Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и предмет экологического права.






Отрасль права, отрасль знаний, учебный курс.

Экологическое право – система норм, регулирующих комплекс разнородных взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединённых сферой взаимодействия общества с окружающей средой

Как отрасль знаний представляет собой комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Учебный курс охватывает лишь основные аспекты отрасли права и отрасли знаний, призваные обеспечить понимание теоретических основ и реализацию на практике правовых норм.

n Предмет экологического права – общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды

Природоресурсные отношения по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране

Природоохранительные отношения по поводу охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека

n Метод экологического права

Императивный установление предписания, дозволения, запрета субъектам экологических правоотношений

Диспозитивный основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения

Соотношение экологического права с другими отраслями права
обусловлено комплексным характером экологического права, основанном на том, что в предмет его правового регулирования входят общественные отношения, которые, являясь экологическими по содержанию, по правовой форме могут быть отнесены к иным правовым отраслям.

Конституционное право конституционные права граждан в области охраны окружающей среды. Административное право управление в области оос, административная ответственность за нарушения экологического законодательства. Гражданское право право собственности на природные ресурсы, возмещение вреда, причиненного вредным воздействием на окружающую среду, частноправовые основания возникновения прав на природные ресурсы. Уголовное право уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.

Правовой системе известны так называемые классические отрасли (административное, гражданское, уголовное право), отличительными признаками которых являются их предмет, качественно однородные общественные отношения и выработанный столетиями метод правового регулирования, под которым понимается совокупность юридических способов правового регулирования, используемых той или иной отраслью. Однако по мере неизбежного усложнения общественных отношений возникают комплексные нормативные массивы – комплексные отрасли законодательства, представляющие собой системы норм, регулирующих комплекс разнородных, но взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединенных определенной сферой (например, хозяйственное, аграрное, жилищное, экологическое право. Экологическое право — комплексная отрасль права. Круг регули­руемых им общественных отношений очерчен сферой «окружающая среда».

Система экологического права – научно обоснованная совокупность взаимосвязанных эколого-правовых институтов в связи с их значимостью, ролью и содержанием, обусловленная характером регулируемых общественных отношений. Общая часть-общие положения, действия которых распространяются на все или большинство регулируемых экологических отношений. Особенная часть-складывается из институтов и норм, определяющих требования к субъектам экологического права в определенных сферах деятельности или на определенных территориях. Специальная часть основные черты права окружающей среды зарубежных стран и международного права окружающей среды

Институты общей части: Право собственности на компоненты природной среды. Право природопользования. Госупра в обл прирния и оос. Организационно-правовое обеспечение оос и экол без. Правовое обеспечение экономического механизма оос и при-ния. Ответственность в области оос и при-ния. Институты особенной части. Правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов. Правовая оос в процессе хоз.и иной деятел. Правовая оос и обеспечение экол безо нас пунктов. Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях.

2. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды., принята Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 6 сентября 1995 г.

Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Обеспечение права граждан на безопасную окружающую среду определяется Конституцией Республики Беларусь, социально направленным законодательством по проблемам окружающей среды, основой которого является принятый в 1992 году (в ред. 08.07.2008) Закон Республики Беларусь " Об охране окружающей среды" и другие акты. Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их на основе соответствующего законодательства в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;

3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы контрольных и природопользовательных функций;

4) законодательно обеспеченная система многоступенчатой государственной экологической экспертизы проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;

5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений; поддержка на государственном уровне общественных организаций и движений, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, здоровья человека, охраны живой и неживой природы;

6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:

платность природопользования, предусматривающую плату за пользование всеми видами природных ресурсов, сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ и размещение отходов и позволяющую при этом в качестве исключения бесплатное пользование гражданами некоторыми видами дикорастущих растительных ресурсов (сбор грибов, ягод и т.д.);

льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительство природоохранных объектов, включая льготное кредитование из внебюджетных фондов охраны природы;

поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;

8) совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и межгосударственном уровнях;

9) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:

сохранении биоразнообразия; охране озонового слоя; предотвращении антропогенного изменения климата; охране лесов и лесовосстановлении; развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения; регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал