Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система экологического законодательства.






Источники экологического права - совокупность нормативных правовых актов регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.

Особенности: комплексный характер. В других отраслях права содержатся нормы регулирующие экологические отношения. Динамично развивается, большое число тех норм актов.

Основные периоды становления и развития экологического законодательства.

I период: до начала ХХ в. (охрана права собственности, минимизация отрицательных последствий естественных природных условий)

II период: начало ХХ в.до 60-х годов ХХ в. (не только охрана права собственности, минимизация отрицательных последствий естественных природных условий, но и регулирование рационального природопользования)

III период: начиная с 60-х годов ХХ в. (принятие закона БССР «об охране природы» 21 декабря 1961 г., создание специализированных органов управления охраной природы, уяснение человечеством значения оос

Система экологического законодательства:

Природоресурсовое - совокупность правовых норм, определяющих правовой режим земель, недр, вод, лесов, растительного мира и других компонентов и объектов ос. Отрасли (объекты): Земельное

Водное Лесное Горное (недра) Атмосферный воздух и озоновый слой Растительный мир Животный мир об испол и охр недр.

Природоохранительное - формулирует экологические требования, предъявляемые к источникам вредного воздействия на окружающую среду, посредством регулирования деятельности субъектов

Общие природоохранительные нормы Международное право ООС Нормы природоресурсовых отраслей Природоохранительные нормы иных отраслей. Экологические треб, пред к ист возд на ос посред опред регул деят суб хоз. О гос экологич экспертизе, о налоге за использование природных ресурсов

Система экологического законодательства. Дает Макарова.

Первый уровень - нормативные правовые актысобственно экологического содержания, принятые с целью: регулирования отношений по использованию и охране природных компонентов (природоресурсное законодательство), охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (природоохранительное законодательство).

Второй уровень - так называемые «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. В других норм прав актах

Третий уровень - нормы международного права и нормативные правовые акты в которых они содержатся.

Классификатор: Конституция. Решения респ референ. Программные законы(нет). Кодексы. Законы. Межд догов. Декреты. Указы, распор, постан палат парламента, пост Совмин, акты конс суда, пост плен верх суда и высшего Хоз суда, акты ген прок, акты админ президента, акты нац банка, мин, вед, акты сов депут, решения исполкомов, иные.

 

 


5. Конституционные основы экологического права. Конституция устанавливает:

1) права граждан в области охраны окружающей среды (ст.24, 34, 36, 45, 46);

2) экономическая основа экологических правоотношений (ст.9, 13, 44);

3) основы природоресурсных отношений (ст. 46);

4) основы ответственности за нарушение экологического законодательства (ст. 60).

Конституционное регулирование ООС

n Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируются равная защита и равные условия.

n Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства

n Государство гарантирует гражданам право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально–экономического уровня жизни. (Ст.13)

n обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. (Ст. 21)

n Статья 34 закрепила право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации…о состоянии окружающей среды.

n Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

n Статья 44. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко–культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

n Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

n Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

n Статья 55. Охрана природной среды – долг каждого.

n Статья 61. Каждый вправе в соответствии с международно–правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

n Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами.

n В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни, в том числе и экологически значимым, могут проводиться республиканские и местные референдумы.


6. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: место и роль в системе экологического законодательства. 26 ноября 1992 от 08.07.2008 устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Глава 1 общие положения Глава 2 гос упр в обл оос Глава 3 права и обяз граж и общ объед в оос

Глава 4 природопользование Глава 5 нормирование, метрологическое обеспечение, тех нормир и стандартиз в оос. Эколог серти. Глава 6 требов в обл оос Глава 7 охрана озонового слоя. Регулир воздей на климат Глава 8 оценка воздействия на ос. Эколог экспертиза Глава 9 природ объекты, подлежащие особой или спец охране Глава 10 экологи неблагопол территории Глава 11 наблюд за состоян ос Глава 12 учет в обл оос, гос фондданных о состоянии ос. Эколог инфо Глава 13 образование, просвещение и научные исслед в оос Глава 14 экономич мех оос и природопол Глава 15 контроль в обл оос Глава 16 ответст за нору оос Глава 17 межд сотред в оос

Основная задача: сочетание экологических и экономических интересов:

n Закрепляющие нормативы качества окружающей среды

n Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности

n Механизм исполнения этих требований

общая характеристика и место в системе источников экологического права.

в отличие от природоресурсных актов устанавливающих правила охраны отдельных компонентов природы формулирует экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности с целью охраны окружающей среды в целом;

направлен на обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономически интересов под приоритетом обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду;

определение критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, осуществляющий воздействие на окружающую среду, и как объект воздействия со стороны окружающей среды;

граждане наделяются правами и обязанностями в области охраны окружающей среды, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав, включая возмещение причиненного их нарушением вреда;

устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды;

объединяет в себе все эколого-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей.

Существует проблема в определении места закона. Есть ряд кодифицированных актов в системе экологического законодательства. Например лесной кодекс, коз. Закон имеет меньшую силу по отношения к ним. Для разрешения противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса РБ.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал