Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Резерв сборной команды России
Таблица 11
продолжение таблицы 11
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ
При воспитании физических качеств и совершенствовании функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц различной квалификации и возраста спортивная тренировка предполагает использование определенных рекомендаций положительной динамики больших тренировочных нагрузок циклических средств физической подготовки лыжника-гонщика в отдельных занятиях на этапах годовых циклов тренировочного процесса. Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется очень напряженная тренировочная работа. Подготовка к высшим достижениям представляет собой длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение – на зрелый возраст. Возраст молодежи, занимающейся лыжными гонками с целью физического совершенствования или достижения спортивного мастерства в спортивных школах, секциях и любительских клубах от 9-10 до 22-24 лет. Работая с юными спортсменами, всегда надо помнить, что главная задача состоит в подготовке полноценной смены квалифицированным взрослым спортсменам (П.И. Кабачкова, 1982). Познать существующие закономерности развития организма и эффективно реализовать их в конкретную тренировочную программу – настоящее искусство (И.Л. Мещеряков, 2002). Важным в тренировке спортсменов, отмечает М.Я. Набатникова (1982), является раздел о допустимых нагрузках. При этом руководящим должно стать положение – достижение только необходимых показателей. Эффективность роста спортивного мастерства во многом зависит от рациональной структуры тренировочных нагрузок. Одной из основных проблем методики многолетней тренировки в лыжных гонках от детского возраста до взрослых спортсменов является преемственность предельно допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок средств общей специализированной физической подготовки и специальной физической подготовки как в отдельных занятиях так и в различных циклах тренировочного процесса. Величина тренировочной нагрузки должна совпадать с адаптационными возможностями организма в каждый возрастной период. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, при чрезмерно сильных воздействиях может произойти преждевременное исчерпание адаптационных возможностей, и к возрасту наивысших достижений организм подойдет истощенным (И.Л. Мещеряков. 2002). Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используются средства и методы, направленные на решение задач физической, технико-тактической, психической и специальной волевой подготовки. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивать повышение различных сторон специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники, тактики и т.д. Подбор упражнений, их количество определяют направленность занятия и его нагрузку. Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена является величина нагрузки. Чем она выше, тем больше утомление спортсмена и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы. Продолжительность работы в состоянии явного утомления не должна быть настолько большой, чтобы оказывать отрицательное влияние на техническую подготовленность спортсмена и на его психическое состояние (В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский, 1985). С самого начала спортивного пути необходимо приучать детей к выполнению должных объемов тренировочной работы, благодаря чему закладывается надлежащий фундамент базовой подготовки. Педагогическая и психологическая установки на освоение повышенных требований уже на этапе начальной спортивной специализации (возраст 13-16 лет, спортивная квалификация III, II, I разряд) не только позволяют создать благоприятный физиологический фон для роста спортивных достижений, но и обеспечить более планомерный переход к тренировочным нагрузкам последующих этапов многолетней тренировки (П.И. Кабачкова, 1982). Тренировочный процесс на разных этапах спортивной деятельности имеет принципиально различный характер, неодинаков по объему и интенсивности занятий, а также методическим подходом к ним. Тренировочные нагрузки должны прогрессивно нарастать, иначе они перестанут вызывать необходимые сдвиги. Это осуществляется посредством увеличения объема и интенсивности нагрузки, усложнения задания и т.д. С ростом подготовленности лыжника тренировочные занятия должны приобретать все более специализированный характер (И.Л. Мещеряков, 2002). Совершенствование управления процессом физической подготовки лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц различного возраста и квалификации диктует необходимость оптимизации развивающих тренировочных нагрузок циклических средств физической подготовки, способных обеспечить достижение достаточного уровня общей разносторонней физической подготовленности, общей специализированной физической подготовленности, специальной физической подготовленности спортсменов к успешному освоению необходимых объемов соревновательных нагрузок в годовых циклах тренировки. В спортивной тренировке очень важно периодически применять большие по объему и высокие по интенсивности тренировки. Только с помощью разумных и упорных тренировок каждый может достигнуть лучшего, на что способен (Джеймс Е. Каунсилмен, 1972). Тяжелые нагрузки, если они соответствуют уровню подготовленности и адекватны состоянию организма спортсмена, должны преодолеваться им на положительном эмоциональном фоне Рекомендуемые возрастные стандарты предельно допустимых тренировочных нагрузок циклических средств физической подготовки для лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц в отдельных занятиях на этапах годовых циклов тренировки от новичка до мастера спорта являются эффективным фактором оптимизации системы управляющих воздействий на целенаправленное развитие общей специализированной и специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц разных возрастных групп и квалификации. Это определяющие критерии последовательного отбора спортсменов на очередную ступень спортивной тренировки с предельно допустимой напряженностью нагрузок циклических средств физической подготовки в отдельных занятиях. Количественные показатели объема и интенсивности циклических средств общей специализированной и специальной физической подготовки могут быть использованы как модельные характеристики достаточной физической подготовленности лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц различного возраста (от 10 до 24 лет) и квалификации на этапах годовых циклов тренировки с целью рационального планирования индивидуальных темпов развития общей специализированной физической подготовленности и специальной физической подготовленности спортивных резервов в лыжных гонках. Положительная динамика и преемственность предельно допустимых тренировочных нагрузок циклических средств физической подготовки лыжников-гонщиков и лыжниц-гонщиц в отдельных занятиях на этапах годовых циклов тренировки окажет помощь в практической работе тренерам по лыжным гонкам и биатлону для последовательного освоения спортсменами предельно допустимых тренировочных нагрузок циклических средств физической подготовки лыжника гонщика и достижения необходимых уровней развития физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов различной квалификации и возраста в соответствии с режимом спортивной деятельности в лыжных гонках на этапах годовых циклов многолетнего тренировочного процесса. В отдельных тренировках на лыжах при отличном скольжении и хорошей лыжне, когда условия тренировки оказываются облегченными, увеличивать не длину тренировочной дистанции, а тренировочную скорость, т.е. быстрее преодолевать тренировочную дистанцию, чтобы интенсивность бега на лыжах получалась в режиме частоты сердечных сокращений Бег на лыжах, кроссовый бег, бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками, бег на лыжероллерах выполнять только на сильнопересеченной местности с требуемыми (правилами соревнований) перепадами высот для спортсменов массовых разрядов и для спортсменов высокого класса. В целях предупреждения острого утомления и перенапряжения С.М. Дедковский (1973) утверждает, что тренировочные занятия с большой нагрузкой можно применять не чаще, чем через 2 дня, а в работе с юношами – через 3-4 дня. Это надо рассматривать как первое методическое правило чередования занятий в микроциклах тренировки. Исключение из него, и то для спортсменов самой высокой квалификации и в состоянии отличной подготовленности, надо делать лишь при подготовке к крупным соревнованиям. После большой нагрузки любой направленности на следующий день можно проводить или разгрузочное занятие, или занятие другой направленности, но с пониженной нагрузкой. Разумное сочетание больших, средних и малых нагрузок в тренировочном процессе положительно сказывается на росте спортивных результатов (А.Н. Воробьев, 1977). Достаточно тренируясь, достаточно соревнуясь и достаточно изучив теорию спортивной подготовки вы будете двигаться вперед к мастерству. Конечным итогом многолетней тренировки является достижение высокого спортивного результата, для чего необходим выход на тренировочные и соревновательные нагрузки лучших спортсменов страны, мира. Мальчики 10-11 лет, без разряда – 2 юн. разряд
|