Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знак признания заслуги трудовой






В лесном посёлке Орысь сельского поселения «Ношуль» живёт Анна Егоровна Оботурова (на снимке). В минувшем году она перешагнула 90-летний рубеж. Причём, также смело, как и остальные рубежи, которые ей встречались на жизненном пути.

В

В далёком 1924 году в деревне Косьволок, принадлежавшей Ношульскому сельсовету, насчитывалось 40 дворов. В одном их них проживала многодетная семья Евдокии Ивановны и Егора Пепуловича Никулиных. В тот год в декабре у счастливых родителей родился четвёртый ребёнок. Девочку назвали Анечкой. Затем на свет появились ещё три малышки: Лена, Василиса, Раечка. Уже в семь лет Аня была полноправной хозяйкой в доме. Родители доверяли ей нянчить младших сестричек, а сами рано утром уходили на работу в колхоз, возвращались поздно вечером.

В десять лет девочка уже трудилась в колхозе «Косьволок». Умела самостоятельно управляться с лошадьми. От деревни в пяти километрах находились колхозные поля, вот Аня и перевозила оттуда сено и фураж на скотный двор. В марте вывозила лес: рабочих рук не хватало, а этот весенний месяц был ударным для лесозаготовителей. В смену доставляла до эстакады Ношульского лесопункта по 20 кубов древесины. В начале 40-х годов прошлого века колхозников поощряли, когда в зимнее время они работали на лесозаготовках. При этом их освобождали от отчислений в колхозы.

Через некоторое время Аня перешла в химлесхоз. Он базировался в 159 квартале, который входил в обширную сеть учреждений Ношульского сельсовета. Здесь для работников построили четыре барака, баню, небольшой магазин, контору.

Перед войной да и во время войны изменилась структура заказов на лесопродукцию. Спросом пользовалась спецдревесина - сосна, ель, берёза, используемая при изготовлении оружия, строительства понтонных мостов, самолётов, палуб кораблей. Помимо заготовки древесины, на нужды промышленности шло и другое сырьё. В химлесхозе заготавливали смолу-живицу, которая составляла львиную долю продукции в районе.

- Летом нас направляли на подсочку, - рассказала Анна Егоровна. - Собирала сосновую живицу с пяти участков, на каждом росло по 350 сосен. В день отчитывалась за 60-70 килограммов, к осени набегало на каждую работницу по десять бочек. Зимой приходилось на лыжах добираться до лесу и с девушками-напарницами заготавливать еловую смолу. Норма – 10 килограммов, а я всегда её перевыполняла. Смола текла медленно, и я ждала по несколько дней, пока не наполнится приёмник. К своим участкам мы возвращались уже в следующем сезоне.

Эту тягучую массу на конных санях перевозили на берег Лузы ближе к Ношульской пристани. Весной сюда приходили пароходы, и бочки со смолой местные мужики загружали на судно.

В трагичный для всего русского народа период - начало Великой Отечественной войны - лесозаготовители, как один, сплотились, и многие мужчины ушли на фронт. Из семьи Никулиных воевать призвали и хозяина, и троих сыновей. В тылу остались женщины, молодёжь и подростки. В военное время всё шло на нужды фронта. Ситуация была не из лёгких, но никто не жаловался. Все с пониманием относились к поставленным задачам по защите страны от фашистской нечисти. «Всё для фронта! Всё для победы!» - был девиз для всех.

- Как-то меня с группой девушек отправили в Верхолузье, - вспоминает ветеран, - чтобы подготовить участки на сдымку. Мы подрубали на дереве ветки, вставляли металлический прут, по которому смола стекала в ёмкость. Никто теперь уже из молодых и не поймёт, что представляет собой эта работа.

Аннушка никогда не жаловалась на трудности, хотя тяжело приходилось не только ей. После смены в лесу возвращались в барак, где в двух комнатах жили сдымщицы, в третьей квартировалась их мастер, точнее – мастерица Афанасья. В ходе разговора на память ветерану пришёл ещё один образ мастера уже химлесхоза - участника Великой Отечественной войны Прохора, пришедшего с фронта инвалидом: в одном из боев ему оторвало руку. После госпиталя его и отправили домой. Кто был до него в мастерах, также призвали на фронт.

Питание было более чем скудное. Хлеб зачастую выдавали сырой, липкий. Его полагалось 500 граммов в сутки, да немножко супа. К тому же верхняя одежда после работы целый день в лесу не успевала высохнуть. Чтобы не умереть с голоду, выходили на улицу Верхолузья в поисках съестного. Удачей считалось, если находили в помойках сельчан картофельные очистки, собирали их, а потом жарили на железной печурке. Так и выживали.

От недоедания, элементарного отсутствия тепла Анна и её подружки за месяц сильно сдали. Поэтому когда завершилась их командировка, домой буквально летели на крыльях. Дорога в 55 километров показалась им короткой, потому что впереди их ждал тёплый дом, родители. Вернувшись, она продолжала трудиться на предприятии.

Удача не была так благосклонна к её старшим братьям-фронтовикам Егору и Михаилу. Старший Егор служил в армии. За месяц до демобилизации началась Великая Отечественная. В звании ефрейтора попал воевать на Ленинградский фронт. Из его письма родные узнали, что условия сложные. «…Кругом болота. Воюю со стариками. Очень страшно…».

Сержант Егор Егорович Никулин пропал без вести в 1942 году.

Второй брат Михаил был на два года младше Егора. В 18 лет его призвали на службу. Военная часть располагалась под Киевом. Так же, как и старший брат, без побывки домой воевал с фашистами. Только и известно родным, что рядовой Михаил Егорович Никулин пропал без вести где-то на Украине в 1941 году...

Великая радость пришла, когда после окончания войны вернулся в Косьволок раненый, но живой третий брат - Степан. Единственного живого сына и брата встретили отец, мать и сёстры. Но через год в семье опять были слёзы: скончался от ран глава семейства - участник двух войн Егор Пепулович.

После окончания Великой Отечественной войны на 159 квартал начали приезжать объячевские жители, работавшие в колхозе. В то время Анна и познакомилась с будущим мужем Василием Семёновичем Оботуровым. Он трудился на валке леса, а она – сучкорубом. В 1956 году Оботуровы переехали в Орысь. Здесь построили собственный дом, нарожали детишек. Супруги прожили счастливо вместе 60 лет. Только теперь Анна Егоровна живет уже давно без мужа. Род Оботуровых продолжают их наследники: два сына, дочь, а также две внучки, четыре внука, два правнука.

В своё время за хорошую работу А.Е.Оботурову выдвигали депутатом сельсовета, потом шесть раз она выезжала в качестве делегата на отраслевые конференции в Сыктывкар. От лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности её выбирали делегатом IX съезда профсоюза в г. Москву.

- В свой 91 год Анна Егоровна Оботурова в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне получила юбилейную медаль, как и ещё 24 труженика тыла сельского поселения «Ношуль». Это знак признания трудовых заслуг и память о трудовом прошлом, память о молодости, выпавшей на военное лихолетье.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал