончился " Веселыми

расплюевскими днями" в Александринке. Особых художественных

удач не было. " Один за другим открываются зимние театры, не

принося с собой ничего нового, - подытоживал свои впечатления

от начала сезона критик. (...) сгинули цензоры, пропали без

следа все запреты. А нового и радостного в театре нет. Наобо-

рот, поблекло и то, что было самоцветного, расползлось и то,

что было гармонично слажено...

Никакого пафоса, пророчества, никаких дерзновений" 5277 0. С такой же нелестной и, в целом, справедливой оценкой и вошел бы в историю театральный Февраль, но чудо, в котором уже все разуверились, которого все перестали ждать, все-таки свершилось: после двухлетнего перерыва МХТ подготовил и выпустил " Село Степанчиково и его обитатели" (инсценировка Волькенштейна и Вл.И.Немировича-Данченко).

В своих вершинных достижениях искусство провиденциально - оно резонирует неслышному нормальному уху зову будущего. Только художник наделен волшебной способностью приносить в мир весть из будущего. Искусство - вестник, если только мир способен услышать и понять его знаки грядущего.

В страшной фигуре Фомы Опискина, которого играл И.Москвин,

зрители въявь увидели кошмар власти лакейства и покорно склоня-

ющееся перед этой хамской властью общество. Современники по

достоинству эстетически оценили, но, судя по первым рецензиям,

не поняли всего явленного смысла спектакля. В магическом крис-

талле искусства они разглядели его ближние грани, а дальние ос-

тались до поры до времени неувиденными. Критика связывала пос-

тановку с недавними событиями российской истории: " Если бы цен-

зор, читавший рукопись " Села Степанчикова", обладал даром исто-

рического предчувствия, - писал Ю.Соболев, - он запретил бы эту

пьесу. При дворе русского императора разыгралась почти та же

история, о которой рассказано в " Селе Степанчикове" 5278 0. В спек-

такле он увидел " воплощенную в живых образах " распутиновщину".

" Никогда еще театр, - отмечал другой критик, - не попадал

так метко в самую сущность исторической минуты. (...) Если вы-

веденная Достоевским Ф.М. среда (...) кажется символизирующей

современные инертные российские массы, то Фома Опискин предс-

тавляется символом всего того, что на эти массы сейчас насело:

символом всех тех наглых ничтожеств, которые только в аморфной,

лишенной самосознания и сопротивления, массе могут являться ка-

кой-то действительной силой" 5279 0.

Сейчас трудно судить, в кого метил, рассуждая о " наглых

ничтожествах", критик. С равным успехом это могло относиться к

деятелям Временного правительства, Исполкому Совета рабочих и

солдатских депутатов, но могло, учитывая симпатии и антипатии

журнала, относиться и к большевикам. Тогда объявленная критиком

" инертность" российской " массы" - не вся правда: большевики еще

не располагали властными структурами, чтобы оседлать народные

массы, это придет позже. Однако они хорошо ориентировались в их

самосознании, и заманчивые лозунги большевиков - немедленный

мир без аннексий и контрибуций, землю тем, кто ее обрабатывает

и т. д., - отвечали ее сокровенным ожиданиям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал