Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Репертуар государственных театров
... Лето заканчивалось, приближалось открытие сезона. В Петрограде усиленно циркулировали слухи о возможной сдаче горо- да, эвакуации и ликвидации различных предприятий. Все тревожи- лись, но слухи, к счастью, не подтвердились. Государственные театры начинали сезон " без всякой уверенности в завтрашнем дне. Но этой уверенности, - вынуждена была признать пресса, - нет не только в театрах - ее нет у всей страны" 5271 0. Особые заботы были связаны с репертуаром. Весной Ф.А.Голо- вин рекомендовал александринцам открыться запрещенным ранее к постановке " Павлом I" Д.С.Мережковского, благо это совпадало с желанием автора. Труппа, однако, отказалась - нет денег на пос- тановку, пьеса уже заиграна в провинции, и вообще, по какому такому праву комиссар указывает автономной труппе, что ей ста- вить?! Время было потеряно, и ближе к осени уже сам Ф.Головин отклонил просьбу Малого театра открыться " Павлом I", мотивируя это тем, что в " настоящее время" такая постановка явилась бы в " политическом отношении бестактной". Опасения комиссара были преувеличены - пьеса широко игралась в провинции, шла на сплош- ных аншлагах (и это при том, что спектакль длился 5 часов - с половины восьмого до полпервого ночи) в Московском драматичес- ком театре, где заглавную роль с большим успехом исполнял И.Н.Певцов. Мариинцы открылись не обещанной в марте " Русланом и Людми- лой", а " Князем Игорем". На спектакле случилась неприятность: исполнитель заглавной партии П.З.Андреев упал вместе с лошадью и не смог продолжать спектакль. " Сезон начался при неблагопри- ятных ауспициях" - писал по этому поводу рецензент, но его наб- людение возможно трактовать в более расширительном смысле. Малый театр начал сезон " Шутниками" А.Н. Островского. Осо- бого успеха они не имели, " непонятно, - удивлялась пресса, - зачем понадобилось возобновление? " 5272 0 Выше уже отмечалось, что александринцы тоже готовили во- зобновление - " Смерть Иоанна Грозного". Однако труппа раздели- лась на два яростно противоборствующих лагеря: первый, во главе с Н.Н.Ходотовым, отвергал пьесу как " контрреволюционную" [в те- атре их прозвали " большевиками" - Г.Д.]; второй - их мнение за- щищал в прессе Ю.М.Юрьев, - считал ее пьесой на все времена, способной украсить сцену, независимо от политической обстановки в стране. Страсти разгорались, " Е.П.Карпов слезно умолял посе- щать репетиции, говорил большевикам о необходимости труда, о том, что нельзя игнорировать исторические пьесы, иначе надо от- менить и " Дмитрия Донского", и " Самозванца" 5273 0. В этой ситуации художественно-репертуарный комитет, как мы писали, в полном составе подал в отставку, его функции принял на себя дуумвират - Ф.Д.Батюшков и Е.П.Карпов. " Таково начало конца, - злорадс- твовал " Театр и искусство", - бессмысленнейшей игры в автоно- мию, которую проповедывал наш известный театральный социал-де- мократ Ф.Д.Батюшков" 5274 0. На премьере " Смерти Иоанна Грозного" произошел инцидент " политико-сумбурного характера": действие " прерывалось в нес- кольких местах демонстративными аплодисментами и соответствен- ным шиканьем с другой стороны двух разных партий" 5275 0 в зале. Второе представление тоже вызвало " манифестацию политического характера", но все, в конце концов, обошлось, и артисты доигра- ли спектакль до конца. Рецензенты, оценили спектакль и игру актеров " слабой, неу- дачной, никчемной". Кадетская " Речь" объявила даже, что " театр докатился до спектакля, после которого можно считать покончен- ным его художественное бытие" 5276 0. Сказано резко и в общем на наш взгляд, несправедливо: художественная неудача спектакля имела прежде всего общественно-политическое объяснение. И в частных театрах начало сезона художественных потрясе- ний не принесло: в Петрограде Незлобинский театр открылся " Ка- саткой" А.Н.Толстого, показывал " Екатерину Ивановну" Л.Андрее- ва, готовил премьеру " Царя Иудейского", все первые представле- ния которого были заранее закуплены Георгиевским Комитетом в пользу нужд общества " Друг инвалида". В театрах столиц шли пь- есы Е.Карпова, А.Косоротова, Н.Григорьева-Истомина, П.Невежина, В.Рышкова, Л.Урванцева, И.Шпажинского, плодовитого А.Н.Толсто- го. Охотно игралась классика - русская и мировая, театры обра- щались к зарубежным авторам - Г.Ибсену, К.Гамсуну, Б.Шоу и т.д. Особым успехом пользовались пьесы О.Уайльда: в октябре сразу в трех театрах Москвы шла его " Саломея" - в Малом, " Молодом" и Камерном театрах. Последний возобновил свою деятельность благо- даря субсидии РТО, а в бывшем его помещении на Тверском обосно- вался театр Я.Д.Южного. 23 октября В.Э.Мейерхольд выпустил в Александринке " Весе- лые расплюевские дни" (по А.В.Сухову-Кобылину). Рецензий, в си- лу известных политических событий, практически не было, но пос- тановка, видимо, не стала этапной для режиссера, что впрочем, естественно, учитывая расклад сил и общую атмосферу в Александ- ринке. Театральный Февраль открылся 12 марта " Веселыми днями Рас- путина" С.Шиманского в Никольском театре и закончился " Веселыми расплюевскими днями" в Александринке. Особых художественных удач не было. " Один за другим открываются зимние театры, не принося с собой ничего нового, - подытоживал свои впечатления от начала сезона критик. (...) сгинули цензоры, пропали без следа все запреты. А нового и радостного в театре нет. Наобо- рот, поблекло и то, что было самоцветного, расползлось и то, что было гармонично слажено... Никакого пафоса, пророчества, никаких дерзновений" 5277 0. С такой же нелестной и, в целом, справедливой оценкой и вошел бы в историю театральный Февраль, но чудо, в котором уже все разуверились, которого все перестали ждать, все-таки свершилось: после двухлетнего перерыва МХТ подготовил и выпустил " Село Степанчиково и его обитатели" (инсценировка Волькенштейна и Вл.И.Немировича-Данченко). В своих вершинных достижениях искусство провиденциально - оно резонирует неслышному нормальному уху зову будущего. Только художник наделен волшебной способностью приносить в мир весть из будущего. Искусство - вестник, если только мир способен услышать и понять его знаки грядущего. В страшной фигуре Фомы Опискина, которого играл И.Москвин, зрители въявь увидели кошмар власти лакейства и покорно склоня- ющееся перед этой хамской властью общество. Современники по достоинству эстетически оценили, но, судя по первым рецензиям, не поняли всего явленного смысла спектакля. В магическом крис- талле искусства они разглядели его ближние грани, а дальние ос- тались до поры до времени неувиденными. Критика связывала пос- тановку с недавними событиями российской истории: " Если бы цен- зор, читавший рукопись " Села Степанчикова", обладал даром исто- рического предчувствия, - писал Ю.Соболев, - он запретил бы эту пьесу. При дворе русского императора разыгралась почти та же история, о которой рассказано в " Селе Степанчикове" 5278 0. В спек- такле он увидел " воплощенную в живых образах " распутиновщину". " Никогда еще театр, - отмечал другой критик, - не попадал так метко в самую сущность исторической минуты. (...) Если вы- веденная Достоевским Ф.М. среда (...) кажется символизирующей современные инертные российские массы, то Фома Опискин предс- тавляется символом всего того, что на эти массы сейчас насело: символом всех тех наглых ничтожеств, которые только в аморфной, лишенной самосознания и сопротивления, массе могут являться ка- кой-то действительной силой" 5279 0. Сейчас трудно судить, в кого метил, рассуждая о " наглых ничтожествах", критик. С равным успехом это могло относиться к деятелям Временного правительства, Исполкому Совета рабочих и солдатских депутатов, но могло, учитывая симпатии и антипатии журнала, относиться и к большевикам. Тогда объявленная критиком " инертность" российской " массы" - не вся правда: большевики еще не располагали властными структурами, чтобы оседлать народные массы, это придет позже. Однако они хорошо ориентировались в их самосознании, и заманчивые лозунги большевиков - немедленный мир без аннексий и контрибуций, землю тем, кто ее обрабатывает и т. д., - отвечали ее сокровенным ожиданиям.
|