Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система экологического законодательства.
Источники экологического права - совокупность нормативных правовых актов регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества с окружающей средой. Особенности: комплексный характер. В других отраслях права содержатся нормы регулирующие экологические отношения. Динамично развивается, большое число тех норм актов. Основные периоды становления и развития экологического законодательства. I период: до начала ХХ в. (охрана права собственности, минимизация отрицательных последствий естественных природных условий) II период: начало ХХ в.до 60-х годов ХХ в. (не только охрана права собственности, минимизация отрицательных последствий естественных природных условий, но и регулирование рационального природопользования) III период: начиная с 60-х годов ХХ в. (принятие закона БССР «об охране природы» 21 декабря 1961 г., создание специализированных органов управления охраной природы, уяснение человечеством значения оос Система экологического законодательства: Природоресурсовое - совокупность правовых норм, определяющих правовой режим земель, недр, вод, лесов, растительного мира и других компонентов и объектов ос. Отрасли (объекты): Земельное Водное Лесное Горное (недра) Атмосферный воздух и озоновый слой Растительный мир Животный мир об испол и охр недр. Природоохранительное - формулирует экологические требования, предъявляемые к источникам вредного воздействия на окружающую среду, посредством регулирования деятельности субъектов Общие природоохранительные нормы Международное право ООС Нормы природоресурсовых отраслей Природоохранительные нормы иных отраслей. Экологические треб, пред к ист возд на ос посред опред регул деят суб хоз. О гос экологич экспертизе, о налоге за использование природных ресурсов Система экологического законодательства. Дает Макарова. Первый уровень - нормативные правовые актысобственно экологического содержания, принятые с целью: регулирования отношений по использованию и охране природных компонентов (природоресурсное законодательство), охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (природоохранительное законодательство). Второй уровень - так называемые «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. В других норм прав актах Третий уровень - нормы международного права и нормативные правовые акты в которых они содержатся. Классификатор: Конституция. Решения респ референ. Программные законы(нет). Кодексы. Законы. Межд догов. Декреты. Указы, распор, постан палат парламента, пост Совмин, акты конс суда, пост плен верх суда и высшего Хоз суда, акты ген прок, акты админ президента, акты нац банка, мин, вед, акты сов депут, решения исполкомов, иные.
5. Конституционные основы экологического права. Конституция устанавливает: 1) права граждан в области охраны окружающей среды (ст.24, 34, 36, 45, 46); 2) экономическая основа экологических правоотношений (ст.9, 13, 44); 3) основы природоресурсных отношений (ст. 46); 4) основы ответственности за нарушение экологического законодательства (ст. 60). Конституционное регулирование ООС n Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируются равная защита и равные условия. n Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства n Государство гарантирует гражданам право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально–экономического уровня жизни. (Ст.13) n обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. (Ст. 21) n Статья 34 закрепила право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации…о состоянии окружающей среды. n Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. n Статья 44. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко–культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. n Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. n Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. n Статья 55. Охрана природной среды – долг каждого. n Статья 61. Каждый вправе в соответствии с международно–правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. n Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами. n В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни, в том числе и экологически значимым, могут проводиться республиканские и местные референдумы. 6. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: место и роль в системе экологического законодательства. 26 ноября 1992 от 08.07.2008 устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Глава 1 общие положения Глава 2 гос упр в обл оос Глава 3 права и обяз граж и общ объед в оос Глава 4 природопользование Глава 5 нормирование, метрологическое обеспечение, тех нормир и стандартиз в оос. Эколог серти. Глава 6 требов в обл оос Глава 7 охрана озонового слоя. Регулир воздей на климат Глава 8 оценка воздействия на ос. Эколог экспертиза Глава 9 природ объекты, подлежащие особой или спец охране Глава 10 экологи неблагопол территории Глава 11 наблюд за состоян ос Глава 12 учет в обл оос, гос фондданных о состоянии ос. Эколог инфо Глава 13 образование, просвещение и научные исслед в оос Глава 14 экономич мех оос и природопол Глава 15 контроль в обл оос Глава 16 ответст за нору оос Глава 17 межд сотред в оос Основная задача: сочетание экологических и экономических интересов: n Закрепляющие нормативы качества окружающей среды n Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности n Механизм исполнения этих требований общая характеристика и место в системе источников экологического права. в отличие от природоресурсных актов устанавливающих правила охраны отдельных компонентов природы формулирует экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности с целью охраны окружающей среды в целом; направлен на обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономически интересов под приоритетом обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду; определение критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, осуществляющий воздействие на окружающую среду, и как объект воздействия со стороны окружающей среды; граждане наделяются правами и обязанностями в области охраны окружающей среды, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав, включая возмещение причиненного их нарушением вреда; устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды; объединяет в себе все эколого-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей. Существует проблема в определении места закона. Есть ряд кодифицированных актов в системе экологического законодательства. Например лесной кодекс, коз. Закон имеет меньшую силу по отношения к ним. Для разрешения противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса РБ.
|