Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Женщины 21-22 года, мастер спорта
СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ;
При воспитании специальной работоспособности спортсмена применяют основные и вспомогательные средства тренировки (физические упражнения), отвечающие определенным особенностям напряженности, направленности и специфичности их нагрузок. Одной из особенностей современного периода развития методики тренировки является заинтересованность тренеров и специалистов в творческом обновлении и распределении средств физической подготовки на основные и вспомогательные, в оптимальном планировании их сочетаний и соотношений тренировочных и соревновательных нагрузок на этапах годовых циклов тренировки в зависимости от квалификации, возраста и пола спортсмена для достижения максимального эффекта в преемственности и темпах ежегодного прироста общей специализированной и специальной физической подготовленности. Повышение уровня общей специализированной и специальной физической подготовленности спортсмена на этапах годовых циклов многолетней тренировки во многом зависит от применения новых, совершенствования известных основных и вспомогательных средства системы физической подготовки. Продуманная классификация физических упражнений в избранном виде спорта и специализации по признаку специфичности на основные и вспомогательные поможет тренеру целенаправленно планировать специализированную общую и специальную физическую подготовленность спортсменов. В качестве основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков В.М. Ковязин, 1. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками предельного – 100% и большого – 90% объема нагрузки с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.). 2. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше). 3. Скоростной бег на лыжах на отрезках 20-30% основной соревновательной дистанции (частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше). 4. Контрольно-тренировочный бег на лыжах (частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше). 5. Соревнования на лыжах. К вспомогательным средствам физической подготовки В.М. Ковязин, В.Н. Потапов, 1. Бег на лыжах с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.). 2. Повторный бег на лыжах в подъемы различной длины, средней и большой крутизны с тренировочной скоростью (темп 140 шагов в 1 мин.), с соревновательной скоростью (темп 150 шагов в 1 мин.). 3. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками среднего – 70% и малого – 50% объема нагрузки с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.). 4. Гимнастические общеподготовительные упражнения: подтягивания на перекладине, сгибание рук в упоре лежа (отжимания), сгибание рук в упоре на брусьях (отжимания на брусьях), приседания на одной ноге («пистолет»), приседания на двух ногах, выпрыгивания вверх из глубокого приседа, различные многоскоки по типу десятикратного прыжка, упражнения с резиновым амортизатором и блочными устройствами, различные комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений. 5. Кроссовый бег на равнине с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 6. Кроссовый бег на равнине и сильнопересеченной местности (на холмах) с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.). 7. Бег на лыжероллерах с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 8. Бег на лыжероллерах с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 9. Спортивные игры – футбол, баскетбол. 10. Плавание – кроль на груди (без учета времени). 11. Езда на велосипеде (свободное катание). Планирование в многолетней тренировке лыжника-гонщика рациональной последовательности, сочетаний, соотношений индивидуальной преемственности параметров тренировочных и соревновательных нагрузок основных и вспомогательных средств физической подготовки в годовых тренировочных программах от одного возраста к следующему обеспечит повышение ежегодного уровня специальной, скоростной и силовой выносливости (физических качеств, определяющих специальную работоспособность лыжника гонщика), рост спортивных результатов. Напряженность тренировочной и соревновательной нагрузки – суммарный (интегральный) показатель объема и интенсивности физической нагрузки. В.Н. Манжосов (1986) определяет понятие напряженности нагрузки как отношение показанной скорости к максимально возможной на данной дистанции. Напряженность нагрузки при преодолении какой-либо дистанции определяется отношением планируемой скорости тренировочного средства к максимально возможной и выражается в процентах или в условных баллах нагрузки по напряженности, оцениваемая по десятибальной системе – (10% напряженности нагрузки соответствуют 1 условному баллу нагрузки по напряженности, 20% – 2 баллам и т.д., 100% - 10 баллам). Преодоление какой-либо дистанции с соревновательной скоростью отражает 100% напряженности нагрузки (10 условных баллов). Направленность нагрузки – означает применение средств подготовки (тренировки), содействующих развитию отдельных физических качеств; обучению (ознакомлению, разучиванию, закреплению и совершенствованию) техники вида спорта; повышению уровня психологической подготовленности спортсмена. Специфичность нагрузки – отражает степень соответствия тренировочных средств двигательной структуре соревновательных упражнений. Тренировочная нагрузка В кроссовом беге; в беге с прыжковой имитацией; при передвижении на лыжероллерах и на лыжах: – бег с тренировочной скоростью – бег с соревновательной скоростью Соревновательная нагрузка Это комплекс физических и психических напряжений (в борьбе за реально возможный результат на соревнованиях с высоким уровнем конкуренции и ответственности), который не воспроизвести никакой тренировочной нагрузкой.
УПРАВЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТЬЮ Управление напряженностью физической нагрузки программ циклов спортивной тренировки (микроциклов, мезоциклов, макроциклов, многолетних циклов) осуществляется с целью достижения необходимого уровня развития физических качеств и функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков в соответствии с возрастом, квалификацией и полом. Под управлением в самом общем виде можно понимать процесс целенаправленного воздействия на какой-либо объект для повышения эффективности его функционирования и развития (Н.В. Жмарев, 1980). Напряженность физической нагрузки – суммарный (интегральный) показатель параметров объема и интенсивности средств тренировки. Напряженность нагрузки выражается отношением выполненного объема (продолжительности) к максимально возможному в той или иной зоне интенсивности. Величина напряженности физических нагрузок циклических средств тренировки лыжников-гонщиков определяется соотношением величин дистанций и скорости их преодоления. Чем больше дистанция, тем ниже скорость ее преодоления, и наоборот. В.Н. Манжосов (1986) утверждает, что напряженность нагрузки на каждой отдельно взятой дистанции есть отношение показанной скорости к максимально возможной и выражается в процентах. Результативность многолетней подготовки спортсменов в значительной мере зависит от рационального управления напряженностью, направленностью, специфичностью тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки на том или ином этапе годовых программ тренировки. Наиболее эффективным средством управления подготовкой спортсмена Г.В. Александрова, В.Ю. Волков, Ю.Т. Чихачев (1985) считают комплексный контроль. Полная и разносторонняя информация (оперативная, текущая, этапная) о динамических характеристиках физической подготовленности позволяет принимать объективные управляющие решения по коррекции тренировочной и соревновательной нагрузки на макро-, мезо-, микроцикл, на тренировочное занятие. Контроль выполняет корректирующую функцию, если будет проводится систематически, своевременно и на основе объективных критериев (Н.В. Жмарев, 1980). Основными направлениями процесса управления физической подготовленностью спортсменов В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский (1985) считают: – моделирование физической и функциональной подготовленности к соревновательной деятельности; – диагностику на основе комплексного контроля; – разработку рекомендаций по коррекции напряженности тренировочного процесса и индивидуального выбора параметров физических нагрузок средств тренировки на различных циклах тренировочного процесса. Корректирование напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки на этапах и периодах годовых циклов заключается в выборе оптимальных соотношений компонентов и параметров тренировочных и соревновательных нагрузок различных средств тренировки в зависимости от задач программы цикла тренировки и уровня подготовленности лыжников, который определяется системой контрольных заданий физических упражнений (тестов) оперативного, текущего и этапного педагогического контроля. Оптимизация диагностики подготовленности спортсмена после выполнения физических нагрузок отдельных занятий, циклов тренировки большой и предельной напряженности существенно зависит от снижения субъективности оценки его физических качеств и функциональных возможностей. Чтобы получить объективную количественную оценку подготовленности спортсмена на различных этапах его подготовки, достоверно определить влияние на состояние спортсмена выполняемых им упражнений (тренировочных нагрузок), необходимо использовать в процессе контроля тесты, методы и технические средства измерения, отвечающие требованиям информативности и надежности (В.В. Иванов, 1987). Под информативностью теста, метода, критерия в спортивной метрологии и теории тестов принято подразумевать степень точности определения того или иного свойства, качества, способности, характеристики и т.п., для оценки которого они используются Задача повышения объективности оценки состояния спортсмена может быть решена с помощью рациональных методов медико-биологического, биохимического, психологического контроля и новых, научно обоснованных контрольных заданий физических упражнений педагогического контроля общей и специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков. Разработку рекомендаций нормативов оценки уровня физической подготовленности лыжников-гонщиков осуществлять в соответствии с возрастом, квалификацией, полом и задачами этапов годовых программ тренировки на основе специфических закономерностей построения физического воспитания, требований к педагогическим контрольным испытаниям и теории периодизации спортивной тренировки. Применение в тренировочном процессе высоко информативных контрольных заданий физических упражнений, а также методов медико-биологического, биохимического и психологического контроля оптимизирует всестороннюю оценку подготовленности спортсменов в конкретное время. Этапным контролем тренировочного процесса предусматривается: – определение динамики уровня подготовленности по общей и специальной физической подготовке; – анализ выполненных объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки разной напряженности, направленности и специфичности; – глубокая и всесторонняя оценка состояния спортсмена в начале и в конце каждого этапа годового цикла тренировки. Главные задачи текущего контроля: – выявление изменений состояния спортсмена после проведения одного или серии занятий; внесение соответствующих коррекций напряженности тренировочного процесса. Оперативный контроль проводится с целью экспресс-оценки реакции организма спортсмена на физическую нагрузку сразу после выполнения упражнения или задания. Итак, схему управления напряженностью тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки на любом этапе годового цикла тренировки составляют: – анализ информации системы методов комплексного контроля тренировочного процесса прошедшего этапа годового цикла; – выявление ведущих факторов, за счет которых достигнуто данное состояние спортсмена; – определение основных задач (направлений) в дальнейшей подготовке; – принятие эффективных управляющих решений по коррекции напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки очередного цикла тренировки.
УПРАВЛЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Управление: прогнозирование (предвидение, предсказание), планирование, организация, руководство с координацией, контроль, анализ. Возможные цели – возможность спортивных достижений при благоприятных обстоятельствах (Н.В. Жмарев, 1980). Спортивная деятельность (спорт) охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности (Л.П. Матвеев, 1991).
|